Сhevrolet Corvette: история домашнего истребителя

17 января 1953 года на автомобильной выставке General Motors Autorama в Нью-Йорке публике впервые представили совершенно новый для Америки автомобиль
content image for: 75911

Это было футуристичное двухдверное купе — стеклопластиковый кузов на металлическом каркасе, водруженный на трубчатую раму с рядным шестицилиндровым мотором объемом 3,8 л под капотом. Крутящий момент на колеса заднего моста передавала двухступенчатая автоматическая коробка передач Powerglide.

Всего таких машин построили 300 экземпляров, каждый из которых окрашивался в белый цвет и продавался по цене в $3500, что было значительно ниже ценников, запрашиваемых за свои суперкары европейскими автостроителями.
Всего таких машин построили 300 экземпляров, каждый из которых окрашивался в белый цвет и продавался по цене в $3500, что было значительно ниже ценников, запрашиваемых за свои суперкары европейскими автостроителями.

И по сей день Corvette по цене остается типичным демократом. Являясь полноправным членом клуба суперкаров, он стоит существенно дешевле многих из них. Так, 460-cильную базовую версию Stingray 6.2 V8 в США можно приобрести менее чем за $56 000. Да и топовые модификации Corvette относительно недороги. Например, цена лютой 765-сильной версии ZR1 стартует с отметки всего в $123 000.

С кривой усмешкой

«Ну а такой ли уж это и суперкар сегодня?» — возможно, спросите вы. Извольте, ZR1 способен на максимальные 212 миль в час (340 км/ч), да к тому же с разгоном в 3,1 с до сотни. Говоря по совести, первый 152-сильный Corvette с максимальной скоростью в 170 км/ч и разгоном до сотни за 11 секунд у истинных корифеев спортивных автомобилей, которых уже тогда успели избаловать европейские производители, вызывал снисходительную улыбку. Но машина оказалась красивой и постепенно набирала очки.

Поначалу, правда, проект буксовал, продажи были мизерными. Однако GM со временем все же удалось превратить свой первый спорткар в неувядающую легенду! Американцы всегда умели организовать грамотный «пиар». А экзотическое техническое решение со стеклопластиковым кузовом, между прочим, успешно дожило до наших дней.

В рамках процесса по созданию легенды Сorvette, видимо, и наградили персональной эмблемой, отличной от прочих Chevrolet, на которой мы имеем перекрестие стяга Chevrolet и клетчатого гоночного флага.
В рамках процесса по созданию легенды Сorvette, видимо, и наградили персональной эмблемой, отличной от прочих Chevrolet, на которой мы имеем перекрестие стяга Chevrolet и клетчатого гоночного флага.

Одна из легенд гласит, что проигрышное положение первого Corvette в конкуренции со спорткарами из Старого Света спас выходец из России, инженер и автогонщик Зора Дунтов. По его рекомендации в итоге модель снабдили могучим V8 4.3 л на 195 «лошадей», который и обеспечил достойный для спорткара темперамент.

В 1956-м, чтобы окончательно сбить презрительную улыбочку с лиц любителей настоящей скорости, Chevrolet установил на спорткар уже 225-сильный V8 с 3-ступенчатой «механикой», которая по спортивным характеристикам на голову превосходила прежний доисторический «автомат». А затем и вовсе начали предлагать 4,6-литровый V8 мощностью 315 л.с. С ним машина ускорялась с места за 7,5 с. Это уже было кое-что... Быстрым и вертким «Остинам» и «Ягуарам», привезенным американскими офицерами из послевоенной Европы, в Америке пришлось потесниться.

Сумасшедший захребетник

1963 год — время Sting Ray (с англ. «Жало ската»). Идеи первого «Корвета» изжили себя, поэтому купе второго поколения потрясало футуристичным дизайном. Много споров вызвала разделяющая заднее стекло перемычка-«хребет», которая не только делала облик машины стремительным, но и создавала опасную «слепую» зону для водителя.

Когда многие владельцы сразу после покупки машины переделывали экзотичное заднее стекло в обычное, «хребет» упразднил сам производитель.
Когда многие владельцы сразу после покупки машины переделывали экзотичное заднее стекло в обычное, «хребет» упразднил сам производитель.

Сегодня, кстати, ситуация обратная и отчасти даже анекдотичная. Коллекционеры заинтересованы в двойном стекле гораздо больше, поэтому зачастую восстанавливают пресловутую перемычку, некогда безжалостно вырезанную первыми владельцами.

content image for: 75911

Однако Sting Ray прогрохотал не только дизайном, но и 7-литровым мотором, который развивал страшные по тем временам 425 сил (мотор был опционным при стандартном 375-сильном V8 5.4). С ним машина уже разгонялась за 5 секунд при максимальной скорости в 240 км/ч. К тому же новый Corvette теперь научили быстро ездить не только по прямой, но и по извилистой трассе, снабдив его независимой подвеской заднего моста. А особая серия L88 1967 года — с V8 на 560 сил — считалась среди коллег по цеху настоящим сумасшедшим. Приручить такой агрегат удавалось далеко не всякому водителю даже из продвинутых гонщиков.

От скатов и Кока-Колы к истребителям

Так прошли еще годы до появления в 1968 году третьего поколения Corvette, кузов которого сравнивали с бутылкой Кока-Колы. Последняя ради большей эргономики сужалась к середине, как и кузов спорткара сужался к дверям, если рассматривать машину сверху. Базовым мотором ему служил 5,4-литровый V8 мощностью 300 л.с. За дополнительную плату предлагались несколько более сильных его коллег. Однако былых 560 «лошадок» уже не было, быть может, из-за введенных в 1974 году в США новых норм безопасности. Благодаря им, кстати, до 1986 года Сorvette лишился кузова кабриолет, ограничившись версиями тарго (со съемными панелями крыши).

slide image for gallery: 25554 | Corvette
slide image for gallery: 25554 | Corvette
Между нами, пресловутые «безумные семидесятые» для спортивных машин в США таковыми вовсе не были. Времечко было суровое: нормы безопасности, лютый топливный кризис... Стоимость бензина изрядно подсушила мышцу завзятых суперкаров.

Например, Сorvette 1979 года мог похвастать мотором мощностью всего 185 «лошадок», с которым едва переваливал за двести (увы, далеко не миль). И это при том, что узнать реальную скорость водитель не мог, поскольку тогда в США действовал закон, запрещающий размечать спидометры выше 85 миль/ч (135 км/ч). Считалось, что большие числа «заводят» водителя и могут сподвигнуть на нехорошее.

В 1984 году дебютировала модель четвертого поколения. Ее код С4. Быть может, по аналогии со взрывчаткой, поскольку она отчасти произвела эффект разорвавшейся бомбы. По изяществу и чистоте линий купе уже вполне соперничало с Ferrari и Maserati. Ради улучшения обтекаемости использовали так называемые «Стелс» — технологии, применявшиеся при создании знаменитого самолета-невидимки. Электронная «приборка» с «бегающими» шкалами тоже роднила автомобиль с истребителями. Хотя кто-нибудь доподлинно знает, как выглядят спидометры на истребителях? Наверняка гораздо прозаичнее.

slide image for gallery: 25553 | Corvette
slide image for gallery: 25553 | Corvette

Словом, Corvette С4 с 205-сильным V8 5.7 оказался страшно крутым, но не гоночным, а, скорее, отличным «Гран Туризмо», пока в 1990-м не возникла на горизонте экстремальная модификация Corvette ZR-1 с 405-сильным мотором. Над двигателем и подвеской камлали шаманы из Lotus. И не удивительно, что «автомата» здесь нет даже в списке опций. А зачем, если на этой машине можно было обогнать Porsche или Ferrari — писали о нем итальянские, кстати, журналисты. 290 км/ч и 4,5 до «сотни»: у Ferrari 348 тех лет аналогичные цифры заметно скромнее...

А дальше был доверху напичканный электроникой С5 (1997) с регулируемой жесткостью подвески, но при этом с весьма архаичным V8 с двумя клапанами на цилиндр. И эта машина была относительно мирной пока в 2001-м у нее не появился наследник-экстремал — 385-сильная версия Z06 — с разгоном до «сотни» за 4,2 секунды. Завершала разврат смешная цена: чуть больше $50 000
А дальше был доверху напичканный электроникой С5 (1997) с регулируемой жесткостью подвески, но при этом с весьма архаичным V8 с двумя клапанами на цилиндр. И эта машина была относительно мирной пока в 2001-м у нее не появился наследник-экстремал — 385-сильная версия Z06 — с разгоном до «сотни» за 4,2 секунды. Завершала разврат смешная цена: чуть больше $50 000

Были и другие «Корветы» — спецсерии, концепткары, серийные модели, достойные стать персонажами отдельных материалов, усложняющиеся от поколения к поколению, но никогда не изменяющие моторам V8. Долгое время эти машины в России официально не продавались, а ближайший техцентр по обслуживанию Corvette до 2010-х находился в Хельсинки.