Как выбрать идеальное место в самолёте?

Почему одни пассажиры получают лучшие места в самолете, а другие страдают в проходе у туалета? Если знать несколько секретов, то даже эконом-классом можно путешествовать с комфортом. Рассказываем, как заполучить во время перелёта места поудобнее

Класс обслуживания и его повышение

Очевидно, что чем выше класс, тем комфортнее лететь и тем дороже стоит билет. Бизнес (и редкий и дорогой первый) намного комфортнее эконома и его улучшенных вариантов, но такие билеты и стоят в разы дороже. Но попасть в бизнес можно, использовав повышение класса за мили, которые копятся при участии в мильных программах авиакомпаний и альянсов. Много миль удаётся накопить часто летающим пассажирам — например, у которых работа связана с постоянными командировками. В таком случае следует завести карты мильных программ тех компаний, которыми совершается большинство перелётов.

Другой вариант — пользоваться платёжной картой, выпущенной банком совместно с той или иной авиакомпанией, когда траты по карте трансформируются в бонусные мили. Кстати, у многих авиакомпаний покупать билеты за премиальные мили намного выгоднее именно в бизнес-класс —каждая такая потраченная «миля» экономит большее количество рублей, чем при оформлении аналогичным способом билета в «эконом». Поэтому иногда выгодно бывает даже «купить» мили у другого человека, хотя авиакомпании стараются бороться с такой практикой.

content image for: 73622
Читайте также
content image for: 72640
Новое в самолетах: подушки безопасности и другие багажные полки
Как изменятся самолеты в будущем? К каким новым «фишкам» нам надо быть готовым?

Повысить класс обслуживания можно и за деньги, когда уже приобретён билет в эконом — например, в улучшенный эконом или бизнес. Иногда это может быть выгоднее, чем сразу приобрести бизнес-класс, но гарантий быть не может. Другой риск — на момент запроса повышения класса не окажется свободных мест. У некоторых перевозчиков такой запрос можно сделать не ранее нескольких недель до полёта, у других — лишь в последние сутки.

Ещё один вариант попасть в бизнес — в качестве комплимента от авиакомпании для часто летающих пассажиров с картой самых высоких уровней, но такое случается нечасто. Иногда в бизнес пересаживают и обычных пассажиров, но причиной этому служит овербукинг — когда билетов продано больше, чем мест в самолёте, и все пассажиры явились на рейс. Наконец, у некоторых авиакомпаний при достижении определённого уровня в программе лояльности есть бонус в виде нескольких бесплатных повышений класса в течение года.

Места повышенной комфортности и аварийный ряд

В большинстве самолётов в салоне эконома есть несколько рядов, которые относятся к так называемым местам повышенной комфортности. Они отличаются от обычных увеличенным пространством для ног, а также часто там в стандартном блоке из трёх кресел заняты пассажирами одно или два (за счёт меньшей доступности этих мест), за счёт чего получается ещё и больший простор в ширину. Доступ к ним обычно открыт обладателям высоких статусов программы лояльности авиакомпании или за небольшую доплату, которую часто надо внести прямо на официальном сайте авиакомпании во время редактирования вашего бронирования.

content image for: 73622

Есть возможность сидеть на более просторных креслах и бесплатно: для этого надо зарегистрироваться на аварийный ряд с неоткидывающейся спинкой — тот, за которым находится ещё один аварийный ряд, но уже с полноценными креслами и доступом на него за отдельную плату. Но полёт на аварийном ряду — это не только привилегия, но и ответственность. Во-первых, нужно быть готовым оказывать помощь проводникам при эвакуации в нештатных ситуациях, и действовать придётся быстро. Для этого следует изучить памятку по открытию эвакуационных выходов и действиях при аварийных ситуациях. А во-вторых, нужно говорить либо на национальном языке авиакомпании, либо на английском. Также на аварийном ряду запрещено держать багаж в ногах при взлёте и посадке, даже под впередистоящим креслом, как разрешено на обычных местах.

В носу, в хвосте или у крыла? У окна или в проходе?

Даже если не рассматривать привилегированные места, с обычными креслами тоже есть ключевые особенности. Например, если планируете работать за компьютером, есть смысл выбрать место у окна, чтоб в ваш экран смотрело как можно меньше любопытных глаз, а также чтобы дорогая техника не встретилась во время обслуживания питанием с тяжёлой тележкой бортпроводника — такое нередко бывает, если увлечься работой и даже немного развернуть ноутбук в сторону прохода. В идеале выбрать место на аварийном ряду, так как у пассажиров перед вами будут заблокированы спинки, и они не смогут повредить ваш компьютер, внезапно откинувшись. Спать тоже лучше у окна, так как можно облокотиться на стенку фюзеляжа. Читать — тоже там, так как нет ничего лучше естественного света.

А вот высоким людям лучше сидеть у прохода, так как там существует возможность вытянуть ноги наискосок — надо лишь следить за передвижениями других людей. Аналогично место у прохода лучше подходит тем, кто много пьёт или у кого из-за особенностей организма жидкость выводится с большой частотой — тогда не придётся постоянно беспокоить соседей для походов в туалет и обратно. Особенно это актуально на длинных перелётах.

content image for: 73622

По расположению в разных частях салона единого мнения быть не может. В передней части пассажирской кабины меньше ждать высадки (а в теории — и очереди на паспортный контроль), но плотность рассадки на среднезагруженных рейсах там обычно выше, чем в хвостовой. Это означает меньший шанс, что среднее кресло окажется свободным. Также впереди раньше начинается обслуживание питанием (не только быстрее поешь, но и гарантированно не закончится выбор блюд) и оттуда же начинается сбор грязной посуды. Главный минус носового сегмента — там часто располагаются пассажиры с маленькими детьми, которые могут громко плакать весь полёт.

Читайте также
content image for: 72637
Как мы будем летать: смотрим на новые (и необычные) кресла
На выставке Aircraft Interiors Expo (AIX) в Гамбурге можно было наблюдать, как авиакомпании видят ближайшее будущее наших полётов

А вот заветные аварийные выходы с местами повышенной просторности находятся в средней части салона, да и тряски (почему-то многие её боятся) в районе крыльев чуть меньше. Но эти же крылья могут помешать сделать эффектный кадр в полёте — есть люди, которым и это важно. Также существует мнение, что в районе крыльев больше всего шума от двигателей, но автор материала с ним не согласен, будучи нечувствителен к уровню шума. Для большинства людей вряд ли будет существенная разница в этом плане. Хвостовая же часть салона хороша тем, что там чаще остаются незаполненные сиденья и в ней больше шансов не сидеть вплотную с соседом, если рейс окажется неполным.

Иногда удаётся даже вытянуться на трёх креслах и поспать лёжа — весомый аргумент зарегистрироваться на предпоследний ряд на ночной рейс по малопопулярному направлению. Помните только, что кухня, расположенная в носу (в салоне бизнеса) и в хвосте самолёта — дополнительный источник шума: гремят тележки и посуда, разговаривают между собой бортповодники. Наконец, по некоторой статистике задние места считаются более безопасными при крушениях — для аэрофобов это может послужит успокаивающим фактором.

Ещё пара лайфхаков

Кто раньше регистрируется на рейс, у того и максимально широкий выбор мест. Поэтому есть смысл приезжать в аэропорт пораньше (обычно регистрация начинается за 2 часа до вылета). Но ещё лучше воспользоваться онлайн-регистрацией (обычно за сутки до вылета), а на месте просто сдать при необходимости багаж на отдельной стойке. Если вы видите большую очередь на регистрацию в аэропорту, то можно воспользоваться киоском самостоятельной регистрации и выбрать место там, после чего уже сдать багаж.

Перед полётом изучите салон самолёта — узнать модель лайнера можно на сайте авиакомпании или по номеру рейса с помощью специальных сервисов в интернете. Вы сможете увидеть где располагаются аварийные ряды, перегородки, по сколько кресел установлено (бывают несимметричные салоны, где с одной стороны по два кресла, а с другой по три) и где находятся выходы, туалеты и кухни. Ориентироваться сразу станет намного легче.

content image for: 73622
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Ещё один лайфхак — если летите вдвоём и рейс не слишком популярный, то с большой вероятностью можно избавиться от третьего человека в ряду. Для этого одному нужно зарегистрироваться у прохода, а другому у окна, лучше в задней части салона. Шансы, что между вами посадят какого-то одинокого путешественника в таком случае довольно малы, а если это и произойдёт, то наверняка он согласится поменять свою невыгодную «серединку» на «окно» или «проход». Кстати, меняться местами, а также рассредоточиваться по свободным после окончания посадки или завершения взлёта — нормальная практика. Но только с разрешения бортпроводника.

Читайте также
Auto article image: 73574
Как провести хороший отпуск (и проехать через всю Евразию)
Алексей решил на мотоцикле пересечь всю Евразию с Востока на Запад. Как он на такое решился, сколько денег потратил и с какими сложностями столкнулся — об этом в интервью с героем

Наконец, имейте в виду, что если самолёт при вылете/прилёте паркуется не у терминала, а на лётном поле, то спешить с посадкой-высадкой смысла нет — обычно кто раньше сел в автобус, тот и дальше всех от выхода из него.

Резюме: главные принципы выбора комфортного места

  • Определитесь чем вы планируете заниматься и что важнее в полёте — безмятежность у иллюминатора или возможность беспрепятственно проходить в туалет
  • Заранее изучите схему самолёта и как можно раньше забронируйте место. Покупая билет авиакомпании-лоукостера, ознакомьтесь с её правилами — иногда выбор мест у таких перевозчиков невозможен без доплаты
  • Получить нужное место можно просто попросив об этом сотрудника авиакомпании при регистрации в аэропорту или самостоятельно выбрав на сайте при онлайн-регистрации
  • Учитывайте время и направление полёта, от которых зависит загруженность рейса, подача в аэропорту телетрапа или автобуса, а также расположение солнца в полёте
  • Избегайте мест около кухни и туалетов (шум и суета) и перед аварийным рядом (не откидывается спинка).
Дмитрий Ласьков