Большое исследование рынка такси показало, что наиболее популярны индивидуальные пассажирские перевозки в Сингапуре — там каждый второй житель пользуется такси чаще одного раза в месяц, а общий объём перевозимых таким способом пассажиров составляет 10%. Ближе всех к Сингапуру по этим показателям подобрался Нью-Йорк (8%), а наименьшая роль такси среди исследованных городов по доле в пассажиропотоке — в Париже и Лондоне, 1,6 и 2% соответственно.
Москва не выделяется — 3,3% объёма перевозок; каждый третий горожанин активно пользуется такси. При этом максимальная доля редко или вообще не пользующихся такси жителей — в Токио и в Стамбуле. Там лишь каждый пятый-шестой вызывает водителя чаще раза в месяц при тех же 3,3% объёма, что и в Москве.
В случае с Токио это сочетание сразу двух факторов: беспрецедентной дороговизны и дефицита машин. Последний стал следствием законодательного ограничения количества лицензий — среднее время подачи при заказе через самое популярное приложение составляет более 15 минут (в Москве — 5), а более чем в половине случаев вообще не удаётся найти рядом свободный автомобиль! А в Стамбуле новые лицензии не выдаются аж с 1991 года, тогда как население города выросло в 2,5 раза. Поэтому существует неудовлетворённый спрос на машины и огромный рынок нелегалов с низким качеством сервиса.
С появлением Uber в Стамбуле впервые за 15 лет остановился рост стоимости перепродаваемых лицензий. Но с запретом агрегатора в 2017 году цены вновь пошли вверх — на радость держателям, среди которых в основном политики и бизнесмены. В Нью-Йорке агрегаторы разрешены, хоть и с ограничениями. Поэтому цены на лицензии там идут вниз с 2013 года — они рухнули уже в 8 раз. Из-за этого обанкротились более 1000 водителей, инвестировавших в «медальон» на пике его цены.
Такси правят ночью
Две трети машин на дорогах ночного Лондона и около половины в Москве с 01:00 до 05:00 — такси. Такую интересную статистику обнаружили эксперты при исследовании состава транспортного потока в зависимости от времени суток. А вот в Сингапуре и Нью-Йорке ночью большинство жителей предпочитает личный транспорт. Зато в Нью-Йорке больше, чем где-либо из исследуемых мегаполисов любят ездить на такси в аэропорты — на этот вид транспорта приходится 39% трансферов! Для сравнения, в Москве этот показатель в два раза меньше.
Интересна динамика соотношения личных автомобилей, такси и городского транспорта в Москве. С 2011 по 2018 год доля поездок на личных автомобилях снизилась на впечатляющие 10 процентных пунктов, с 38 до 28. Общественный транспорт вырос с 62 до 69%, а такси получило свои 3% перевозок. Это яркий результат политики столичных властей по выдворению из города персонального автотранспорта.
Стабильны и Лондон с Нью-Йорком. Несмотря на усилия властей английской столицы, с 2011 по 2018 годы доля поездок личными автомобилями снизилась всего на 2 процентных пункта, причём с весомых 51%. Они ушли в актив общественного транспорта, а у такси как были 2%, так и сохранились. В Нью-Йорке, наоборот, — на своих автомобилях по-прежнему ездят 38% людей, а стремительно устаревающий в отсутствие достаточных инвестиций гортранспорт отдал такси целых 4 процентных пункта: в 2011 соотношение было 58% на 4%, а в 2018 стало 54 на 8.
Читайте также: