Аспекты дорожного движения можно рассматривать в двух плоскостях: закон и здравый смысл. В первом случае это нормы Правил дорожного движения и требования сотрудников Госавтоинспекции по их выполнению, а во втором — сложившиеся у участников движения стереотипы и привычки. Чем эти плоскости ближе, тем ближе закон к реалиям и, следовательно, тем безопаснее на дорогах. К сожалению, в отношении перевозки детей до сближения еще далеко.
О том, что специальные детские автокресла (или, говоря нормативным языком, удерживающие системы или устройства), помогают сохранить жизнь и здоровье детей, вроде бы, знают все. Как следствие, различные исследования показывают, что до 80 процентов детей в нашей стране перевозятся в соответствии с правилами. Так почему же в последние годы смертность среди маленьких пассажиров вышла на первое место среди причин гибели детей на дорогах?
3 тысячи рублей: штраф за перевозку детей в нарушение ПДД
Что нужно инспектору ДПС от водителя, который везет ребенка? Не так уж и много: чтобы до достижения 7 лет от роду малыш путешествовал в детском кресле. В противном случае — штраф 3000 рублей. Но вот какое это кресло, подходит ли оно по размеру, сертифицировано ли оно, инспектора не особо заботит.
Государство, впрочем, это тоже не беспокоит, ведь до сих пор в магазинах можно встретить автокресла ценой в пару тысяч рублей, которые являются чем угодно, но только не детскими удерживающими системами. Очевидно, что наряду с полицией, которая должна проверять не только факт наличия в машине автокресла, но и его соответствие установленным требованиям, к решению вопроса должен подключиться Минпромторг, предложив меры по запрету оборота на рынке несертифицированной продукции.
Ну а что с детьми, которым исполнилось 7 лет? Оказывается, ПДД разрешают пристегивать их взрослыми ремнями безопасности. Нонсенс? Безусловно! Но не спешите критиковать ПДД и их авторов: такая формулировка — это результат компромисса.
Дело в том, что современные дети очень быстро перерастают расчетные детские параметры, по которым проектируются и испытываются удерживающие устройства, — вес 36 кг и рост 150 см. Поэтому в отношении школьников ПДД отдают этот вопрос на откуп самим взрослым, которые сами должны определить наиболее безопасный способ перевозки. Впрочем, вопросы есть и с перевозкой дошкольников. Как не заблудиться в разнообразии рынка? Для этого есть несколько довольно простых правил.
Чем новее стандарт, тем безопаснее автокресло
Итак, первое и самое важное: автокресло должно быть сертифицировано, о чем непременно будет информация либо на самом изделии, либо на его упаковке, а также в документации. Обязательна ссылка на международный стандарт — Правила ЕЭК ООН No 44/04 либо No 129. Причем сертификация на соответствие второму документу предпочтительнее, так как он более современный, и в отличие от первого предусматривает, например, оценку удерживающего устройства на защиту от бокового удара.
Самые известные тесты — от немецкого автоклуба ADAC. Но не стоит увлекаться только критерием безопасности, ведь не менее важны комфорт ребенка и удобство использования. Если в этом провал, то грош цена высоким защитным свойствам, если ребенок отказывается сидеть в кресле. Поэтому лучше выбирать кресло не через интернет, а в обычном магазине, причем захватив с собой на «тест-драйв» главного пользователя. Посадите и понаблюдайте за реакцией: если ребенку неудобно, он заявит об этом сразу.
ISOFIX: не только удобно, но и безопасно
Автокресло надо использовать правильно. Во-первых, оно должно подходить под физиологию (рост и вес) ребенка. Во-вторых, его необходимо правильно установить, а малыша — пристегнуть. Скорее всего, туго затянутые ремни маленькому пассажиру не понравятся, но тут уже задача родителей убедить его в том, что ехать можно только так и никак иначе.
Внимательно читаем инструкцию и выполняем все ее предписания. Кстати, вероятность ошибки монтажа — это один из параметров, оцениваемых в тестах. И это разумно, ведь неправильно установленное удерживающее устройство может только усугубить последствия ДТП. Для этой цели, к слову, и была придумана система крепления ISOFIX. Оно позволяет обойтись без штатных ремней безопасности — достаточно защелкнуть кронштейны в специальных петлях.
Однако в более современных удерживающих устройствах эта система берет на себя часть ответственности и за защиту малыша. Но только в автокреслах групп 0, 0+ и 1, то есть при весе ребенка до 18 кг. Встречаются подобные системы крепления и на «старших» устройствах, но их предназначение исключительно в комфорте использования. Специально «гоняться» за ISOFIX не стоит, но если финансовые возможности позволяют приобрести соответствующее основание, то смысла отказываться от лишней безопасности и удобства нет.
Наконец, главное правило. Родители должны ясно осознавать, что забота о безопасности самого дорогого для них человечка — их обязанность. Не продавца автокресла и не полицейского, а их. Как только все это поймут, излишне лояльный закон отойдет на второй план, уступив место здравому смыслу.