День в истории: Lancia, здравствуй и прощай!

27 ноября 1906 года уже известный на тот момент гонщик Винченцо Лянча вместе с компаньоном Клаудио Фоджолино основал в Турине компанию Fabbrica Automobili Lancia.

Нынче Lancia — экзотика. Актуальный модельный ряд стараниями владельца бренда, концерна FIAT, и вовсе низведен до единственной компактной модели Ypsilon, популярности которой едва хватает на поддержание минимального спроса на родине в Италии. И мы еще удивляемся, как итальянский бренд и вовсе не почил в бозе! А между тем, знавала Lancia и славные времена, когда ее машины выигрывали мировые чемпионаты по ралли, а отдельные ее модели становились культовыми.

Название компания получила по фамилии основателя — Винченцо Лянча, родившегося в 1881 году близ Турина. Он был младшим ребенком в семье промышленника — владельца консервного завода. Однако по стопам отца он не пошел, увлекшись техникой в веломастерской братьев Чейрано, где занимался конструированием собственного автомобиля.

Лянча удивил работодателей своими инженерными способностями и талантом изобретателя, и первый построенный общими усилиями автомобиль — Welleyes — появился в 1899 году. Как и велосипеды, маленький автомобильчик мощностью в несколько «лошадок» приглянулся публике. А дальше молодые люди познакомились с предприимчивым отставным генералом Джованни Аньелли, тот привлек инвесторов... В итоге, уже в том же 1899 году возникло новое предприятие — Fabrica Italiana Automobili Torino, включающее и компанию братьев Чейрано — это был FIAT.

Восемнадцатилетний Лянча становится заводским водителем-испытателем. Он чувствовал технику и всегда мог понять, какой узел работает не так. А затем он стал гонщиком. Да каким! Из сорока гонок с его участием ему удалось выиграть восемнадцать, благодаря чему Винченцо Лянча занял одно из главных мест в зале итальянской гоночной славы.

Днем рождения компании Lancia & C считается 27 ноября 1906 года, когда Лянча — уже опытный инженер — и его коллега Клаудио Фоджолино зарегистрировали в Турине свою фирму. А спустя год появился и первенец — Lancia Tipo 51, он же 12 HP. При небольшом весе 4-цилиндровый двигатель развивал 24 л.с., что позволяло автомобилю разгоняться до немалых по тем временам 90 км/ч. Публику весьма заинтересовали инновации, которых в машине оказалось предостаточно: запатентованная штампованная балка задней оси, вал вместо приводных цепей, работающие по отдельности ручной и ножной тормоза и высокооборотистый двигатель.

Брат Винченцо — Джованни — создал маркетинговую стратегию, в соответствии с которой все модели должны называться буквами греческого алфавита. Так, Tipo 51 превратилась в Lancia Alpha.

В 1908 году появилась модификация Tipo 53 (или 18/24 HP) под названием Dialpha с одним из первых в мире 6-цилиндровым мотором, собранным как бы из трех 2-цилиндровых. Движок позволил перебраться за отметку скорости 100 км/ч. Гоночная двухместная Alpha без крыши называлась Corsa. Это имя впоследствии не раз использовалось для обозначения спортивных модификаций Lancia.

Производство растет, каждый год появляются если не новые модели, то как минимум модификации. 1909 год — Tipo 54 (модель Beta) удивила блоком цилиндров, впервые отлитым как цельная деталь. В 1910 и 1911 годах — модели Gamma и Delta.

Вскоре компания начала выпуск грузовиков, а перед Первой мировой ей пришлось изрядно потрудиться и для военных нужд. Например, некоторые модификации созданного тогда броневика 1Z с 5-литровым двигателем на 70 лошадиных сил успели повоевать даже на полях Второй мировой. А еще до начала Первой мировой Lancia успела выпустить модель Theta, известную, как автомобиль, впервые серийно оснащенный освещением. Также Theta щеголяла стартером.

Бизнес развивался по нарастающей. Например, в 1919 году Лянча показывает новый V-образный 12-цилиндровый мотор, достигающий мощности 150 л.с при относительно компактных размерах. А Lancia Lambda 1922 года заставила говорить о себе благодаря первому в мире серийному несущему кузову с трансмиссионным тоннелем, передней независимой подвеске с регулировкой жесткости и уникальному экономичному мотору V4 объемом 2.1 литра и мощностью 50 л.с.

Лянча уже не гоняется сам, но принимает участие в строительстве Национального автодрома в Монце, гонки на котором проходят и поныне. В зависимости от популярности той или иной модели продажи машин идут с переменным успехом, но все идеи энергичного Винченцо, если и не становятся эпохальными, то принимаются в расчет мировым автопромом.

В 1930 году вместе с Гаспаро Бона, Баттиста «Пинин» Фарина и Пьетро Монателли Лянча основал кузовное ателье Pininfarina. А в модельной линейке наступает целая эпоха А-названий: Artena, Augusta, Astura, Aprilia, Ardea, Aurelia... Прервано оно было только в 1957 году моделью Flaminia.

В конце 30-х кризис в мировой экономике вынуждает переходить на производство более доступных моделей. Параллельно идет разработка малолитражного двигателя, автомобили проходят аэродинамические испытания (невероятные по тем временам), а над дизайном трудятся мастера недавно созданного ателье Pininfarina.

Увы, в феврале 1937 года Винченцо Лянча скоропостижно умирает от сердечного приступа в возрасте 56 лет. У компании больше не стало прозорливого и талантливого ведущего-новатора. Однако его идей хватило еще надолго. Так, компактная Lancia Ardea 1939 года вошла в историю, как обладатель самого небольшого V-образного мотора. Во-первых, это был V4 всего на 900 «кубиков». И, во-вторых, при отдаче в 30 л.с. и весе автомобиля в 750 кг, Ardea развивала скорость до 100 км/ч и требовала лишь 7 л топлива на 100 км.

В 1950-м увидела свет Lancia Aurelia c V6, созданная талантливым инженером Витторио Яно, пришедшем из Alfa-Romeo, и кузовом от Pininfarina. Модель первенствовала на трассах Ле-Мана и Тарга Флорио. Однако, компанию не обошли и досадные оплошности, серьезно подорвавшие ее авторитет. Покупатели откровенно не поняли, почему должны покупать модель Appia 1953 года, которая была, по сути, более дорогой копией FIAT 1100, представленного чуть раньше.

Автоисторики видят слишком активное участие Lancia в автоспорте главной причиной грядущего упадка. Желание победить Ferrari на треке отвлекало брата Винченцо — Джованни, который управлял компанией, от масс-маркета. Фирме в середине 50-х был нужен не болид Формулы-1, а недорогой, надежный и массовый автомобиль, способный всерьез конкурировать не только на итальянском рынке, но и по всей Европе.

Королевские гонки оказались Lancia не по зубам даже несмотря на то, что на оказавшемся в 1955 году в распоряжении Ferrari модифицированном болиде Lancia, уже после ухода компании из гонок, Хуан Мануэль Фанхио завоюет чемпионский титул. Свою роль сыграла и загадочная гибель на тестах в Монце гонщика Lancia Альберто Аскари. После этой трагедии глава компании — Джованни Лянча оставил бизнес и перебрался в Южную Америку.

За последующее время в портфолио Lancia вошло много любопытных, а порой и передовых, моделей. Вернулась марка и в автоспорт, но теперь ставка была сделана на ралли.

В 1970-м появляется Lancia Delta, ставшая синонимом скорости, чья полноприводная версия получила мелодичное название Integrale. А построенная в ателье Bertone Lancia Stratos несколько лет не оставляла соперникам ни единого шанса. За что, возможно, следует благодарить и Ferrari, чей 275-сильный V6 2.4 достался неудержимому болиду, дизайн которого принадлежал талантливому Марчелло Гандини — автору внешности Lamborghini Miura, Countach и Diablo.

В начале «девяностых» Lancia уходит со спортивных арен, а к середине десятилетия позиции марки на рынке всерьез пошатнулись. Новинки выходили, но действительно харизматичных машин уже не было. Кризис затягивался, не помогло и взаимодействие с Chrysler, автомобили которого по инициативе группы FIAT-Chrysler одно время продавались в Европе под брендом Lancia.