Ситуации, когда конечная точка полета рейса меняется, происходят с самолетами достаточно часто. Случается это в основном из-за нештатных ситуаций: виной могут быть происшествие в аэропорту (например, выкатившийся за пределы полосы самолет) или же погодные условия. Однако для многих пассажиров подобные изменения маршрута могут стать крайне неприятным сюрпризом.
Вынужденное путешествие в другой аэропорт обернется трудностями если в конечной точке полета вас ждет личный автомобиль (который вы, например, оставили на парковке, когда вылетали) или же заказанное заранее такси. Кроме того, в камере хранения аэропорта прибытия могут остаться вещи (опять же в том случае, если ваше путешествие началось на этом же аэровокзале). Да и при наличии встречающих рандеву в случае подобных пертурбаций придется отменить. А для иностранцев, не знающих языка и города, подобное приключение может стать стрессом.
Сколько придется потратить?
Почти наверняка в подобной ситуации придется потратить некоторое количество времени и определенную сумму денег на путешествие до финальной точки. А в случае с таким большим городом, как Москва, такая поездка может занять несколько часов и «влететь в копеечку».
Например, если вам нужно попасть в Шереметьево, а самолет приземлился в Домодедово, то поездка на такси займет примерно полтора-два часа (а может и больше, если на дорогах серьезные пробки), причем стоить такое путешествие будет около трех тысяч рублей по тарифу «Эконом» в условиях высокого спроса.
Можно воспользоваться каршерингом и доехать от одного аэропорта до другого — время вы вряд ли сэкономите, а вот в цене можно выиграть. Где припарковать каршеринговый авто в аэропорту — узнаете из наших подробных инструкций.
Путешествие на общественном транспорте займет 2,5-3 часа, но и стоить будет значительно дешевле — около 900 рублей при условии использования «Аэроэкспресса» и с минимумом пересадок.
Авто Mail.ru поговорил с экспертами и выяснил, кто несет ответственность за смену конечного аэропорта во время путешествия, можно ли получить компенсацию за непредвиденные расходы и какие документы для этого нужны.
Можно ли вернуть деньги?
Несмотря на то, что подобные моменты напрямую не прописаны в законодательстве, получить компенсацию вполне реально, уверяет глава Союза пассажиров Кирилл Янков.
«В законе указано, что авиакомпания обязана доставить пассажира в аэропорт назначения. И если рейс международный, то там достаточно большие компенсации за каждый час задержки. Скажем, пассажирам рейса Берлин-Москва такие выплаты точно положены», — рассказал Кирилл Янков.
С внутренними перелетами ситуация сложнее — в законе нет точных правил, касающихся этой ситуации. Однако и здесь есть выход, утверждает эксперт.
«В любом случае, пассажир должен собрать все чеки, которые подтверждают факт его трат на поездку (билет на электричку, чек на заказ такси или платную парковку, багаж, билет на стыковочный рейс) и обратиться к руководству авиакомпании. Обычно такие расходы легко возмещают без долгих споров. Особенно если подобная ситуация произошла по техническим причинам», — уточнил Кирилл Янков.
Причины замены аэропорта особенно важны в деле возмещения расходов, рассказал глава Союза потребителей России Пётр Шелищ.
«Есть один важный нюанс: по какой причине самолёт доставил пассажира не в тот аэропорт. Если это метеоусловия, то о претензиях к авиакомпании говорить сложно. Обычно у них в правилах подобные ситуации как раз прописаны, ответственность с себя они в таком случае снимают. А вот если были иные причины, то возместить убытки будет реально», — говорит эксперт.
Как получить компенсацию?
К сожалению, в России нет конкретного закона, который бы это регулировал, сетует Шелищ. Но есть общее правило: пассажир должен быть доставлен в конечный пункт, который ему изначально обещали.
«Поэтому авиакомпания должна взять эти расходы на себя. Заказать автобусы, договориться с авиаэкспрессом, решить вопрос с транзитными пассажирами. Главное — не молчать, а на месте подойти к представителям авиакомпании. Если же вас оставили без конкретного решения, то стоит написать жалобу и отправить её заказным письмом руководству авиакомпании», — рассказал глава Союза потребителей.
В Федеральных авиационных правилах прописано лишь то, какие услуги должна предоставить авиакомпания при задержке рейса. Но мало кто из пассажиров знает, что все эти же бонусы действуют и в том случае, если вы приземлились не в том пункте назначения, который планировался, говорит юрист Алексей Терещенко.
«При изменении маршрута независимо от причины вы имеете право на: два бесплатных звонка родственникам, обеспечение питанием и водой, нахождение в комнате матери и ребёнка. Плюс к этому, конечно, вам должны возместить расходы, которые вы понесли из-за изменения маршрута. Не могу сказать, что это часто происходит. В моей практике я сталкивался лишь с ситуациями, когда транзитные пассажиры требовали оплатить билет, так как не успевали на самолёт. По факту другой аэропорт — это неисполнение договора о перевозке и изменение его в одностороннем порядке. Если вы обратитесь в суд, он встанет на вашу сторону. Другое дело, что с судом мало кто из пассажиров захочет сталкиваться», — рассказал Алексей Терещенко.