История революционного спортивного автомобиля, названного по фамилии придумавшего его Джона Делореана и получившего мировую известность во многом благодаря трилогии «Назад в будущее», началась еще в середине 1970-х годов. Однако лишь спустя пять лет после постройки первого прототипа с дизайном от Джуджаро и доработанной инженерами Lotus Cars технической начинкой, на новом заводе под Белфастом в Северной Ирландии был собран первый серийный DeLorean DMC-12.
Оставим в стороне достойную отдельного повествования захватывающую биографию Джона Делореана, а также историю создания и фиаско его собственной автомобильной марки, по которым в 2018 году был снят фильм «Тачка на миллион», и расскажем про несколько интересных и малоизвестных фактов о культовом автомобиле, отмечающем юбилей в этот день.
Почему 12?
Изначально футуристичный двухдверный спорткар, оказавшийся в итоге единственной моделью новоиспеченного бренда, назывался DMC-12. Аббревиатура расшифровывалась как DeLorean Motor Company, а числовое значение в конце указывало на цену в 12 000 долларов, за которую Джон Делореан хотел предлагать автомобиль клиентам.
Однако когда машина добралась до конвейера в 1981 году, прайс на нее увеличился более чем вдвое — до 25 000 долларов. Это было немногим дешевле тогдашнего Porsche 911 и существенно дороже быстрых и мощных Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo. В дальнейшем цена только росла: до 29 000 долларов в 1982 году и до 34 000 долларов в 1983 году, уже после краха фирмы. По этой причине о цифре 12 вскоре предпочли забыть и DMC-12 стал известен как просто DeLorean.
Деревянный спорткар
Первым осязаемым «Делореаном» в натуральную величину был макет, заказанный в ателье Italdesign у Джорджетто Джуджаро. Его изготовили в Италии и доставили в штаб-квартиру новообразованной фирмы DMC в Мичигане летом 1975 года. На постройку гигантской модели из специальной эпоксидной штукатурки, нанесенной на деревянный каркас, ушло около пяти месяцев.
Спустя четыре года макет был доработан и стал выглядеть как DMC-12, который в итоге пошел в серийное производство. Впоследствии этот самый первый DeLorean подарили транспортному музею в Ольстере, Северная Ирландия. В его экспозиции застывший во времени среди старых трамваев, мотоциклов и паровозов автомобиль можно увидеть по сей день.
Судьба опытных образцов
При подготовке к производству было построено два ходовых прототипа DMC-12. Но до наших дней дожил только один из них. Он был продан с молотка в 1984 году после банкротства компании за цену чуть больше новой серийной машины — 37 000 долларов.
После 20 с лишним лет нахождения в частной коллекции он сменил владельца и был отреставрирован. А затем выставлен в транспортном музее в Херши, штат Пенсильвания. Второй прототип Делореан отправил в компанию Lotus Cars в Великобританию еще в 1978 году. Считается, что этот автомобиль был уничтожен в 1990-х годах.
Пилотная партия, собранных не для продажи, насчитывала 28 спорткаров. Они использовались для испытаний и отличались от серийных двухдверок оформлением салона, а также сдвижными секциями в окнах дверей. Долгое время считалось, что эти автомобили были утилизированы, как и второй ходовой прототип. Однако несколько экземпляров чудесным образом обнаружились в частных коллекциях фанатов модели.
Инновации, которые так и не увидели свет
Cпорткар, призванный утереть нос таким автогигантам, как General Motors, был задуман Делореаном куда более инновационным и даже революционным, чем вставший на конвейер автомобиль. Талантливый инженер и управленец, в годы работы на GM инициировавший бесчисленное множество патентов, припас для DMC-12 массу интересных фишек.
Начиная с уникального легковесного пластикового каркаса, выполненного по технологии Elastic Reservoir Molding, на который наклеивались панели кузова из матовой аустенитной нержавейки, среднемоторной компоновки с роторным двигателем Ванкеля, новаторских по тем временам подушек безопасности и заканчивая упругими бамперами, без последствий выдерживающими удар на скорости до 10 миль/ч (16,1 км/ч) и даже шасси из композитных материалов.
Но все эти решения были разом похоронены инженерами Lotus Cars, которым поручили доводку технической части машины, как слишком сложные, а главное — дорогостоящие в массовом производстве. В результате кузов сделали из стеклопластика и усилили стальной рамой, что увеличило расчетную массу спорткара с 1000 до 1247 кг. Подвеску, рулевое управление и тормоза взяли от Lotus Esprit. Да и от роторного мотора отказались, поскольку созданная для выпуска таких агрегатов «Ситроеном» и NSU компания Comotor SA закрылась в 1977 году.
Слабое звено под капотом
Вынужденную замену роторного двигателя на обычный ДВС можно считать одной из причин провала модели. Прогрессивный двухвальный мотор Ванкеля, о котором грезил Делореан поначалу, должен был сделать спорткар по-настоящему быстрым, динамичным и экономичным. Но с выбранным в качестве альтернативы ничем не примечательным 130-сильным 2.9 V6 от Renault, Volvo и Citroen на это не приходилось рассчитывать. Из-за этого мотора, агрегатировавшегося с пятиступенчатой механикой по умолчанию или трехступенчатым автоматом за доплату, пришлось в том числе сменить компоновку на заднемоторную.
Делореан попытался исправить проблему с несоответствующей крутой внешности вялостью и медлительностью тяжелой двухдверки, которая набирала 60 миль/ч хуже конкурентов — за 9,5-10,5 с против 7,5-8,5 с. Он заказал у Нью-Йоркской фирмы Legend Industries, ранее выпускавшей турбокомрессоры для Fiat 124 Spider, наддувную версию мотора для DMC-12. Американцы сделали четыре таких спорткара — два с обычным наддувом и два с двойным. На испытаниях по гоночной трассе Бриджхэмптона машины с двумя компрессорами промчали быстрее, чем Ferrari 308 и Porsche 928.
Разгон до 60 миль/ч (97 км/ч) у таких спорткаров занимал всего 5,8 с, а из четверти мили они выезжали за 14,7 с. Впечатленный результатами глава DMC решил заказать в Legend Industries 5000 таких турбомоторов, чтобы предлагать их как опцию за 7500 долларов. Но не успел реализовать задумку, поскольку его компания была объявлена банкротом.
Проблемы с надежностью
Другим злом, лишившим DMC-12 будущего, было низкое качество автомобилей, сборку которых наладили в 1981 году в Северной Ирландии — республике, предложившей нуждавшемуся в финансировании Делореану лучшие преференции, чем Испания, Португалия и Пуэрто-Рико. Неопытные рабочие из раздираемого гражданской войной проблемного региона Объединенного королевства как ни старались не могли давать качественный продукт.
Из-за этого Delorеan Motor Company была вынуждена пойти на дополнительные траты. Компания спешно открыла в США «Центры обеспечения качества» (Quality Assurance Сenter), в которых поставлявшиеся из Европы машины до отправки дилерам практически собирались заново. На это уходило от 140 до 200 часов работы. К 1982 году многие недочеты в работе завода удалось исправить, но авторитет его продукции и самой компании был основательно подорван.
За те без малого два года, что проработал завод DMC, было выпущено около 9000 спорткаров. В 1981 году — порядка 6700 автомобилей, а в 1982 году — почти 2000 штук. Причем часть последних — как модель 1983 года, с измененными VIN-кодами. Это случилось, когда фирма Consolidated International, купившая нераспроданные и недособранные машины обанкротившейся компании, вернула рабочих на конвейер, чтобы закончить начатое. По разным данным на сегодняшний день в мире сохранилось около шести с половиной тысяч «Делореанов».