Легендарная «Волга» ГАЗ-24 была символом власти в Советском Союзе, на ней ездили чиновники, руководители госаппарата, директора предприятий, милиция и спецслужбы. Говорят, визит на таком автомобиле, и особенно черного цвета, открывал многие двери и упрощал решение важных вопросов.
Людям старшего поколения также наверняка знакома версия ГАЗ-24-02 с кузовом универсал, с обивкой из специфически пахнущего кожзама. Она часто встречалась в такси и работала как «Скорая помощь».
Кстати, как раз в декабре 1968 года на базе шасси мелкосерийной сборки были построены два первых ходовых прототипа вместительных пятидверок. Эти машины черного и белого цвета участвовали в заводских испытаниях вплоть до снятия с конвейера ГАЗ-21 и запуска преемницы.
О том, кто и как создавал дизайн «двадцать четвертой» — можно прочитать в книге «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство» издательства «Горькийклассик». Там же собрана масса любопытных фактов о рождении легендарной модели.
Специальный цвет для «Волги»
В 1969-1970 годах для будущих такси был разработан и утвержден «фисташковый специальный» цвет окраски кузова. Причем создавался он с учетом ряда важных условий. Во-первых, такой колер нельзя было использовать в линейке ни одного другого автомобильного завода СССР.
Во-вторых, цвет должен был быть не раздражающим. Он должен был гармонировать с городским озеленением. В таком окрасе машины выпускались для таксомоторов до 1978 года, когда для такси выбрали новый лимонно-желтый оттенок.
С кого копировали?
Инновационная и перспективная новая «Волга» создавалась с оглядкой на два с лишним десятка иностранных моделей родом из первой половины шестидесятых годов: от Ford Falcon, Chevrolet Corvair, Plymouth Valiant, Rover 2000 и Mercedes-Benz 220 до Fiat 2300, Holden Standard Sedan, Peugeot 404, Mitsubishi Debonair, Volvo 122S и даже Citroen DS-19. Причем некоторые из этих машин в 1962-1964 годах принимали участие в испытаниях параллельно с ГАЗ-24.
Крыша в тренде
Между прочим, в самых первых проектах, датированных 1965 годом, новый универсал «Волга» Циколенко с коллегами хотели сделать с оригинальной и модной в то время двухуровневой крышей со стеклянными секциями спереди и по бокам. Правда позже от этого варианта отказались. Благо заложенная в машину практичность и архитектура салона с ровным полом при сложенных сиденьях, один или два ряда диванов за водителем и отдельный отсек для запаски все же перекочевали на серийную машину.
Супербыстрая «Волга»
С самого начала ГАЗ-24 планировался к выпуску с множеством версий и модификаций. После утверждения дизайна машины, скульпторы и инженеры работали также над «люксовым» вариантом под индексом 24-14. Это был седан с шестицилиндровым мотором и измененной горизонтальной решеткой радиатора с четырьмя фарами. Но его, несмотря на успешные испытания трех прототипов, тоже не пустили на конвейер.
Плагиат?
Помимо различных тестирований, опытные образцы, коих к запуску модели набралось больше двух десятков, активно использовались для рекламных съемок и официальных показов. Один из самых близких к серийной «Волге» прототип №15, например, был отснят для получения патента в Комитете по делам изобретений и открытий. Правда, газовцам тогда пришлось объясняться с ведомством, доказывая отсутствие плагиата на зарубежные модели. С этой целью в 1966 году в Москву даже специально привозили для сравнения с «Волгой» годовалый Opel Kapitan.
А вот еще несколько действительно интересных фактов о ГАЗ-24, которые можно найти только в книге «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство»:
- Передняя панель новой «Волги» полностью симметрична. Так кузовщики и дизайнеры на этапе проектирования позаботились о выпуске машины с правым рулем.
- ГАЗ-24 был одной из первых советских машин с гнутыми стеклами дверей, позволяющими получить максимальные размеры салона и усадить сзади трех человек.
- Конструкция кузова предусматривала использование крупногабаритных 15-дюймовых шин от ЗИМа (для будущих универсалов), а также установку на колеса цепей противоскольжения.
- Характерная выштамповка на капоте ГАЗ-24 была функциональной. Помимо усиления крышки ее сделали для размещения корпуса воздушного фильтра и пробки радиатора под низким, по сравнению с ГАЗ-21, передком.
- Радиаторная решетка новой «Волги» воспроизводит форму «китовый ус», как у «двадцать первой» модели, но выполнена одним элементом вместо семи у предшественницы.
Новая «Волга» в первоначальном, хоть и доработанном неоднократно варианте продержалась на конвейере ГАЗа до 1986 года, уступив место радикально модернизированным ГАЗ-24М и ГАЗ-24-10. Они в свою очередь в 1992 году были заменены моделью ГАЗ-31-029. За все время было выпущено почти 1,5 млн экземпляров ГАЗ-24 всех модификаций.
Впрочем, дело талантливых художников, скульпторов и инженеров ГАЗа живет по сей день. Фанаты модели бережно хранят и реставрируют отдельные экземпляры, а также строят на их основе яркие, современные проекты, как, например, умеющий «прыгать» и «танцевать» лоурайдер московского энтузиаста Вадима.
Помимо приведения мотора в порядок, замены коробки на другую от более поздней «Волги», обновления хрома, молдингов с шильдиками и установки современной подвески, автомобиль окрасили в необычный цвет. В планах владельца также числится перешивка редкого синего салона, который устанавливался на эту модель лишь в 1983 году.