Можно ли гонять на «Гранте»? Пробуем на этапе Кубка России!

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru
23 января
Mercedes-Benz Sprinter 211 CDI L1H1 MT
Машина российской сборки, не понимаю о чем все ноют, видимо для вас все, что связано с родной страной - надо обязательно охаять, странная позиция п...
5
23 января
Toyota Corolla 1.6 AT
Это просто Toyota Corolla или просто Toyota и ВСЁ этим сказано.Сборка Швецария, АКП со старой CAMRI 4-х ступка. Что не скажешь про любой советско-р...
4.7
Все отзывы
13 декабря 2019 09:11, Новости
Две гонки на автодроме Moscow Raceway принесли редактору «Авто Mail.Ru» и разочарование, и радость

Красные огни загораются один за другим, включена первая передача, а правая нога поддерживает средние обороты форсированного мотора: время словно растягивается и в этот момент ждёшь только одного — когда светофор погаснет, и ты устремишься в гонку. Не совершить фальстарт, не заглохнуть и не столкнуться в первом же повороте с соперниками — за какие-то 30 секунд переживаешь всплеск адреналина и бурю эмоций! Кто бы мог представить, что их подарит скромный хэтчбек Lada Granta?

В классе «S1600» с Грантами соперничают машины, выпущенные на территории РФ — хэтчбеки Hyundai Solaris, Kia Rio и седаны Volkswagen Polo. Благодаря техническому регламенту, скорость у них очень похожа, что делает борьбу более зрелищной

Вот с чем у вас ассоциируется Lada? Скорее всего, с недорогими, простыми, неприхотливыми автомобилями, в которых что-то гудит, что-то дребезжит, что-то ломается, но мы относимся к ним будто по-отечески, прощая им недостатки. Своё же, родное! Вот именно от этого имиджа сейчас пытаются уйти в Тольятти. И не последнюю роль в этом играет отделение Lada Sport.

Lada и спорт? Что за шутки!

Всё на полном серьёзе. Кстати, именно Lada Sport создала седан Vesta Sport, который достойно проявил себя в нашем сравнительном тесте с турбированным лифтбэком Skoda Rapid и запомнился классным шасси. А помогали его настраивать заводские гонщики большой команды Lada Sport Rosneft, которая является одной из главных движущих сил Российской Серии Кольцевых Гонок (РСКГ) — иначе говоря, Кубка и Чемпионата страны.

В высшем классе «Туринг» Lada представлена седаном Vesta TCR — под капотом у неё турбомотор 1.8, форсированный до 340 л.с. и 410 Нм. Коробка передач — секвентальная, фирмы Sadev. А вместо балки сзади установлена двурычажная подвеска

О РСКГ и команде я уже рассказывал летом — выступает она в трёх классах: «Туринге» — самом престижном, где соревнуются гонщики на «Вестах», созданных по международному регламенту TCR, «Супер-продакшне», где седаны попроще, и самом близком к народу «S1600», где используются хэтчбеки Granta. И мне посчастливилось оказаться в составе «жёлто-чёрных» на предпоследнем этапе, проходившем на трассе Moscow Raceway — конечно, в младшем классе. Хотя до последнего не верилось. Неужели дадут не просто прокатиться несколько кругов, а доверят журналисту проехать две гонки?

Машины класса «Супер-продакшн» гораздо проще, чем автомобили TCR. Турбомотор объёмом 1,6 литра тут выдаёт около 250 л.с., кузов остаётся стандартным, без развитых аэродинамических элементов и расширенных арок

В рамках подготовки я даже проехал этап любительской серии NLS, чтобы ознакомиться с процедурами старта и получить хоть какой-то опыт контактной борьбы. А во время тестов уже заводской машины оказалось, что привыкать к гоночной «Гранте» почти и не требуется. Машина управляется очень легко и понятно, коробка передач тут обычная — пятиступенчатая механическая, но установлена блокировка дифференциала и другой ряд передаточных чисел. Одинаковые во всём классе и шины — 14-дюймовые «полуслики» Yokohama Advan A048.

Подготовить машину по регламенту класса можно хоть самостоятельно, хоть заказав её в отделении Lada Sport. Гоночная Granta отличается от стандартной форсированным двигателем 1.6, специальным рядом КПП и блокировкой дифференциала, усиленным кузовом с каркасом безопасности, передней подвеской с подрамником, спортивными пружинами и амортизаторами. Полностью готовый к стартам автомобиль можно купить по цене около 1,5 миллионов рублей

Пожалуй, сложнее всего было ужиться с тормозами — ABS здесь нет, а с включенным вакуумным усилителем они абсолютно неинформативны, поэтому заблокировать колёса очень легко. Убрать «вакуумник» я не мог — незадолго до этапа травмировал ногу, поэтому не получилось бы «прожимать» педаль. А ещё голову не покидали мысли, что мы оказались в неравных условиях с соперниками.

Скандалы, интриги, расследования

Сезон команда Lada Sport Rosneft в классе «S1600» начала с... дисквалификации в Грозном — случилась ошибка в омологации автомобиля. Потом были проблемы с моторами в Нижнем Новгороде, а дальше гонщики в жёлто-чёрных машинах начали стремительно догонять соперников, которым это не понравилось — многие связали успешные результаты не с колоссальным опытом Михаила Митяева и Владимира Шешенина, а со слишком высокой скоростью «Грант».

Помимо каркаса безопасности, в машине установлены гоночное сиденье и руль, огнетушитель и дисплей вместо приборного щитка, который даёт информацию по времени круга и секторов

Привело это к тому, что на этапе в подмосковном Мячкове команду и вовсе обязали либо установить рестриктор на впуске, либо использовать прошлогодний двигатель. Тогда в Тольятти не успели адаптировать моторы 2019 года, поэтому привезли их только на трассу Moscow Raceway — как назло, с длинным прямиком, где потеря нескольких км/ч максимальной скорости из-за сниженной мощности была достаточно критичной.

Установка рестриктора меньшего диаметра привела к падению мощности со 155 до примерно 148-149 л.с. Тормоза установлены под 14-дюймовые колёса, используются колодки Ferodo DS3000 и диски Алнас Спорт, популярные у гонщиков-любителей на дорожных машинах Lada

Впрочем, конкретно для меня это всё не имело решающего значения, потому что в первой тренировке я оказался на 12-й строчке из 15 участников (класс «S1600» в этом году заметно поредел). На той же позиции я закончил и квалификацию — новые шины (их даётся 6 на весь этап) я попробовал только в этой сессии, не поверил в «держак» и потерял время в паре быстрых поворотов. Хотя отставание от Митяева воодушевляло — менее 0,5 секунды. Шешенин выдал супер-круг и «привёз» мне 1,2 секунды.

Когда всё наперекосяк

Перед стартом троим гонщикам на «Ладах» (помимо заводских, это был и Филипп Тупоносов) поменяли двигатели на новые, что повлекло за собой старт с пит-лейн, так что ещё до начала гонки я оказался девятым. Казалось, это позволяло надеяться на неплохой результат. Но хороший стартовый рывок обернулся тем, что я слишком поосторожничал в первом повороте, пропустил пару соперников и надолго застрял за ними.

Старт первой гонки даётся с хода, второй — с места

К тому же, мне было сложно ехать на чуть ли не самой тяжёлой машине в пелотоне — дебютантам РСКГ в первой гонке навешивают «приветственные» 20 кг балласта, итого моя Granta весила 1125 кг (с учётом гонщика). Тяжелее была только Lada Митяева — 1140 кг. Даже Kia Rio лидера чемпионата Павла Кузьминова тянула всего на 1110 кг, а большинство автомобилей не дотягивали и до 1100. Кажется, что разница совсем небольшая, но для мотора мощностью около 150 л.с. это достаточно критично. К тому же, увеличивается износ шин.

К сожалению, в первой гонке я не мог похвастать скоростью, сопоставимой с темпом заводских пилотов. Я пропустил Шешенина и Митяева, но зацепиться за ними не удалось

Заводские «Лады» быстренько прошили хвост пелотона, я за ними прицепиться не успел, а слишком оптимистичная атака одного из соперников закончилась контактом, за который меня «наградили» 30-секундным штрафом. Итог неутешительный — при старте с 9 места в итоговом протоколе я оказался предпоследним, 14-м. Мда, совсем не на такой результат я рассчитывал.

Контактные гонки в классе «S1600» — обычное дело, поэтому после заездов кузов часто оказывается в боевых «шрамах»

Воскресным утром я пытался найти ответы на вопросы, почему гонка была столь слабой — общался с Митяевым, смотрел онборды с гонщиком «Лады» из класса «Супер-продакшн» Андреем Петуховым, слушал советы друзей, имеющих гоночный опыт. И даже попросил поставить мне кресло чуть выше, так как мне казалось, что у меня слишком плохой обзор вперёд, из-за чего я не могу вести плотную борьбу с соперниками (это действительно помогло!) Была и ещё одна приятная новость — решением судей «Лады» дополнительно разгрузили, поэтому с меня сняли сразу 35 кг.

Преображение «Гранты»

Из-за реверсивного старта (переворачивается первая семёрка финишировавших в первой гонке) Митяев и Шешенин начинали заезд с первого ряда и своих позиций уже не упустили. Я больше думал о том, как нормально доехать до финиша — вторая гонка длиннее, 16 кругов, поэтому износ шин будет ещё более критичным. Никаких турнирных задач передо мной не стояло, а после субботнего провала внимания на «Гранту» под номером «99» уже никто и не обращал.

Во время загрузки произошла ошибка.
Старт и первые круги гонки

А зря! Уже на старте я обогнал Тупоносова, в третьем повороте позади остался Илья Горбатский, а потом насел на «Калину» Дениса Минкина. Закончилось это дело столкновением — на грязной части трассы в зоне торможения я не успел замедлиться. Соперник незамедлительно ответил мне тем же, но мы оба продолжили гонку, повреждений наши машины почти не получили — я отделался разбитой фарой. Судьи вмешиваться не стали, да и после финиша обошлось без взаимных претензий.

Во время загрузки произошла ошибка.
Борьба с Евгением Мецкером

Granta, лишённая части балласта, не поехала, а полетела! Я тут же обогнал Сергея Щёголева, который уехал глубоко в повороте «AMG-арена», а дальше понял, сколько же времени теряешь в борьбе с соперниками. Как только кто-то начинает защищать позицию, соперники впереди буквально растворяются на глазах. Несколько кругов я вынашивал план, как обойти Евгения Мецкера, и пришлось даже вспомнить одно из популярных выражений «российского голоса Формулы-1» Алексея Попова — я «перекрестил траекторию» на выходе на стартовую прямую и смог-таки сломить сопротивление гонщика на Hyundai Solaris.

Во время загрузки произошла ошибка.
Борьба с Павлом Кузьминовым

Обогнал я и Кузьминова на тяжёлой машине — к чести лидера класса «S1600» он не стал слишком жёстко сопротивляться и предпочёл не рисковать важными очками. А больше всех «попил крови» американец Томас Джонсон — «крылся» он отчаянно и один раз чуть не «завёз» меня в пит-лейн. Под конец гонки я догнал уже и опытного Василия Кораблёва — пилот он неуступчивый (судя по трансляциям этапов РСКГ), поэтому я решил, что лучше довести гонку до конца, нежели рисковать столкновением и сходом за круг-два до финиша.

Во время загрузки произошла ошибка.
Борьба с Томасом Джонсоном

Просто с ног на голову! При старте с 14 места я финишировал 7-м, до Кораблёва мне оставалось всего 0,7 секунды. Порадовала и скорость — в гонке я установил четвёртое лучшее время круга, уступив менее 0,4 секунды Шешенину, а между нами оказались Митяев и ветеран российского кольца Борис Шульмейстер. Официальная трансляция этого весёлого и насыщенного заезда доступна по ссылке.

Вторая гонка запомнилась плотной борьбой в середине пелотона с участием, в том числе, и лидера зачёта Павла Кузьминова

Не подвела и машина — я откатал тестовый день, тренировку, квалификацию и две гонки без единой технической проблемы. Механикам пришлось лишь выправить мне помятое в первом заезде крыло да заменить по окончании всего этапа разбитую фару. К тому же, не было ощущения, что третья Granta для журналистов готовилась по остаточному принципу. Да, некоторые решения были попроще, но опытные Шешенин и Митяев сами знают, как им нужно настраивать автомобиль и какие для этого нужны компоненты, поэтому в моём случае такие изменения ничего не принесли бы.

Этап для команды стал успешным — Митяев вернул себе шансы на итоговую победу (и в конечном итоге на финале в Сочи стал обладателем Кубка России), провёл яркие гонки за рулём «Весты» в классе «Туринг», где он заменял Михаила Грачёва. В «Супер-продкашне» отличился Андрей Петухов, которому набранных очков тоже хватило для досрочной победы. Так что гоночные «Лады» оказались весьма конкурентоспособными — даже самом престижном и сложном «Туринге» Кирилл Ладыгин закончил сезон на второй позиции.

Меня же ждало ещё одно приятное известие — перед стартом гонки выяснилось, что освободилось место за рулём гоночной «Гранты» в ещё одной серии — российском монокубке Lada Rally Cup. Проехать за два месяца этап в кольце и этап в ралли? Конечно, да! И скоро я расскажу, как это было.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
21
Фара Фара
статья очередной пиар ваза
СсылкаПожаловаться
Алексей Корнилов
Слишком тонкий металл в этих грантах, рамку радиатора можно руками гнуть, и лонжероны трескаются после 170 т.км.
Чуть чуть лучше китайского барахла.
СсылкаПожаловаться
А. Алексеев
Ничего что гоночный автомобиль с серийным имеет из общего только схожие очертания да шильдик?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru