«Китайцы не ездят на китайских автомобилях! В лидерах продаж — иностранные модели», — с этих слов начинался наш материал 6-летней давности об автомобилях и заводах марки Lifan. «Машины национальных марок становятся качественнее, современнее и безопаснее, но такая эволюция мгновенно отражается на стоимости. И вместо того, чтобы купить новый Geely или Changan, среднестатистический китаец выбирает Buick, Citroen или Volkswagen», — объясняли мы ситуацию на китайском рынке.
И здесь вспоминается старый анекдот: «богатые едят мясо, а я — капусту, но по статистике мы едим голубцы». Потому что под словосочетанием «китайские бренды» скрываются совсем разные марки. Вам знакомы Jiangnan, Linktour, Zhidou или Hanteng? Между прочим, прекрасно известный россиянам Lifan — из этой же когорты брендов, которые... не покупают. В прошлом году китайцы приобрели всего 58 тысяч «Лифанов». По меркам 28-миллионного рынка — результат, откровенно говоря, постыдный.
Именно Lifan оказался первой жертвой разразившегося кризиса. Во всяком случае, заводы компании остановлены вот уже как несколько месяцев – выпуск автомобилей свёрнут и, видимо, уже никогда не возобновится.
Эту информацию Авто Mail.ru рассказали китайские журналисты, а затем подтвердили теперь уже бывшие сотрудники «Лифана». Но как же объявленный недавно перезапуск марки на российском рынке? Ведь публике открыто объявили: как минимум, возобновятся продажи паркетника Х70. Всё просто. Оказывается, в Чунцине собраны несколько тысяч машин! Все они — в разной степени готовности, но наиболее комплектные сейчас доделывают, чтобы отправить на экспорт. В том числе и в Россию.
В самом Китае продажи «Лифанов» окончательно свёрнуты — это могут подтвердить актуальные отчёты Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM). По последним данным, в сентябре своих владельцев нашли 123 машины, а в октябре — 6... Для понимания: в Китае автодилеры называют первые месяцы осени «золотым» и «серебряным», потому что клиенты традиционно приезжают на ТО после летних отпусков, а заодно — присматривают и покупают новые авто.
По данным от китайских коллег, в крайне тяжёлом положении также находятся марки Haima и Brilliance. Первая накопила огромные долги по кредитам и, вероятно, вскоре будет объявлена банкротом... А всё потому, что со сбытом машин всё очень и очень плохо. В мае Haima смогла пристроить меньше трёхсот автомобилей! Летом и осенью сбыт балансировал на уровне 1000-1500 авто. Для Поднебесной такие показатели равнозначны полному провалу.
Неужели эпоха чисто китайских марок заканчивается на наших глазах? Не совсем так. Давайте вспомним про «мясо, капусту и голубцы». Битву за рынок проиграли только те, кто ошибся — с ценами, качеством или ассортиментом. Но, напротив, нашлись те, кто даже предугадал тренды: например, большинство заграничных производителей проспали моду на паркетники, а Geely, Changan и Haval начали штамповать их тысячами на потребу публике.
Geely, вовремя сделав ставку на кроссоверы, на родине смогла без особых проблем обойти популярные «Тойоту» и «Бьюик». В прошлом году рост продаж оставил 11,8%, а общий тираж — 1 380 000! Это третье место среди всех марок.
А вот, казалось бы, беспроигрышная ставка на низкий уровень автомобилизации оказалась тупиковой. Производители недорогих машин сомнительного качества сдались первыми: вместо таких авто небогатые провинциалы предпочли «бэушки»... И даже активный экспорт автомобилей туда, где людям нужна недорогая техника, не помог. Итог закономерен: в китайском автопроме выживут только сильнейшие. И падение «Лифана» — только начало.
UPD. Редакция Авто Mail.ru направила запросы в российский и международный офисы компании Lifan, чтобы прояснить ситуацию.
Читайте также: