Наверняка вам не раз встречались на трассах небольшие «кустарные» камеры фиксации нарушения. Кабель от них обычно тянется к недорогой машине без специальной раскраски, в которой сидит человек и следит, чтобы эту самую камеру никто не сбил или не украл. Это и есть частные комплексы фиксации нарушений.
Как это работает
Купить такой комплекс видеофиксации может любой желающий. Вопрос цены — от 700 тысяч до двух миллионов рублей. Чем дороже комплекс, тем шире у него функционал. Так, самые дорогие камеры могут фиксировать не только превышение скорости, но и другие нарушения ПДД. В дополнение к камере придется установить еще и устройство, которое обрабатывает и отправляет данные о нарушениях. Сейчас львиная доля камер принадлежит не физическим лицам, а крупным компаниям, которые могут позволить себе закупить и установить сразу десятки комплексов видеофиксации.
Сколько можно заработать
Покупка комплекса фиксации правонарушений окупается не так быстро, как может показаться. В среднем, в Московской области одна камера выписывает порядка 100 штрафов (на некоторых участках — гораздо больше) за превышение скорости в сутки. Получается, что за день один комплекс «приносит» около 25-30 тысяч рублей: большинство 500-рублевых штрафов за превышение скорости более чем на 20 км/ч (а это самое частое нарушение) водители, как правило, успевают оплатить со скидкой 50%.
Разумеется, частники не могут забирать «штрафные» деньги целиком себе. Часть отправляется государству, но все же львиная часть дохода уходит именно частникам. По условиям соглашения, с каждого штрафа, вне зависимости от его размера, частник получает 233 рубля. Однако получить свой куш владелец комплекса может только после того, как штраф будет оплачен нарушителем.
Можно и просто устроиться работать оператором. Зарплата (в зависимости от количества смен и региона) — от 25 до 50 тысяч рублей. Требования к кандидатам просты — наличие прав категории В и собственного автомобиля.
Законна ли установка частных камер
Да, законна. Однако в прошлом году депутаты выступили с инициативой отобрать у частников возможность ловить нарушителей. В пояснительной записке к законопроекту говорится: «Передвижные комплексы используются в основном для выявления нарушений скоростного режима. При этом они устанавливаются, как правило, не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где собственники (владельцы) транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима. Многие недобросовестные владельцы в целях увеличения количества выявленных административных правонарушений некорректно устанавливают камеры видеофиксации по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права собственников (владельцев) транспортных средств».
Законопроект до сих пор находится на рассмотрении в Госдуме. Будут ли приняты поправки — большой вопрос. Государственно-частное партнерство в области фиксации нарушений выгодно всем — и властям, которым не приходится тратиться на установку дорогостоящего оборудования, и самим частникам, которые получили отличную возможность заработать на нарушителях.
Главная претензия автомобилистов к частным камерам — отсутствие предупреждающих знаков. Сейчас законотворцы всеми силами пытаются урегулировать наконец эту ситуацию. Соответствующий указ дал и Владимир Путин, который раскритиковал практику прятать камеры, чтобы выписать как можно больше штрафов. Решить этот вопрос он поручил к февралю 2020 года.
P.S. Согласно российскому законодательству, ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. А удобные сервисы позволят купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей. Поэтому прямо сейчас проверьте, когда у вас заканчивается ОСАГО.