Как мы будем летать: смотрим на новые (и необычные) кресла

На выставке Aircraft Interiors Expo (AIX) в Гамбурге можно было наблюдать, как авиакомпании видят ближайшее будущее наших полётов
Валерий Чусов

Мы привыкли, что производители автомобилей показывают свои перспективные идеи в виде концепт-каров. Так вот, производители самолётов и оборудования тоже делают концепты — и в этом году их было на удивление много.

Летим стоя?

Как сделать перелеты дешевле? Проще всего «загрузить» в самолет как можно больше пассажиров. Например, компания Avio Interiors предлагает поставить кресла SkyRaider для перевозки пассажиров почти в вертикальном положении! Это уже третья версия таких кресел (первый вариант появился еще в 2010 году), но пока не нашлось ни одной авиакомпании, которая бы рискнула предложить своим пассажирам летать практически стоя.

Кстати, у массового распространения таких «стоячих» кресел есть одна преграда — согласно правилам безопасности, все находящиеся на борту пассажиры в случае аварийной ситуации должны покинуть салон через половину имеющихся выходов за 90 секунд. Поэтому даже лоукостеры не могут поставить слишком много кресел. Поэтому Avio Interiors предлагает оборудовать ими только часть салона и создать класс «супер-эконом».

Полегче!

Еще один проект от Avio Interiors — это кресла ESP (Economy Slim Platform) с шагом 28 дюймов (711 мм) — на два дюйма меньше, чем считается нормой сегодня. Ради этого спинка сделана почти вертикальной, а высота подушки сиденья увеличена до примерно 500 мм. Чтобы освободить пространство для коленей, карманы для журналов убраны под переднюю кромку кресла. К тому же такие кресла легче стандартных — благодаря отсутствию механизма откидывания спинки удается сэкономить 1 кг. Вроде бы ерунда, но на 200-местном лайнере это прибавка в 200 кг, то есть масса двух пассажиров с багажом!

А английская компания Mirus предлагает снижать массу, используя новые материалы. Концептуальные кресла Vision 2030 сделаны из углепластика и весят всего 3,8 кг! Mirus не случайно обратила внимание на углепластик. Этот материал используется при изготовлении самых быстрых (и даже не очень быстрых) автомобилей. Один из основателей Mirus Фил Холл много лет проработал в командах «Формулы 1» Toyota и Sauber, где занимался именно композитами. Эти навыки он применил и в созданной в 2015 году компании — и она уже стала поставщиком известной авиакомпании AirAsia. В изготавливаемых Mirus креслах Hawk уже сейчас применяется углепластиковый каркас спинки.

Больше комфорта в середине

Американская Molon Labe Seating решила подумать о том, как побудить пассажиров любить центральные места — большинство из нас предпочитают кресла у окна или у прохода. Для этого компания привлекла дизайнеров из Designworks — дочерней компании BMW. Кресла Molon Labe S2 получили «заглублённое» среднее кресло — оно немного шире боковых, а также сдвинуто вниз и назад, так что средний пассажир не упирается локтями и плечами в своих соседей. Подлокотники ступенчатой формы дают возможность ими пользоваться пассажирам с обеих сторон. Ну и ещё одна компенсация центральному пассажиру за неудобства — встроенный экран перед ним большего размера, чем у его соседей.

На этом Molon Labe не остановилась — на перспективной модели S3 кресло у прохода может наезжать на среднее! За счёт этого проход расширяется вдвое, появляется возможность разминуться двум пассажирам, а посадка пассажиров в лайнер ускоряется на треть. И это важно — каждая минута простоя самолёта на земле обходится американским авиакомпаниям более чем в 80 долларов, а при обычной частоте полётов в США сокращение времени посадки на треть даёт крупной авиакомпании экономию более чем полмиллиона долларов в день!

Идея с более широким средним креслом в трёхместном блоке не так уж нова, и, например, уже использует британская компания Acro — центральное кресло в А320 там на 29 мм шире крайних (486 и 457 мм соответственно).

Спать с комфортом

Немецкая компания Recaro известна нам своими автомобильными корнями — сейчас она даже использует слоган Driving comfort in the sky. Модель Recaro SL3510 стала одним из бестселлеров благодаря лёгкости (всего 9,3 килограмма), но в этом году звездой стенда Recaro стала модель CL3710. Для неё предлагается несколько оригинальных решений, повышающих комфорт. Например, вместо обычного подголовника можно поставить трансформируемый, откидные боковины которого помогут поддерживать шею во время сна. Специальные подушки-воротники больше не нужны! Есть и откидная опора для коленей. Эти кресла предназначены для дальнемагистральных самолётов, когда пассажиры выбирают авиакомпанию не только по цене, но и учитывают комфорт. Recaro CL3710 уже отмечены премиями за дизайн, а в Гамбурге они получили Crystal Cabin Award — самую престижную премию для производителей авиационных интерьеров. Её вручили именно за комфортабельный подголовник.

Другим призёром Crystal Cabin Award стала авиакомпания Air New Zealand за сиденья эконом-класса Skyсouch — три кресла можно превратить в лежанку для пассажиров, причём они оборудованы ремнями для пристёгивания детей. Кстати, производит эти сиденья Recaro. На выставке можно было увидеть аналогичную разработку итальянской компании Geven — её использовала французская Joon на своих A340. Здесь для расширения спального места подголовники переставляются на передний край сидений (Joon недавно закрыли, но ее самолёты достались Air France).

Прагматичная роскошь

О возможности поспать лёжа уже не приходится задумываться пассажирам бизнес-класса или тем более первого. Мало того, в первом классе большинство авиакомпаний предлагают и закрывающиеся двери. Теперь возможность обеспечить приватность приходит и в бизнес-класс — компания Thompson Aero Seating представила новую версию кресел VantageXL со сдвижной дверцей. Но это не главная новинка компании.

8

Она показала свои кресла первого класса VantageFirst. Их главное преимущество в том, как они интегрируются в салон самолёта и сочетаются с креслами бизнес-класса. Дело в том, что и сам по себе первый класс сегодня редкость (в Европе всего четыре авиакомпании предлагают первый класс, в Северной Америке одна), да и там, где он есть, зачастую имеется лишь один ряд кресел. Поэтому авиакомпаниям важно оптимизировать компоновку салонов.

Особенность кресел, изобретённых Джеймсом Томпсоном, в том, что при раскладывании отсек для ног пассажира находится между двумя впередистоящими креслами. В 2009 году это произвело революцию в дальнемагистральном бизнес-классе — благодаря этой идее кресла с горизонтальной кроватью можно было поставить с большей плотностью, и этим воспользовались многие авиакомпании. Но в классической конструкции кресел первого класса за ними глухая стенка, и в салоне зря пропадёт не менее полуметра пространства — оно нужно для раскладывания кровати первого ряда бизнес-класса. И вот компания, созданная Томпсоном — сам он её уже покинул, продав инвесторам, — продолжает его дело и предусмотрела в креслах первого класса нишу для стоящих за ними кресел бизнес-класса VantageXL. Они и на выставке стояли вместе, чтобы идея была понятна заказчикам. Впрочем, первые клиенты уже есть — это крупная китайская авиакомпания. Кстати, Thompson Aero Seating входит в состав китайского аэрокосмического концерна AVIC.

Китайские производители и сами осваивают производство оборудования для салонов самолётов. На большом стенде гонконгской HAECO главной премьерой стали кресла Eclipse для среднемагистрального бизнес-класса или улучшенного эконома на дальнемагистральных самолётах. По сравнению с обычными они увеличивают пространство для пассажиров на 14 процентов и обеспечивают высокий уровень приватности.

Комфорт для узкого фюзеляжа

В недалёком будущем появится и новая версия кресел Vantage — специально для узкофюзеляжных самолётов (эксперты отмечают, что сейчас поэтому появился спрос на спальные места в А320 или Boeing 737). Уже сейчас Thompson сделал кресла VantageSolo, которые расположены под углом, что позволяет раскладывать их в горизонталь.

Но более эффектно выглядит концепция Airbus — Settee Corner представляет собой совершенно новый подход к организации пространства. На вид это угловой диван, он весь предназначен для одного пассажира. Место у прохода — для взлёта и посадки, когда пассажир должен сидеть в максимально безопасном положении. А во время горизонтального полёта можно переместиться к окну, пригласить к себе гостя, или поднять нижнюю секцию и превратить диван в лежанку. Обычно стремление обеспечить максимальный комфорт в небольшом пространстве приводит к загруженности этого самого пространства — часто в кресле бизнес-класса чувствуешь себя как в очень уютном, продуманном и хорошо оборудованном — но всё-таки футляре. Settee Corner создаёт ощущение простора.

Avio Interiors тоже показала концептуальное кресло премиального класса Skywave — здесь комфорт обеспечивает возможность его наклона. Никаких регулировок и трансформаций, просто подвес кресла может его наклонять на большой угол. Выглядит очень футуристично — как и положено концепту.