24 января
Toyota Land Cruiser Prado 2.8D AT
Общая оценка: твёрдая тройка. Оформление кормы вообще вне всякой критики, лучше бы оставили дорестайлинговую. Дисплей медиа системы расположен край...
3.8
24 января
Toyota Corolla 1.6 AT
В принципе общие впечатления от авто позитивные. Расход топлива на трассе примерно 6 литров, лед фары хорошо освещают дорогу. В салоне относительно...
3.8
Все отзывы
7 декабря 2019 09:15, Новости, источник: Известия

Экстремальное вождение: на «скорой» боятся ездить даже врачи

Почему проблемы изношенности автопарка службы скорой помощи всё еще не решены

Всё чаще в хрониках дорожно-транспортных происшествий появляются автомобили скорой помощи. И дело, по словам специалистов, не только в нарушении правил. Часто в распоряжении врачей оказывается транспорт, на котором, в принципе, опасно передвигаться, не то что быстро ехать на вызов. Еще в прошлом году Минздрав признал, что около половины машин скорой помощи в России — изношены. В этом году началось активное обновление автопарков. Правда, по словам самих врачей, успешно оно проходит не всегда. В ситуации разбирались «Известия».

На бумаге

Согласно ГОСТам, автомобили скорой медицинской помощи делятся на три класса. Класс A — для санитарной эвакуации пациентов без явных признаков угрозы жизни, класс B — для оказания скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма и класс C, или реанимобиль, — для проведения мероприятий «скорой», в том числе скорой специализированной медицинской помощи.

Самый распространенный сегодня — автомобиль класса B. По данным Минздрава, их износ по стране составляет 36%. Самая плачевная ситуация — у машин класса A — 70% износа. Среди реанимобилей замене подлежит 44% транспорта.
Автомобиль скорой помощи в одной из деревень Омской области Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Попытки обновить автопарк предпринимались и раньше, но их эффективность оставляла желать лучшего. В 2017 году Счетная палата выяснила, что более 5 млрд рублей, выделенных на обновление парка автомобилей скорой помощи, были израсходованы Минпромторгом с нарушениями. В частности, не был проведен расчет цены контрактов, ряд автомобилей был оснащен в нарушение стандартов, а часть транспорта и вовсе была не оборудована согласно установленным требованиям. Эту задачу взяли на себя другие организации, о которых Минпромторг умолчал.

«По сути, приобретались обычные машины, не приспособленные для нужд “скорой”, а затем сторонние организации ставили на них всё необходимое оборудование, — рассказал “Известиям” медицинский юрист Андрей Бендер. — И хотя по тендеру подразумевается, что деньги были выделены на автомобили с полным оснащением, еще 419 млн рублей в 2017 году потребовалось на их оборудование».

Дополнительных затрат потребовало и превращение автомобилей «скорой» в реанимобили. «В обычной “скорой” — минимум оборудования и носилки, допустим, но автомобили для специализированной медпомощи требуют совершенно другого оснащения. На доработку машин по профилю анестезиологии и реаниматологии потребовалось еще 118 млн. Выходит, что по документам авто закуплены, а когда приходят на территорию больницы, оказывается, что они пустые, нужно возвращать на доработку», — рассказывает юрист.

Вопросы специалистов вызвала и география обновления. Больше всего новых автомобилей поступило в Московскую и Саратовскую области, в Краснодарский край, Санкт-Петербург и Республику Башкортостан.

В следующем году Минпромторг получит из федерального бюджета и резервного фонда правительства еще 10 млрд рублей на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов. Теперь никаких нарушений обнаружено не было. Бюллетень, опубликованный Счетной палатой, гласит, что на эти средства было закуплено всё необходимое. «В результате потребность в обновлении автомобилей скорой помощи удовлетворена на 32%. Благодаря этим мерам выросла эффективность системы скорой медицинской помощи. Кроме того, централизованная закупка позитивно сказалась на производительности отечественных автоконцернов. В среднем компании-изготовители в 2018 году увеличили производство на 17%. Из недочетов Счетная палата отметила несоблюдение отдельными исполнителями сроков поставок автомобилей в регионы», — говорится в сообщении.

Автомобиль скорой помощи Тверской области, который пытаются списать Фото: соцсети

В регионах с такими данными не согласны.

Призрачный автопарк

Тверская область располагается примерно в 90 км от Москвы. Площадь региона более 80 тыс. кв. км, а численность населения, по данным Госкомстата России на 2019 год, около 1,2 млн человек. С 2016 года, как сообщалось, автопарк области получил 76 современных машин. Но проблемы есть.

«Последний автомобиль у нас ввел личным распоряжением губернатор, до этого он четыре месяца стоял, потому что сопроводительные бумаги где-то зависли, — рассказывает Вадим, водитель “скорой” Тверской области. — До этого, год назад, к нам пришел новый оборудованный автомобиль, так его отдали в район, хотя там нагрузка меньше, чем в городе».

Сейчас на районы, где работает Вадим, с численностью населения около 90 тыс. человек, формально приходится восемь автомобилей. Казалось бы, это почти норма. По госстандартам, на 10 тыс. населения должна приходиться одна машина. Проблема только в том, что всё это — формально.

Этот автомобиль Тверской области еще работает Фото: соцсети
«Примерно 80% машин уже выработали ресурс. Пусть им 6−7 лет, но пробег уже в 2−3 раза больше всех норм», — рассказывает в беседе с «Известиями» Вадим.

Происходит так, в частности, из-за того, что автомобили очень проблематично списать. «Армия чиновников в Минздраве может придраться хоть к запятой. Не так давно, например, не понравилось фото, которое приложили к документам, — и всё нужно делать заново. Снова торги, снова нанимать экспертов, снова заключение. А всё это — время и деньги», — рассказывают в Тверской области.

Так, на балансе службы «скорой» оказываются автомобили, которые пугают людей одним своим видом. И хотя ездить на них уже очевидно невозможно, на бумагах они остаются автомобилями скорой помощи.

«Известия» направили запрос в Минздрав по поводу процедур списания изношенных автомобилей и анализа состояния автопарков, однако к моменту выхода материала получить комментарий не удалось.

Ремонт за свой счет

Большая часть автопарка — отечественный автопром. Притом не самый дорогой — например, «ГАЗель Next». Чаще всего водители вовсе не против поддержать отечественного производителя. Но только срок эксплуатации машины должен соответствовать реальному.

«У нас есть старые иномарки — Ford, например. Пробег у него уже сильно превысил норму, но еще держится. Качество наших — все-таки не очень. Особенно учитывая, что запчастей просто нет. Министерство отчитывается, что деньги выделены, а главврачи говорят, что ничего не пришло. Приходится или больницам на заработанные деньги проводить тендеры, заключать договоры с сервисными центрами, или водителям за свой счет покупать резину, искать детали», — делится Вадим.

Автомобили скорой помощи около одной из больниц в Алтайском крае Фото: derevnya-rus.ru

При этом проводить ремонт самостоятельно — тоже проблематично. По закону водитель этим заниматься не должен. Но и отказ не всегда заканчивается добром.

Артем — до недавнего времени работал на «скорой» в Воркуте. За отказ самостоятельно чинить автомобиль он был «сослан» в другой район, работать на старом уазике. «Я расписывался и в договоре, и в табеле техники безопасности, что не имею права ничего делать с этой машиной, кроме мелкого ремонта — поменять лампочку, долить технические жидкости, например. В итоге с поселка меня перевели в город, дали допотопный уазик, годов 1990-х выпуска, в котором из четырех цилиндров работали только три, стартер был на последнем издыхании, подвеска и рулевой механизм держались на честном слове. Вместо 17 л топлива машина расходовала где-то 30, а за перерасход наказывали меня», — вспоминает Артем в беседе с «Известиями».

Не лучше была и ситуация со следующим автомобилем. Погнутая рама и неисправности в рулевом управлении делали машину просто опасной. Особенно с учетом погодных условий города (а в Воркуте даже летом иногда возможны заморозки).

Новые автомобили в город поступают, правда, их качество тоже оставляет желать лучшего.

«К нам новые уазики вообще голые приехали, без каких-либо утеплителей и автономных печек. Как-то во время смены мы забирали женщину с кровотечением, включили мигалки, сирену и полетели. Довезли, начинаем отъезжать от женской консультации, и в машине перестает работать коробка передач, тяги отвалились. И это на новой машине. А буквально через неделю на этой же машине везли тяжелого пациента в городскую ЦРБ, и оборвало цепь газораспределительного механизма, то есть всё, кранты двигателю, ждали резервную машину», — рассказывает Артем.

Опасно для жизни

Если для частных автомобилей такие поломки могут быть просто неприятностью, то в случае с машиной «скорой» они могут закончиться трагически. Спеша к пациенту, водители «скорой» нередко нарушают правила. Если это сочетается с ненаблюдательностью других водителей или поломкой на «скорой», то шанс попасть в аварию еще больше увеличивается.

Ни у Артема, ни у Вадима в практике таких случаев не оказалось только благодаря везению.

«В этом году на реанимобиле транспортировали пациента с инфарктом. Это 100 км в одну сторону. На трети пути примерно — остановка сердца у пациента, медики начали реанимацию, я включил мигалки — не работают. Это страшная поломка. У нас водители и так не очень любят “скорую” пропускать. Спасибо, сотрудники ГИБДД оказались рядом, увидели, сопроводили. А как-то раз отказал аппарат искусственной вентиляции легких. Пациента спасли, но тем не менее. Предел срока службы и у оборудования есть», — вспоминает водитель из Тверской области.

Казалось бы, в таких условиях особенно важно внимательно подходить к подбору кадров. Но и здесь возникает проблема. «Зарплаты водителей достаточно невысокие, а нагрузка большая. Регулярно нарушается режим труда и отдыха водителей, отсутствует необходимая качественная спецподготовка по экстремальному вождению. Водитель “скорой” — это же не простой автомобилист, это человек, ведущий ТС в нервозной обстановке, с включенными спецсигналами, позволяющими нарушать ПДД. Это особый вид вождения, навыков которого водителям “скорой” зачастую не хватает», — уверен лидер общественного движения «Сильная Россия» Антон Цветков.

Реанимобиль на улице Нижневартовска Фото: Global Look Press/Mikhail Pletsky

Это подтверждают и сами работники «скорой». «Раньше и требования были строже, нужно было пройти стажировку, иметь подтверждение стажа работы водителем, и повышенная зарплата, — объясняет Вадим. — Потом зарплату понизили, а устроиться может даже любой таксист, месяц назад получивший права. К нам недавно пришел такой. Оказалось, он не умеет сдавать задним ходом. Фельдшеры устроили бойкот. Сказали, что просто боятся. Если он и этого не умеет, то что делать ночью, в условиях плохой видимости, на скорости? Сейчас главврач все-таки умудрился повысить зарплату, и стали приходить более квалифицированные кадры».

Тем не менее труд остается нелегким. Помимо проблем с транспортом, сложных дорожных условий и напряженного графика работы, на водителях сказывается и нехватка самого медицинского персонала. Часто им приходится помогать переносить пациентов и оборудование, хотя этим должны заниматься санитары, которых с каждым годом становится всё меньше.

Пока же и работникам «скорой», и их пациентам остается только ждать перемен к лучшему. К следующему году в регионы России снова должны поступить новые автомобили. Возможно, на этот раз они будут укомплектованы и с ними будут все необходимые документы.

Мария Рубникович

Читайте также:

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
43
Владимир Ушаков
Очевидно, что такая ситуация по всей стране. Был очевидцем, когда на трухлявом "соболе" после разрыва маслошланга от масляного радиатора, водитель на свои деньги бегал покупать масло. Причём, как оказалось, постоянно требовал замены оного. Но, денег нет, но вы держитесь... Масло, естественно, потом ему никто не оплатил. Запчасти и резину, действительно вынуждают покупать на свои. Это при зарплате 8 - 15 тыс. Естественно огромная текучка кадров, непрофессионализм, и все вытекающие... "Прорыв" очевиден(
СсылкаПожаловаться
Гарант Авто
"Пока же и работникам «скорой», и их пациентам остается только ждать перемен к лучшему. " вот этими словами у нас всю страну описать можно. Везде развал, разгром и только на чиновничьих бумажках все "всреднем" хорошо.
СсылкаПожаловаться
алекс
Вот вы скорую пропустите, а гайцов можете не пропускать! А если серьезно то как сейчас учат в автошколе в будущем действительно надо ставить отвал, потому что народ не знает как действовать в таких ситуациях( покупать права не надо, а то водятлов развелось)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru