Покупка ОСАГО: неожиданные проблемы для мотоциклистов

Проблемы возникают как с покупкой электронного полиса, так и в офисах, где страховщики пытаются навязать мотоциклистам дополнительные услуги по договору

О том, что мотоциклисты столкнулись с трудностями при оформлении полисов ОСАГО, в беседе с «Авто Mail.Ru» рассказали сами водители. О существующей проблеме пишут и пользователи в соцсетях. Так, многие страховые, в том числе и крупные игроки, не оформляют электронный полис на мотоцикл, отправляя пользователей на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА). Но на этом трудности не заканчиваются: в каталоге РСА нет данных о мотоциклах, говорят мотовладельцы.

Информации нет

В начале апреля с открытием мотосезона продлить страховку на свой мотоцикл BMW f800GS решила Ольга Харитонова. Как рассказывает девушка, она обратилась к сайту своей страховой — «Ингосстрах», — но получила отказ. Система автоматом перенаправила ее на сайт РСА, где информации о ее мотоцикле не оказалось. По ее словам, в каталоге на сайте РСА, как минимум, нет информации о таких марках, как KTM, Ducati и MotoGuzzi.

content image for: 68720
В течение недели периодически захожу на сайт «Ингосстраха» и пытаюсь продлить свой полис ОСАГО на мотоцикл. Результат всегда один - отправляют на сайт РСА, где мотоциклов в базе нет. Друзья говорят, что оформляют в офисах тот же электронный полис. Вопрос: зачем создавать искусственно очереди и загружать сотрудников лишней работой?
Ольга Харитонова
владелица BMW f800GS

Об аналогичной проблеме в беседе с «Авто Mail.Ru» рассказала владелица Suzuki DL650A, представившаяся как Оксана Смирнова (Черепушка). По ее словам, при попытке оформить е-ОСАГО на сайт РСА ее перенаправили в общей сложности 15 страховых, в числе которых «Росгосстрах», «Макс», «Либерти», «Ингосстрах» и «Согласие».

При оформлении стали происходить чудеса, документы не прошли проверку в РСА, все! 15 страховых скинули меня туда. РСА предложил мне некое “Наско”, знать не знаю, кто это. “Наско” долго мурыжил на сайте и в результате, отправил на сайт РСА, который в свою очередь предложил мне страховую, угадайте какую? Правильно, “Наско”
Оксана Смирнова (Черепушка)
владелица Suzuki DL650A

После этого девушка решила обратиться непосредственно в офис страховой компании. По ее словам, вечером того же дня она заехала в «Росгосстрах», где ей отказали, «сославшись на некий запрет оформления от руководства свыше». Не получилось оформить страховку и в «Ресо», жалуется Оксана. В итоге купить полис ей удалось только с дополнительными услугами: 1 000 рублей страховка мотоцикла и 2 600 рублей услуги по страхованию недвижимости.

Массовая проблема

Между тем, опрошенные «Авто Mail.Ru» страховые компании заявили, что у них все в порядке с продажей полисов мотоциклистам. «Нам о такой проблеме неизвестно. По поводу возможных проблем работы системы Е-Гарант лучше обратиться непосредственно в РСА», — прокомментировал Алексей Шугаев из управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия». По его словам, на сайте «РЕСО-Гарантия» реализована возможность заключения договора ОСАГО, в том числе и для транспортных средств категории «А». «В случае, если страхователь испытывает трудности с оформлением договора на сайте, он всегда может обратиться для заключения договора в филиал компании», — говорит он.

К слову, на сайте «РЕСО-Гарантия» действительно можно сформировать заявку на е-ОСАГО для мотоцикла. Соответствующая категория транспортного средства есть в форме, необходимой для заполнения. Впрочем, введя все данные на сайте страховщика, вы все равно перенаправляетесь на сайт РСА.

content image for: 68720

Не слышали о таких трудностях и в «АльфаСтраховании». При этом, там также подтвердили, что на сайте реализована функция покупки полиса на мотоциклы.

Вместе с тем истории Ольги и Оксаны не единичны. В социальных сетях многие владельцы мотоциклов жалуются на схожие проблемы. О том же говорит и автоюрист Сергей Радько. «Я слышал про проблемы о том, что нельзя на сайтах страховщиков выбрать модель мотоцикла при страховании», — сказал он в беседе с «Авто Mail.Ru», отметив, что совершенно не удивлен этому факту.

Контент недоступен
Я примерно этого ожидал – если страховщики не хотят страховать каких-то клиентов, то они находят множество способов и отговорок. То у них нет бумажных полисов, то с электронными полисами возникают проблемы, то сбои, то страховые компании перекидывают пользователей с одного сайта на другой  
Сергей Радько
автоюрист

Говоря о жалобах с навязыванием дополнительных услуг, то многих из них, отмечает он, поступают из регионов. «Просто так купить бумажный полис невозможно, бланков нет. Это слышно по всей России. Это проблема касается в первую очередь иногородних, которые зарегистрированы в другом регионе. Также есть проблемы с получением полисов для мотоциклистов и таксистов, которых считают рисковой категорией клиентов. Несмотря на то, что ЦБ принимает серьезные меры за навязывание допуслуг, это продолжается», — отмечает он.

Впрочем, по информации «Российской газеты», проблема с навязыванием «допов» из так называемых «токсичных» регионов перекинулась и на Москву. «Отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту “РГ” были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем. Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО», — пишет издание, не называя эти компании.

Контент недоступен

Что делать?

В свою очередь в РСА подчеркивают, что договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в заключении такого договора. Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней, сообщили в Союзе «Авто Mail.Ru». Напомнив, что при заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.

Кроме того, в Союзе напоминают, что ранее для покупки е-ОСАГО также была запущена система «Е-Гарант».

«Продажи электронных полисов происходят за счет системы «е-Гарант» практически бесперебойно. Возможны ошибки, но в большинстве случаев следует проверять ту информацию, которую заполнил страхователь», - отмечают в РСА.

Чтобы взять полис без допуслуг, говорит юрист Радько, нужно, во-первых, заняться его покупкой заранее. Во-вторых, советует он, можно приобрести электронный полис — в его получении не могут отказать из-за отсутствия бланков. В третьих, если не хотят продавать полис, то нужно просить письменный отказ и снять разговор на видео (это может помочь получить полис). Он также напоминает, что покупка полиса является публичной процедурой, и отказать в ней нельзя, если на руках у автомобилиста есть весь комплект документов.

Надежда Гурина