Как провести хороший отпуск (и проехать через всю Евразию)

Алексей решил на мотоцикле пересечь всю Евразию с Востока на Запад. Как он на такое решился, сколько денег потратил и с какими сложностями столкнулся — об этом в интервью с героем

— Алексей, для начала расскажи про своего железного напарника?
— Мотоцикл Suzuki dl-650 2010 года выпуска. Двигатель объемом 0,65 л и мощностью 67 л.с. Класс турэндуро. Если сравнивать с машиной, то типа кроссовера. Если очень хочется, то по бездорожью проехать можно, но есть более подходящие модели.

— Сколько заняла подготовка?
— Немного. За месяц сделал прививку от энцефалита и визу. Это — два дня. Подготовка мотоцикла — день. Поставил новую резину, загрузил все вещи в «мот» и отправил его во Владивосток. Докупил палатку, компактный столик, газовую горелку, запчасти и еще какие-то мелочи походные.

— Мотоцикл, выходит, отдельно от тебя до Владивостока добирался. Как происходит отправка транспортного средства?
— Вариантов много. Чем быстрее доставка, тем дороже. Я выбрал самый дешевый вариант — около 1,5 месяца железной дорогой из Москвы до Владивостока. Обошлось это в 17 000 рублей. Мотоцикл заколачивают в деревянную обрешетку и отправляют. Но нужно, чтобы бензина в баке не было. У меня оставалось немного, сливать не стали. Я пригнал мотоцикл в транспортную компанию, там всё оформили, отдал документы, ключи и помахал ему ручкой.

Во Владивостоке транспортная компания два дня от меня пряталась под какими-то странными предлогами из серии «доставка не оплачена, надо ждать, когда Москва проснется». А в Москве 9 утра, когда там уже 4 вечера. Тяжело эти согласования даются. На третий день начал волноваться, где «мот», и мы поехали с представителем местного мотоклуба разбираться — не уходили из офиса, пока начальник не приехал. Слава богу, «мот» стоял, только зеркало отломали. Я думаю, они хотели где-то приварить его. Боялись признаться, видимо.

— Давай поговорим о твоем багаже. Что собой представлял твой путевой гардероб, и как ты ухаживал за вещами в дороге? Где их стирал?
— На мотоцикле особо не разгуляешься по вещам. Пар десять носков и трусов. Майки три-четыре, одни штаны, пара толстовок, дождевик. В России стирал в основном у новых знакомых. Я почти в каждом городе находил кого-то из байкеров или друзей байкеров, иногда жил у них. В Европе или сдавал при кемпинге в стирку, или у торговых центров иногда стоят уличные общие стиральные машины, работающие за монетки. Стоит около 4 евро постирать с сушкой.

10

— Что было самым полезным в сумке и самым бесполезным?
— Бесполезным оказались топор и складная пила — на костер всегда можно насобирать сухих дров с земли. В России мне не очень повезло с погодой, и надо было больше теплых вещей брать, но тут не угадаешь. Взял много еды, консервов, а с магазинами проблем нет. Сейчас взял бы резервный набор еды на 1 день и всё. В принципе, в кафе всё очень дешево, и нет необходимости готовить самому. Зачем-то взял спиннинг. Дважды достал и даже окуня на Байкале поймал. В Европу его уже, разумеется, не брал.

Что рекомендуешь обязательно взять?
— Синюю изоленту. Есть такая мотоциклетная шутка: «Что нельзя починить синей изолентой, то нельзя починить». Черная не подходит. В Европу — деньги. Да и в Россию тоже деньги. В современном мире тебе, кроме денег и паспорта, ничего не нужно. Зато стоит заранее позаботиться о связи — в России много мест, где все сотовые операторы не работают.

— Коль скоро заговорили про синюю изоленту. Что еще из инструментов положил с собой?
— Был минимальный набор. Трещотка с основными головками (штук 5), пара ключей, мультитул, газовый паяльник (он, кстати, пригодился: пришлось проводку подпаять немного). Мотоцикл — продуманная штука. Этим набором его можно практически полностью разобрать и главное — собрать назад.

— У мотоцикла возможен прокол колеса? Что делать, если такое случилось?
— Вариантов два. Или возить с собой ремкомплект, насос и инструмент для снятия резины, но, говорят, без подготовки самому её практически нереально поменять. Или искать помощи вокруг. Мелкие проколы лечатся жгутом, главное — насос найти (например, у попуток).

— Ты ставил перед собой сроки или как получится? На что опирался?
— Я выехал 1 июня из Владивостока. В конце октября, как правило, заканчивается сезон — к этому времени я должен был вернуться.

— Как формировался маршрут?
— По России одна дорога, идущая от Хабаровска. Ты просто понимаешь, что Москва — там, и надо туда двигаться. Ещё у меня есть привычка: если узнаю про новые интересные места на планете, ставлю избранную точку в Гугле. За последнее время уже накопилось много разных точек по всему миру.

— Была ли с собой бумажная карта маршрута?
— Бумажную карту не брал. У меня тревел-симка — мировая вещь. Иногда за день 3-4 страны можно проехать и не надо искать местную карту. Еще есть отличное приложение Мaps.me. Очень подробная карта. Туда закачиваешь регион и пользуешься офлайн. Есть и навигатор — когда ничего другого нет, то вещь незаменимая, хотя маршруты прокладывает не самые лучшие.

— Дай совет, как в России искать жилье на ночь?
— В больших городах 1-2 раза использовал Booking.com. В остальном — через новые знакомства: давали контакты людей или просто советовали место.

— А если ночевка в палатке?
— Место под палатку стоит выбирать засветло, чтобы с дороги видно не было. А если подозрительное место, то не разжигать костров. Особенно это касается Забайкальского края. От деревень лучше подальше держаться и с местными в контакт не входить. За медведей, волков и прочих хищников я не переживал: они нас боятся больше, чем мы их. Был момент в Монголии, когда засветло не успел до населенного пункта доехать и встал в горах небольших с палаткой. Когда улегся, вокруг палатки началось движение. Кто-то дышал, кто-то чавкал, птицы хлопали крыльями. Поначалу тревожно было, но сказал себе, что ехать ночью через горы с камнями и обрывами — точно самоубийство. Если съедят, так тому и быть. Ничего, проспал как младенец до рассвета.

В Европе я жил на 80% в кемпингах и на 20% в гестхаусах, отелях, апартаментах, хостелах. Там кемпинги — это чистое удовольствие. Часто есть бассейн, душ с чистым туалетом, электричество, Интернет — условия лучше, чем во многих наших отелях, только спишь в палатке. Самый дорогой кемпинг был в Брюгге (Бельгия) — 21 евро. Самый дешевый во Франции — 8. В среднем где-то 12 евро за ночь. В Европе заранее ничего не искал — в Гугл-картах вбивал Сamping, и в радиусе 10 км всегда штук 5 было. Дальше по отзывам смотрел и выбирал. Ни разу не было, чтобы места не нашлось.

6фотографий
Бельгия

— Какое расстояние оптимально проезжать в день? Есть ли норма?
— Всё индивидуально. У меня самый большой перегон был 1600 км за день. В среднем 500-700 км. Чем больше дней подряд едешь, тем расстояния меньше. Усталость, болят мышцы и спина.

— Тормозили ли тебя по пути и были ли штрафы?
— По России за все путешествие один штраф — камера в Омской области поймала. Остановили раз в Перми и один раз в Испании. Оба раза проверили на алкоголь и документы смотрели.

— До трансконтинентального путешествия ты много ездил и один, и с товарищами. Как больше любишь — в одиночку или с компанией?
— Одному мне больше понравилось. Ты предоставлен сам себе, больше открыт для общения. Помню, приехал в Улан-Удэ, стою посреди города и не знаю, куда шаг ступить. Позвонил знакомым во Владивостоке. Они дали контакты местных, и через третьих лиц познакомился с людьми, провел там в итоге неделю.

16
Германия

— Выработался какой-то совет, что делать, если потерялся? Бензин кончился? Какой запасной вариант должен быть на этот случай?
— Надо идти туда, где люди. Запоминать и вспоминать, где видел огни. Мое мнение, что хороших людей больше, чем плохих, и они всегда помогут. Особенно в каких-то диких местах это правило железно работает.

— Чем чаще пользовался, когда надо получить информацию?
— Где-то спрашивал, где-то гуглил. Есть специальные форумы. Можно там что-то узнать у людей. Всё зависит от ситуации. Если ищешь место, где встать с палаткой одному, то я бы не стал спрашивать совета у полупьяных местных пацанчиков в ближайшей деревне. Не хотелось бы, чтобы они знали, где я буду темной ночью один.

6фотографий

Ты вернулся из путешествия по России. Какие мифы развеял?
— «Миф No 1 — Нет дорог». На федеральной трассе и недалеко от нее всё отлично. Почти везде новый асфальт или идут ремонтные работы.
«Миф No 2 — Банковские карты не принимают». Иногда в таких местах расплачивался, что никак не ожидал. В 98% случаях можно ею оплатить.
«Миф No 3 — Если узнают, что ты москвич, отрежут голову и наденут на кол перед городом». Еще раз могу повторить: хороших людей больше, чем плохих.

— Переходим к путешествию по Европе. Какие здесь лайфхаки?
— Всем путешественникам на заметку: цены на всё в магазинах вдоль трасс отличаются от магазинов буквально в километре в сторону. В Германии очень сильно. На заправке купил обычную воду за 4 евро. В магазине чуть в сторону она же стоила 1 евро. В соседних странах может сильно разниться цена на бензин. Есть сайт — globalpetrolprices.com. Имеет смысл посмотреть на нем цены. Допустим, в соседних Люксембурге и Голландии разница достигает 40% по моим подсчетам. Если в Германии и Австрии через Букинг бронировать гестхаус, они отдельной строкой пишут уборку, и иногда это бывает дороже стоимости за ночь. Нужно внимательно смотреть.

Португалия

— А сильно ли отличались цены на бензин в течение всего маршрута?
— По России я не сравнивал цены — разница в 2 рубля значения не имеет. Но старался в разных регионах у местных узнать, какие АЗС приличные, чтобы мусор в бак не залили. В Европе, как уже рассказывал, мониторил на сайте заранее места и цены. Самый дорогой бензин вышел в Голландии (1.8 евро). Самый дешевый — в Польше (около 1.25). Расход у меня где-то 4.5 л на 100 км, но в Европе он снижается еще на 10-15%. Итого по России на бензин получилось примерно 30 000, в Европе — 80 000 рублей.

— Проблемы с АЗС были где-то?
— В Монголии с этим не очень хорошо. Там нет в нашем понимании дорог, и можно легко уехать не туда и понять это через пару сотен километров (что со мной несколько раз было). Так что лучше иметь канистру на этот случай. И не очень хорошо с заправками между Хабаровском и Читой. Они есть, наверное, каждые 200 км, но пару раз просто не работали, и тоже приходилось до следующей на испарениях ехать.

— Сколько продлилось всё путешествие, сколько километров проехал и каким вышел общий бюджет?
— Вся поездка длилась 104 дня, была преодолена 21 страна, 25 регионов РФ и 28 900 км. Общий бюджет (все суммы в рублях) — около 500 000. Из них бензин — примерно 110 000. В России на еду, жилье и всякие мелкие расходы вышло около 80 000. Обслуживание мотоцикла, запчасти, пересылка — 30 000. И 280 000 потратил в Европе. Сюда включены траты на небольшой отпуск в Испании и встречу с друзьями в Германии. Без отдыха, думаю, уложился бы в 150 000 без бензина. В Европе готовил сам на газу, и бюджет на сутки у меня выходил евро 8-10 на еду. Ужин где-то 2-4 евро. Часто ужин оставался на завтрак или обед следующего дня. Всегда был хлеб, нарезки колбасы и сыра — это еще 1-2 евро за каждую упаковку. Вкусно и питательно.

— Сформулируй, пожалуйста, в чем магия дороги в путешествии на мотоцикле?
— Не думаю, что скажу что-то новое — ощущение полета, свободы. Мотоцикл — это настоящее. Если идет дождь — тебе мокро, холод — мерзнешь, жарко — потеешь. Ты как оголенный нерв во всех смыслах — чувствуешь всё. Упадешь — будет очень больно. Я лично чувствую себя живым в таких поездках.

Анастасия Сафронова