Дешевле — только пешком: «Лада Гранта» против почти «японца»

Выбор от безысходности: самый популярный автомобиль в России или клон под японской маркой Datsun? Отличий больше, чем кажется
Юрий Урюков

«Ведра», «унитазы», «телеги» — острословы не стесняются в подборе обидных прозвищ для самых дешевых седанов в России. Предлагаем сменить сарказм на объективность: для тысяч людей простенькие Lada и Datsun ценой в начальных комплектациях меньше полумиллиона рублей — единственный шанс обрести собственный автомобиль. Новый, с технической и юридической гарантией, без риска, связанного с подбором машины на вторичке.

Lada Granta
Datsun on-DO
Если использовать все возможные скидки и акции, то и «Ладу», и Datsun с 1,6-литровым 8-клапанником (87 л.с.) можно взять за 374 тысячи рублей. Реальная стартовая цена — 434 900 за «Гранту» и 480 000 за on-DO. 106-сильные версии (как в этом тесте) стоят от 531 500 и 552 000 соответственно, уходя в топе за 600 тысяч. Псевдояпонский седан альтернативой механике выбрал четырехступенчатый автомат (от 562 000), доступен он и для «Лады» (от 596 500), но в паре с двигателем 98 л.с., а не 87 сил. А еще «Гранта» предлагает пятиступенчатый робот АМТ (от 536 500), которого у «Датсуна» нет в принципе

«Гранта» вообще стала народной: в прошлом году доступная «Лада» разошлась солидным тиражом 106 000 штук, а с начала 2019-го удерживает звание самой популярной модели в России. Успехи «Датсуна» в разы скромнее — седан on-DO не входит по продажам даже в ТОП-25 нашего рынка. Это ли не сигнал к действиям? Однако, подтянуть решили вовсе не клон «Лады», а оригинальную «Гранту». Опознать рестайлинговый вариант легко по физиономии X-face, знакомой по «Весте», ну а Datsun словно законсервировали — он вне времени.

Один трясется, другой не заводится. Но оба пахнут

Тяжелый химический аромат оседает в легких, наши деды, помнится, называли это явление «запахом нового автомобиля». Под сброс газа с тоской воет пятиступенчатая механическая коробка передач — знакомая еще со времен «восьмерок» вазовская болячка. И вообще каждое действие водителя машины комментируют: то реле звонко щелкнет под панелью, то хрустнет что-то в ногах или скрипнет жалобно. Довольно быстро приходит понимание: внутри этой железной коробки ты един с нею, а заодно и со всем миром, который отчетливо молотит камешками по аркам и шумит за окном, словно стекол в проемах нет вовсе. В этом смысле Lada и Datsun похожи, хотя on-DO за счет породистых нешиповок Michelin X-Ice («Гранту» обули в Nokian Nordman RS2) шуршит покрышками чуть тише. После рестайлинга Granta обрела улучшенную аэродинамику, но ветер об этом, видимо, не знает — все также гудит над ухом.

Lada Granta
Datsun on-DO
Оба седана подслеповаты: фары горят тускло, словно ночник в детской, поэтому приходится подсвечивать путь противотуманками. Гамма цветов кузова у «Гранты» шире и ярче, а за металлик Lada и Datsun просят одинаково — 6000 рублей

Хотя больше напрягла даже не аскетичность седанов (другого от самых дешевых машин на рынке не ждешь), а небрежное исполнение в духе «и так сойдет». Granta будто приехала на тест сразу после ресурсных испытаний на брусчатке. Иначе как объяснить, что на свежем автомобиле бренчит подвеска, скрипит разболтанный пластик интерьера и заедает механизм продольной регулировки водительского кресла? Очевидна проблема с балансировкой колес — на скорости около 100 км/ч шины словно превращаются в квадратные, хотя это косяк, скорее, не завода, а дилера, выполнявшего переобувку. Заморская эмблема на руле on-DO сработала оберегом покруче иконок — псевдояпонский седан собран тщательнее, на погремушку не похож. Зато с ним обнаружилась проблема посерьезнее. Регулярно двигатель запускался неуверенно, лишь со второй попытки, а на холодную расстраивал характерным свистом ремня (или ролика) привода навесных агрегатов. И если «Гранта» с точно таким же 1,6-литровым 16-клапанником на 106 сил порадовала средним расходом порядка 6,5-7 л/100 км, то «Датсун» меньше восьми есть отказывался. При этом заправляли машину только на фирменных АЗС предписанным (и для «Лады», кстати, тоже) 95-м бензином. Но on-DO делал вид, что так и надо — лампа check engine не вспыхивала, прочих тревожных сигналов электроника тоже не подавала. Ну, кто сейчас вспомнил анекдот о проклятом месте?

Lada Granta
Datsun on-DO
Разблокировать фиксатор капота на «Гранте» нажатием клавиши вверх удобнее, чем сдвигать вбок рычаг на «Датсуне». Также на «Ладу» поставили дополнительный уплотнитель, поэтому моторный отсек чище. Форсунки омывателя перенесли на облицовку рамки стекла

Динамика есть, «шумки» бы добавить

Обидно за «Датсун», ведь в остальном мотор ВАЗ-21127 обоим бюджетным седанам подходит хорошо. Уверенно тянет снизу, после 3000 оборотов демонстрирует подхват вплоть до отсечки — ущербным или медлительным такой двигатель точно не назовешь. Машины легко держатся в потоке, когда надо — готовы бодро ускориться. И смена передач особой сноровки не требует: пусть образцовой четкости механика не показывает, но и шерудить рычагом в попытках забить его в нужный паз тоже не надо. Сцепление понятное, усилия адекватные — в пробках не устаешь. Правда, чтобы выжать из «Гранты» и on-DO заявленные 10,5 с до «сотни» (по максимальной скорости, к слову, тоже паритет — 184 км/ч), придется вытерпеть лютый моторный ор, ведь обещанные 106 л.с. и 148 Н∙м лежат наверху — в диапазоне 4200 — 5800 об/мин.

Lada Granta
Datsun on-DO
При одинаковой колесной базе (2476 мм) у on-DO длиннее задний свес, но на «внедорожную» геометрию это почти не повлияло. Lada с «Датсуном» обрадовали высоко поднятыми бамперами и порогами, неплохим клиренсом в 17 см под стальными защитами моторного отсека. Но для движения по снегу и прочим рыхлым покрытиям не забывайте отключать ESC, иначе электроника в борьбе с пробуксовкой не даст двигателю развить достаточную тягу

По причине акустического дискомфорта быстрее 100-110 км/ч ехать не хочется, да и болтанка усиливается. Седаны нервно реагируют на боковой ветер, продавленные в асфальте колеи, вяло держат траекторию — при таком раскладе система стабилизации не выглядит лишней. А Lada вдобавок расстроила настройками электроусилителя и тормозами. Усилие на руле плавает даже на прямой — вроде держишь «баранку» ровно, а на ней то густо, то пусто, словно колеса на лед попадают. Уверенности это не добавляет, равно как нелинейное замедление: фрикционные накладки будто маслом испачкали, отчего колодки временами проскальзывают по дискам и барабанам. Пассажиры кивают головами в такт рывкам, репутация водителя под угрозой... Странно, до рестайлинга за «Грантой» такого не замечали — снова дефект конкретной машины? Зато по колдобинам дешевые автомобили дубасят по-раллийному, не снижая хода. Передние стойки «МакФерсон», задняя упругая балка уверенно растворяют удары даже от таких ям, которые заставляют соседей по потоку осаживать до пешеходной скорости. Только с колесами повнимательнее, в дорогих версиях Datsun и Lada носят не особо бюджетные шины размерности 185/55 R15.

На креслах посидел — как вахту отстоял

Granta внутри оформлена наряднее, старомодной вазовской фурнитуры в ней меньше. Трехцветная ткань сидений с затейливым орнаментом смотрится дороже и веселее, чем датсуновские 50 оттенков серого. Приборную доску оживляют апельсиновые акценты, а центральную консоль — X-образный хромированный декор дефлекторов вентиляции, перекликающийся с основной темой экстерьера. Соперник отвечает разве что подслеповатым на солнце сенсорным экраном со встроенной навигацией — для «Лады» такая медиасистема теперь не предлагается в принципе. Но если вам не глядеть, а ездить, то on-DO понравится больше. Незатейливые циферблаты проще считывать беглым взглядом, температура двигателя всегда перед глазами (причем яркость подсветки регулируется), управление бортовым компьютером и круизом вынесено на удобный пульт правого подрулевого переключателя. В «Гранте» передняя панель увенчана лотком с крышкой вроде того, куда водилы маршруток сбрасывают мелочь, есть двухуровневый бардачок с подсветкой, зато у «Датсуна» грамотнее сделаны внутренние дверные ручки.

Lada Granta
Datsun on-DO
Тонкие стойки кузова, низкая линия остекления, большие боковые зеркала старомодны, однако играют в плюс обзорности. Выступающие хвосты багажников оберегают парктроники — два датчика у «Датсуна», три у «Лады» (эффективность при этом одинаковая). Ветровые стекла с подогревом, климатические установки — полуавтоматические: вручную выбирается температура и направления потоков, скорость вентилятора и необходимость кондиционера определяет электроника — притом довольно точно

Общая беда «Лады» и почти «японца» — издевательское отношение к людским спинам. Ладно рули только по высоте регулируются — можно приспособиться, настоящий ад — это кресла, с которых хочется поскорее сбежать, как с раскаленной сковородки (обогрев, впрочем, тоже жарит как надо — это уже плюс). Пережившим на таких пыточных стульях путешествие хотя бы на дачу, надо по мотоциклетной аналогии присваивать титул «железная задница». Причем на обновленной «Гранте» сиденья хуже: сильнее давят в поясницу, заставляя тело принимать неестественное положение, и сами по себе толще. А ведь на втором ряду и без того дефицит пространства, чтобы тратить его на размещение массивной «мебели». Скажем строже — задний диван в обоих седанах тесный, даже пассажирам среднего роста трудно здесь разместиться с минимальным комфортом. А уж дополнительных удобств нет вообще — ни карманов в дверях, ни банального подлокотника. Спасибо хотя бы за потолочные поручни с крючками для одежды.

Lada Granta
Datsun on-DO
Двери распахиваются широко, но фиксаторы срабатывают лишь в полностью открытом и среднем положениях — велик риск на тесной парковке ударить соседний автомобиль. Водительское кресло «Лады» имеет регулировку по высоте, на что on-DO отвечает боковыми подушками безопасности. Кроме того, у «Датсуна» карманы на спинках обоих кресел, у «Гранты» — только справа. Интересное решение седанов — держатели замков ремней, которые не дают им провалиться под подушку дивана

Расчет, видимо, на то, что лучше ехать на боковушке плацкарта у туалета, чем ждать следующего поезда. Поэтому комфорт пассажиров отчасти принесен в жертву еще и грузовым возможностям. Багажники громадные: влезет недельный запас продуктов из супермаркета французского и разборная мебель из магазина шведского. Причем Datsun чуть вместительнее (530 л против 520) за счет удлиненного заднего свеса. Но зато «Гранту» предлагают и в более практичных кузовах лифтбек и универсал.

Неожиданный итог

В опросе, который мы запустили в анонсе этого сравнительного теста, читатели уверенно предрекли победу «Гранте» — за «Датсун» отдали в два раза меньше голосов. Вроде бы логично: зачем переплачивать за якобы японский седан, когда по сути тот же автомобиль продают хоть немного дешевле, тем более после обновления? Рестайлинг действительно сделал «Ладу» симпатичнее. Но, как видите, и консервативный On-DO до сих пор имеет свои плюсы, причем весомые.

Lada Granta
Datsun on-DO


Поэтому исход сражения зависит от задач. Когда свербит от желания купить «просто колеса» — недорогой, по возможности не убогий по дизайну, экономичный в содержании автомобиль — берите «Гранту». Ищете неброскую, но предельно функциональную машину, а от всяких лифтбеков да универсалов воротит — вперед за «Датсуном», у которого помимо перечисленных опций найдется еще датчик света, круиз-контроль, ограничитель скорости. Только будьте готовы вслед за иномарочным имиджем раскошелиться и на «иностранный» сервис.

Источник: Авто Mail