Как правильно возить детей в автомобиле: правила и советы

Все ли детские кресла одинаково эффективны и с какого возраста ребенка в автомобиле можно пристегивать только ремнем?

Путешествия на автомобиле остаются одним из наиболее доступных и надежных способов попасть из пункта А в пункт Б. Но при этом, увы, не самым безопасным.

Отдельного внимания в этом контексте заслуживают вопросы безопасной перевозки детей, пик которых традиционно приходится на лето — время каникул. При этом надо понимать, что в структуре детской смертности на дороге преобладают (69% из числа всех погибших в возрасте до 16 лет) летальные случаи именно в качестве пассажира транспортного средства.

Разбираемся, как возить детей безопасно и без ущерба для бюджета.

Детские кресла в разы снижают риск гибели и травмирования. При условии, что используются правильно

Нужные нам требования есть в пункте 22.9 Правил дорожного движения. Формулировка достаточно громоздкая, поэтому вместо цитаты упростим ее до понятной схемы. Итак, специальные правила применяются для двух групп детей: от 0 до 6 лет и от 7 до 11 лет включительно. Перевозка малышей (0−6 лет) разрешена только в детском удерживающем устройстве (люльке или автокресле) как на переднем пассажирском, так и на заднем сиденье. Как правило, эти устройства по международной согласованной классификации относятся к группам 0, 0+, 1 или 2 и рассчитаны на вес малыша от 0 до 25 кг.

Автокресло
Источник: Unsplash

Если маленькому пассажиру стукнуло 7 лет, то с этого момента у родителей появляется выбор. Но только на заднем сиденье. Спереди по-прежнему до 12 лет придется ездить в автокресле. Перевозить ребенка во втором ряду можно как в удерживающем устройстве (речь идет в основном о группе 3, которая может быть представлена и полноценным автокреслом, и бустером), так и с использованием штатных ремней безопасности. Такой выбор предложен не для того, чтобы спасти водителя от штрафа ГИБДД, а исключительно для адаптации к потребностям современных детей-переростков.

Довольно часто предельных для удерживающего устройства весовых (36 кг) и ростовых (150 см) параметров дети достигают уже годам к 9−10, и для них использование штатного «взрослого» ремня безопасности не только более комфортно, но и эффективно в случае аварии.

Определить эту границу, когда от автокресла или бустера можно переходить к взрослой посадке, могут только родители с учетом индивидуальных антропометрических параметров ребенка

В конечном счете такая лояльная формулировка рассчитана, в первую очередь, на сознательность родителей и понимание ими простой истины: детское кресло и здоровый ребенок нужны не правительству, не инспектору ДПС, а исключительно им.

Несертифицированные детские кресла могут быть опаснее их отсутствия

И здесь нужно обратить внимание на важный момент. Ни ПДД, ни сотрудники ГИБДД не требуют, чтобы детское удерживающее устройство было сертифицировано. Рынок и его инструменты, к сожалению, тоже не преследуют цель обеспечить наличие на прилавках исключительно официально одобренной продукции. По этой причине у родителей появляется возможность приобрести нечто, внешне напоминающее детское кресло, а по сути являющееся лишь его имитацией. Максимум, для чего он может быть полезно, — снять вопросы со стороны ГИБДД. Но в случае аварии оно с большой долей вероятности не только не защитит, а еще и усугубит последствия для маленького пассажира. Поэтому советуем приобретать исключительно сертифицированную продукцию. Документ продавец обязан предоставить по первому требованию.

Виджет Яндекс.Маркет

Категорически не советуем использовать всевозможные адаптеры ремня безопасности, коих по-прежнему полно на прилавках автомагазинов и супермаркетов. Эти простейшие, и потому копеечные устройства, состоящие из куска ткани и пары кнопок, сводят между собой поясную и диагональную ветви ремня безопасности, обеспечивая, как предполагается, более оптимальное положение ремня на теле низкорослого ребенка — диагональная ветвь в этом случае ложится не на шею, а на грудь.

Если нет никакой возможности использовать детское кресло, пристегивайте малыша взрослым ремнем без каких-либо дополнительных приспособлений.

Однако в этом случае поднимается поясная ветвь и вместо того, чтобы лежать на тазовой кости, она перемещается на живот. В случае аварии и даже резкого торможения она травмирует внутренние органы. Производители об этом умалчивают и даже как-то умудрились сертифицировать свою продукцию (сейчас уже сертификат отозвали), но по факту ничего кроме вреда она принести не может. И это было доказано специалистами Дмитровского автополигона по результатам специальных испытаний.

Три тысячи рублей — такова цена безопасной перевозки ребенка для государства

По статистике самое безопасное место для размещения детского кресла — за водителем, а также, как ни странно, рядом с ним. Опаснее всего размещать ребенка посередине заднего дивана.

Ребенок, автомобиль

Если же правила перевозки не выполняются, то переднее пассажирское сиденье становится самым опасным для маленького пассажира. Безопаснее всего опять же за водителем или на заднем сиденье справа. Хотя в любом случае показатели тяжести последствий ДТП (количество погибших в пересчете на 100 пострадавших) для перевозки с нарушением установленных правил в 3−4 раза выше, чем при их соблюдении.

Контент недоступен
Алексей Лучников