Новичок на ралли: как выжить за рулём гоночной «Гранты»

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru
10 декабря
Lada (ВАЗ) Granta 1.6 MT 106hp
Впечатления двойственные. Для исключительно рабочей машины пойдет. Ездить можно. Но не более. По сравнению с прошлой рабочей 14- летней ВАЗ-21104 ш...
2.8
12 марта
Lada (ВАЗ) Granta 1.6 (87 л.с.) MT
В общих чертах доволен! Покупал в салоне, сборка Российская. Проехал 155 тысяч с копейками. Клиренс высокий, проходимость отличная хоть и не танк!...
4.7
Другие отзывы о Lada (ВАЗ) GrantaВсе отзывы
24 декабря 2019 11:20, Новости
Недосып, борьба с самим собой, страх, скорость, рёв мотора и пролетающие мимо деревья – вот чем редактору «Авто Mail.ru» Вадиму Гагарину запомнился финал Кубка России по ралли

Эта история должна была сложиться совсем по-другому. На этапе Российской серии кольцевых гонок (РСКГ), где я участвовал на «боевом» хэтчбеке Lada Granta класса «S1600», меня вдруг пригласили проехать в раллийном монокубке на схожей по технике «Гранте» R1. Абсолютное отсутствие опыта езды по грунту и гравию не сильно смущало — программа подготовки к «Ралли Санкт-Петербург 2019» предусматривала полноценный тестовый день. Тем более, я и не собирался тягаться с лидерами своего зачёта — задачей было знакомство с машиной и дисциплиной. Но что-то пошло не так...

Начиналось всё гладко — я продрался по разбитой грунтовке на универсале Lada Vesta SW Cross, сел в раллийную «Гранту» и начал ездить по тестовому участку, стараясь потихоньку ускоряться — прежде я никогда не гонял ни по такому покрытию, ни на этих шинах. В монокубке Lada Rally Cup в этом сезоне использовались отечественные покрышки Мастер-Спорт, но со следующего года спортсмены переходят на японские Yokohama Advan A035 размерности 175/65 R14.

В первую очередь на грунтовом покрытии отмечаешь, насколько хуже сцепление с дорогой, чем на асфальте. Требуется время, чтобы понять, что на самом деле раллийная Lada Granta остаётся очень стабильной. Фото: Ольга Полякова

Ещё тогда удивило, что лёгкая Granta R1 (минимальная масса без экипажа — 980 кг) уверенно держится на скользком и коварном покрытии, но, чтобы хоть как-то «вкатиться», нескольких проездов по короткому лесному отрезку мне не хватило. Главное отличие ралли от кольца — отсутствие возможности нарезать круги по конкретной трассе. Не можешь запомнить — слушай штурмана! А в наушниках ты слышишь то, что сам продиктовал ему ранее.

Чтобы ознакомиться уже с гоночными спецучастками, даётся всего два прохождения — причём скоростной режим определяется знаками и ПДД, а шины должны быть исключительно с доступом на дороги общего пользования. Вот и как понять, на какой скорости нужно проезжать каждый конкретный поворот, да ещё и на совсем другом автомобиле? Ответ один — только гонять, гонять и гонять, аккумулируя ценный опыт по крупицам.

Lada, которая обгоняет иномарки

А соперники в Lada Rally Cup такие, что порой заезжают в... десятку абсолютного зачёта, обгоняя не только почти всех (а иногда — и всех) конкурентов на переднем приводе, но и часть экипажей на гоночной технике с четырьмя ведущими колёсами. И это — Granta самой младшей категории 1400Н (или R1 при старте в Чемпионате России)!

Правда, под капотом тут двигатель объёмом 1,6 литра, но форсированный до 150 л.с. Это не предел, многие гонщики на своих машинах на свой страх и риск уменьшают ресурс мотора и поднимают мощность почти до 170 «лошадок», тщательно подбирая компоненты поршневой группы и работая с программой управления. Коробка передач — пятиступенчатая механика с возможностью выбора главной пары, передаточные числа изменены, стоит дисковый дифференциал повышенного трения.

Разумеется, в салоне установлен каркас безопасности, гоночные сиденья и руль, специальное переговорное устройство, которое подключается к наушникам в шлеме (иначе ничего не слышно). Все стёкла, кроме лобового, сделаны из лёгкого поликарбоната. Фото: Вадим Гагарин

Подвеска в базовом варианте идёт со стойками Lada Sport, за доплату установят амортизаторы питерской фирмы Spectrum, но никто не запрещает и детали от именитой конторы Ohlins. В общем, как это всегда и бывает в гонках, в рамках регламента допускаются любые эксперименты. Но этой машине всё равно далеко до иномарок классов 1600Н и 2000Н с моторами мощностью за 200 «лошадей» или «Гранты» категории R3/2000Н, где используется 195-сильный двигатель 1.7. А борются с ними они регулярно!

Финал — да не там!

«Моя» машина была в обычном 150-сильном варианте и на подвеске Spectrum — нет смысла ввязываться в гонку вооружений, не имея стартов на грунте. Да и прежде я ездил в ралли лишь единожды в 2012 году — тогда ещё в рамках Renault Logan Cup. Потом принимал участие только в зимних любительских соревнованиях. Так что моей главной задачей была работа со стенограммой и постепенное ускорение на спецучастках. Справиться с первой мне помогала штурман Екатерина Григорьева, накопившая неплохой опыт за несколько лет выступлений.

Но буквально за пару часов до торжественного старта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге пришло шокирующее известие — ралли отменено! Формально причина была в конфликте местной автомобильной федерации и МВД, которые не смогли согласовать план безопасности мероприятия. Как было на самом деле — уже и не важно, потому что перед руководством Lada Rally Cup встала очень непростая задача. Нужно было перенести финал, но на какой этап? И как быть тем людям, которые со среды находились в Ленинградской области, тренировались и готовили технику?

Сервисный парк финала в Пскове был компактно расположен в самом центре города, а доступ к нему был у всех желающих: зрители охотно ходили там и фотографировались с машинами и гонщиками. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Местный официальный дилер «Интей-Лада» во главе с Алексеем Румянцевым, который организует и успешно проводит эту серию уже три года, принял соломоново решение — перенести гонку на финал Кубка России, ралли «Псков Ганзейский 2019», причём покрывая часть затрат участников. Несколько экипажей всё же отсеялось, ибо ехать предстояло... всего через несколько дней после этапа в Санкт-Петербурге.

С большим трудом удалось приехать на псковскую землю и нам — тесты я пропустил из-за командировки, половину ночи мы ехали из аэропорта Пулково в Псков, а уже в 8 утра рыжая Lada Vesta SW Cross устремила свой капот в сторону спецучастков. Ознакомление! Что ж, два часа сна — это лучше, чем его полное отсутствие, но главная проблема оказалась не в этом. Тут совсем другие дороги! Очень быстрые, разнообразные, а суммарная дистанция СУ была внушительной — почти 92 километра.

Зрительский участок также проходил в центре города и собрал неожиданно много зрителей, несмотря на достаточно поздний час! Приятно, что было много детей и молодёжи, которые активно обсуждали летающие раллийные машины. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Ситуацию с недосыпом несколько осложнил вечерний зрительский «суперспешал», который закончился поздно. Проходил он по асфальту — я решил поберечь коробку передач (самое слабое место машины) и нигде не использовал первую ступень, что привело к проигрышу нескольких секунд относительно лидеров Lada Rally Cup. Но тогда меня это не смутило, основная борьба намечалась на следующий день.

Холодный душ в жарком кокпите

Однако никакой борьбы не получилось, первый же «настоящий» СУ длиной 18,76 км для меня стал по сути тестами, которые я пропустил — на финиш я приехал с фантастическим проигрышем в 85 секунд от показавшего лучшее среди «Грант» время экипажа Павла Козлова и Юрия Куликова. После этого я обосновался на последнем (и десятом) месте в зачёте 1400Н — планы посоревноваться хотя бы где-то в середине провалились с треском.

Лишь ближе к концу ралли я начал потихоньку понимать, как нужно управлять машиной на грунте. Увы, дистанция гонки на этом закончилась. Фото: Максим Морозов

Не вышло раскатиться и на СУ3 — из-за многочисленных вылетов с трассы он прошёл в дорожном режиме (без хронометража). А на СУ4 нам пришлось остановиться незадолго до финиша — Honda Civic Игоря Новикова и Александра Басманова угодила в серьёзную аварию, возле неё была табличка SOS. Получив указания от штурмана другого экипажа, мы помчались к судьям, чтобы вызвать «Скорую помощь». Потом нам компенсировали потерянное время, но псковская гонка наглядно продемонстрировала, что может произойти, если ты не имеешь тут такого опыта, но пытаешься гнать на всю катушку.

Я старался гнать от себя эти мысли, финишировать в дереве или в кювете мне совсем не хотелось. К счастью, машина тут только помогает — Granta стабильна, поведение её остаётся предсказуемым. Да и вообще — классно едет! Но требуется переломить сознание, поверить в автомобиль. Одни ощущения, когда ты едешь 120 км/ч, и совсем другие, когда тебе нужно вообще забыть о четвёртой передаче на большей части дистанции. Пятая, только пятая и как можно меньше отпускать газ!

Покрытие на быстрых псковских дорожках неоднородно — рыхлые участки могут сменяться более жёсткими и каменистыми, поэтому поведение машины меняется. Но до понимания этих нюансов ещё расти и расти. Фото: Андрей Лебедев

Такого опыта у меня нет — кто знает, что случится в быстрой дуге или после трамплина? А вдруг неправильно записал поворот или расстояние? Да, страшно, тут много перегибов и слепых поворотов. И это, конечно, вынуждает правую ногу предательски подниматься с педали. Скорости высокие, поэтому даже секундная слабина приводит к большой потере времени. Но с каждым километром я старался давить в себе эту неуверенность, попутно привыкая к поведению машины и «держаку». Каким же было моё удивление, когда на повторном прохождении этого СУ я снял с собственного результата 36 секунд! А вроде делал почти всё то же самое...

Во время загрузки произошла ошибка.
Из-за сбоя камеры у нас не получилось записать свои онборды, поэтому прилагаем видеозапись из машины Максима Белюкова и Константина Александрова, которые показали лучшее время в зачёте 1400Н на СУ5

Проблема была в том, что вместе со мной ускорялись и соперники, поэтому, несмотря на все усилия, я к ним так и не приблизился. Неуверенность была не только в том, справлюсь ли я с машиной на близких к максимальным скоростях — не доверял я и своей стенограмме, в которой было немало неточностей. Тут уже недостаточно записать просто крутизну — я быстро понял, что нужно обозначать и длину поворота, и ширину покрытия, участки тут чередуются: широкая секция в поле может смениться узкой дорожкой в лесу (да ещё и влажной, потому что находится в тени). Конечно, Катя мне помогала не записывать уж откровенную ересь, но всё это сбивало с темпа и вынуждало сбрасывать драгоценную скорость.

Павел Козлов и Юрий Куликов уверенно выиграли в зачёте Lada Rally Cup, финишировав десятыми в «абсолюте». Это и принесло Козлову победу по итогам сезона, а заодно и ключи от призового седана Lada Vesta Sport! Фото: Максим Морозов

Но, несмотря на все обстоятельства и сложную гонку, мы добрались до финиша, причём смогли избежать поломок и никуда не «убраться». И даже не последними! А в зачёте Lada Rally Cup наш экипаж и вовсе оказался на шестом месте после сходов соперников, не хватило 13 секунд до экипажа Максима Белюкова и Константина Александрова, которые столкнулись с проблемами на финальном СУ и вынуждены были толкать машину.

Инструмент не только для начинающих

Вообще, Lada Rally Cup — это классная серия для новичков. Во-первых, сама машина стоит сравнительно недорого — готовый к старту хэтчбек обойдётся в 1,3 миллиона рублей. Во-вторых, дешевле запчастей на раллийную машину попросту не найти. Но для того, чтобы попробовать свои силы, не обязательно её покупать — команда предлагает «Гранты» в аренду, причём по нескольким разным программам.

Юркая и достаточно быстрая Lada Granta R1 подойдёт как начинающим раллистам, так и тем, у кого возможности пока не позволяют использовать дорогую полноприводную технику. Фото: Диана Герус

По минималке — это 100 тысяч за этап, куда уже включён стартовый взнос и гоночные комбинезоны для пилота и штурмана, а «всё включено» за 230 тысяч — это и перевозка машины, и её обслуживание, и регламентные работы после финиша. Кроме того, даётся скидка 10% при оплате за весь сезон и включён ралли-спринт 11 апреля 2020 года. Причём механики относятся к своим обязанностям добросовестно и подбадривают свои экипажи. Атмосфера весьма доброжелательная!

Официальный дилер «Интей-Лада», который является организатором Lada Rally Cup, на каждый этап привозит не только механиков и гоночные автомобили тех экипажей, которые у них обслуживаются, но и делают специальные фан-зоны, где размещаются зрители. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Но главное, что здесь высокий уровень конкуренции — новичкам сразу станет понятно, куда расти. На финале в Пскове было четыре экипажа, состоящих из КМС и МС по автоспорту, а победитель гонки в абсолюте Дмитрий Воронов (тут он выступал на полноприводном Mitsubishi Lancer Evolution) в прежние годы просто уничтожал на «Гранте» весь монопривод. Кстати, он же поедет за заводскую команду Lada Sport Rosneft на «Гранте» класса R3 в чемпионате страны в 2020 году. Так что желающим узнать, что такое настоящее ралли, я настоятельно рекомендую ознакомиться с условиями Lada Rally Cup. А сам постараюсь проехать хотя бы ещё один этап — надо же понять, будет ли какой-то прогресс после первого старта!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
30
Вячеслав
Почему именно Гранту выбрали для ралли? Для рекламы? Во всех обзорах гранту ругают за валкость, плохую управляемость и прочее, и вдруг выбрали её для ралли.
СсылкаПожаловаться
trostman
Что такое абс и система курсовой устойчивости надеюсь объяснять не надо,но даже они на импортных авто работают по разному,опыт эксплуатации VW PASSAT и VOLVO S80 показал вольвешные системы активной безопасности на порядок лучше по срабатыванию в экстремальных ситуациях.Теперь про системы пассивной безопасности а это подушки и кузов,есть сборка кузова из тупо штампованных деталей а есть сборка кузова на трубном каркасе безопасности.Казалось бы причем здесь ВАЗ?А притом что конструктивно ВАЗовская продукция дешевый примитив для насыщения рынка без забот о последствиях для владельца.
СсылкаПожаловаться
trostman
А что тебя так корежит?Жизнь изменилась,не за железным засевом живем,Есть любая информация для сравнения.Но покупать ВЕСТУ-КРОСС за 900т\р.верх идиотизма
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru