На «АвтоВАЗе» вспомнили, как появилась «Ладья» на заводе

Почти 20 лет назад здание с логотипом производителя стало «визитной карточкой» Тольятти
Буденков Денис

Портал «На заводе» решил вспомнить, как на здании заводоуправления «АвтоВАЗа» — самого высокого строения в Тольятти, — появился логотип автопроизводителя.

Монтаж «ладьи» начался 4 ноября 2001 года и продолжался около недели. С ним 96-метровое здание выросло еще на 10 метров. Эмблему высотой 5 метров и шириной 15 метров установили на крыше на эстакаде.

Вся конструкция, весящая в общей сложности около 50 тонн, была доставлена к месту монтажа по частям вертолетом Ми-10К, именуемым «летающим подъемным краном» — на это у него ушло 12 подъемов. Таких вертолетов во всей России насчитывается менее десятка, он прибыл из Тюмени, где выполнял установку буровых вышек.

«Ладью» разрабатывали специалисты автопроизводителя. Она прошла серию испытаний — в том числе и в аэродинамической трубе, — и способна справиться с любыми капризами погоды. В рабочем режиме эмблема при помощи электродвигателя вращается со скоростью одного оборота за 4 минуты. При усилении ветра до критического уровня автоматика разворачивает эллипс в положение, при котором сопротивление конструкции воздушному потоку наименьшее.

Конструкция была предварительно смонтирована и опробована на земле, затем разобрана на монтажные узлы. Однако возникла проблема с тем, чтобы найти профессиональных пилотов, которые не только смогут поднять крупногабаритный груз, но и при этом с максимальной точностью опустить его на места крепления на крыше. Помощь автозаводу предложили сибирские вертолетчики, имевшие опыт работы с большегрузным оборудованием нефтяников.

«Работали вертолетчики не просто мастерски, но самоотверженно. У них за плечами были сотни многотонных подъемов, но вазовская операция, как они сами признавались, уникальная. Прежде всего, из-за предельной близости к “высотке”: трудно было рассчитать, как поведет себя огромная парусящая конструкция при неожиданном порыве ветра. А тут ещё сложности с аэродинамикой. Над самой крышей одни воздушные потоки, а в нескольких метрах, за скосом — обрыв крыши и уже другая воздушная среда», — рассказал Евгений Козлов, занимавший в то время должность начальника цеха содержания зданий.

«По словам самих специалистов, с появлением уникальной эмблемы заводоуправление обрело завершенный запоминающийся облик, соответствующий масштабам и значению предприятия. Теперь “высотка” является не только символом предприятия, но и “визитной карточкой” всего города», — отметил автопроизводитель.

На этой неделе Ижевскому автозаводу исполнилось 55 лет. Первым автомобилем, который сошел с его конвейера, стал Москвич-408.

Также на днях «АвтоВАЗ» представил спецсерию 4х4 и XRay Cross под названием [BLACK].