Водители массово не могут купить ОСАГО

Авто Mail.ru выяснил, кто и почему усложняет жизнь мотоциклистам, создавая дополнительные препятствия на пути к новому полису автогражданки
Сергей Удачин
Редактор Авто Mail

Мы уже рассказывали о внезапно обнаружившейся проблеме, которую испытали владельцы мотоциклов при попытке купить новый полис ОСАГО к приближающемуся мотосезону. Тогда байкеры стали мячиками для пинг-понга между РСА и страховщиками: электронную автогражданку нельзя было оформить в частности из-за отсутствия данных в базе союза автостраховщиков о марках и моделях мотоциклов, да и в офисах владельцам двухколесной техники были не рады.

Ситуацию тогда вроде бы удалось «разрулить» не без помощи СМИ, предавших проблему огласке. Но, похоже, в 2021 году ситуация получила новый виток развития. Она, как минимум, повторяется, но с некоторыми новыми вводными. И как в прошлый раз, все началось с поступивших в редакцию многочисленных жалоб от мотоциклистов.

Новые преграды

Наша коллега Ольга Харитонова этой весной в очередной раз собралась продлить страховку на свой мотоцикл BMW f800GS и не смогла этого сделать ни онлайн, ни при личном визите в офис продаж страховой компании, клиентом которой она является много лет.

«Я не могу купить полис уже два месяца, - пояснила Ольга. - Онлайн ОСАГО на мотоциклы в Москве не делает никто. Все отправляют в РСА. Даже моя компания, где я каждый год просто нажимала кнопку «продлить» и все. И это несмотря на многолетний безаварийный стаж.

Сайты страховых и РСА футболят друг к другу и где-то на конечном этапе оформлений ты не проходишь проверку документов. Складывается впечатление, что компании максимально усложняют процедуру, надеясь что на каком-то этапе человек отвалится и уйдет к другим».

По словам мотоциклистки визит в офис проблему не решил. Ей, как и ее знакомым, отказали в оформлении автогражданки, сославшись на то, что система не позволяет этого сделать. Всех направляют в якобы единственное место в Москве, где после бесплатного осмотра мотоцикла — в неудобном месте в Сигнальном проезде, д. 16, стр. 22, и неудобное время — обещают оформить полис «Ингосстраха».

В такой же ситуации оказались и ее знакомые, поделившиеся с Авто Mail.ru аналогичными проблемами. Например, владелец Triumph Tiger 800 Михаил.

«Связывался 7-го с офисом Ресо. Они сказали, что в электронном виде не получается оформить. Предложили поехать в центральный офис на Нагатинскую. Сказали, что там мне все оформят. Дозвонился с третьего раза до офиса, где сказали, что работают до 16 и предложили приехать к ним. Я спросил, зачем ехать — будут оформлять полис или что? Ответили, что мне надо приехать, чтобы они записали меня на осмотр в Троицк. Ближайшая дата осмотра 13.05, но точнее скажут 11.05, когда начнут работу. Причем только в Троицк на осмотр могут записать. Я спросил — а зачем? Они ответили, что там есть специалист, который осмотрит мотоцикл, и что только туда».

Где застраховать мотик? Новые приколы. Приехал в «Ингосстрах» с диагностической картой и нормальными документами. Требуют дополнительный осмотр у независимого эксперта. Запись к нему — на 19 мая, живая очередь с 9-18, до 25 чел. в день. С таксистами.
Сергей
владелец мотоцикла BMW

Единичные случаи

В то же время в крупных страховых компаниях, работающих в России, об озвученной проблеме не слышали. Во всяком случае, в комментариях Авто Mail.ru массовые отказы в продаже ОСАГО мотоциклистам топ-менеджеры не подтвердили.

С точки зрения работы базы РСА мы не наблюдаем никаких сбоев. Что касается страхования мотоциклистов, там просто может быть у кого-то повышенный тариф стоит. Но вот прям отказы массовые — такого нет. Мы и «Харлеи» страхуем, и «Хонды». Проблем с ними не возникало.
Илья Соломатин
вице-президент компании «Иногосстрах»

Впрочем, и нежелание работать с определенными категориями водителей, если такое где-то имеет место, страховщики тоже объяснили.

Как рассказал Авто Mail.ru заместитель генерального директора по маркетингу, рекламе и PR Ресо-Гарантия Игорь Иванов: «Все просто: есть клиенты, которым страховые компании рады, потому что тарифы адекватные. А есть клиенты, с которыми все иначе. По мотоциклистам тарифы как раз не соответствуют тем убыткам, которые эти водители приносят страховым. Им не имеют права отказать в продаже, но могут быть не рады. Проще мотоциклистам оформиться онлайн. Если и это не получилось, что странно, они имеют право жаловаться в РСА. Если ответ не понравится, есть возможность пожаловаться в ЦБ, туда стекаются все неразрешенные жалобы.

Все проблемы с ОСАГО будут решены только тогда, когда оно будет максимально либерализировано и освобождено от жесткого ценового контроля со стороны государства. В каско жалоб подобных не бывает, что не хотят страховать кого-то. А в ОСАГО нам не хватает этого тарифного коридора для определенных категорий владельцев. Нужно позволить страховым делать свои варианты ОСАГО. Тогда продукт не будет приносить такие убытки. Мотоцикл все же — очень опасная штука».

В РСА, как выяснилось, также не знают о каких-либо сложностях с оформлением ОСАГО для мотоциклов. Более того, в союзе автостраховщиков нас заверили, что отказ в выдаче полиса не связан с типом транспортного средства, которое использует водитель. Да и выход из ситуации, которого не видят рядовые мотоциклисты, якобы всегда есть.

«Когда компания по каким-то причинам не может сиюминутно оформить полис, она отправляет владельца к РСА. А мы уже предлагаем выбрать компанию в регионе, у которой эта возможность есть», - пояснил ситуацию замдиректора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. По его словам, отказ не связан с тем, являетесь вы мотоциклистом или нет. Если мотоциклист страхуется долго в одной компании и у него нет проблем с убыточностью, то компания никуда его и не переведет. Но если убытки есть, то существует такое понятие, как распределение. Отказать ему не могут в заключении договора ОСАГО. Поэтому его направляют на сайт, где ему предлагается выбрать другие страховые компании.

Осенний мотофестиваль в Москве в честь закрытия мотосезона 2020 года
86

Никто не скажет правды

Однако юристы, знакомые с возникшей ситуацией не понаслышке, не только подтверждают реальность проблемы с получением ОСАГО мотоциклистами, но и раскладывают по полочкам все причины создания бюрократических препонов на пути байкеров.

«Конечно, страховые будут утверждать, что все в порядке, - рассказал нам специалист по страхованию и мотоциклист Алексей Голова. - Сигнальный проезд — пункт «любимый» мотоциклистами. Это офис «Ингосстраха», который неофициально дал установку под любым предлогом не работать с мотоциклистами. Никто напрямую не скажет: мы не будем страховать. Это же нарушение законодательства, применяют разные варианты: нет бланков, отправляйтесь на техосмотр в далекий пункт, виснет база, технику не можем завести в базу. В других компаниях тоже подобная ситуация.

Предположим, что я в Марьино, а меня направляют в Сигнальный проезд. Действительно, проблема с мотоциклистами в Москве существует. Но значительно меньше, чем с мотоциклистами из регионов. Проблемы были всегда, но с каждым годом все хуже. В «Ингосстрахе», к примеру, закрыли у агентов возможность создания полисов для мотоциклистов. «Ресо» ушли к тому, что агент за это ничего не получает. Просто так работать никто не хочет. В «Согласии» какие-то мотоциклы проходят, какие-то нет. Принцип работы не всегда можно угадать.

В системе Е-гарант документы не проходят проверку. При этом причина не сообщается. Исправить возможности нет.

Что можно сделать? Если брать законодательство, мотоциклист может написать заявление в страховую: прошу застраховать меня в течение 30 дней. Эти можно сделать заранее. Если страховая пытается отправить на осмотр, вы вправе отказаться, если есть диагностическая карта. Вас обязаны застраховать. Можно обратиться к сайту РСА, но люди тратят по 1,5-2 часа. Многие же вообще ни разу не связывались с ОСАГО напрямую, все делал агент. И что там за коэффициенты необходимо вносить — надо еще разобраться. Начинается паника, это все же документы.

Процедура будет проще только тогда, когда страховые будут идти мотоциклистам навстречу. Пока за последние 4 года видим только ухудшение ситуации. Да, мотоцикл — это убыточный сегмент для страховых. Но мы не видим историй, что безубыточным клиентам могут продлить договор. Даже такого не происходит».

Я думаю, что это связано с тем, что ещё не отладили систему техосмотра по новым стандартам. Поэтому, кстати, и Мотобат московский всем составом на прохождение ТО ездил в Зеленоград. Целый день в Москве не работал Мотобат. Просто потому, что нет площадок. Обращаться и жаловаться — формально можно в РСА. Но по факту это едва ли упростит жизнь мотоциклистам. Она станет проще, когда отладят систему техосмотра по новым правилам.
Илья Афанасьев
юрист, специалист по страхованию

Выслушав мнения о проблеме с оформлением ОСАГО не только от обратившихся к нам байкеров, но и от страховщиков, представителя РСА и юристов, Авто Mail.ru решил изучить реальную ситуацию с автогражданкой в целом по России. Помогите нам выяснить, кто из сторон прав, а кто, может быть, далек от происходящего на рынке страховых услуг или просто не желает предавать ситуацию огласке. Примите участие в опросе: