Разбитый Porsche и старые BMW: как отдыхают европейцы

Забежав в паддок австрийской трассы Red Bull Ring, мы обнаружили там кучу интересных машин — разных по возрасту, но очень быстрых и крутых. Жаль, что не всегда целых...
Юрий Урюков

Колесную экзотику проще встретить вдали от дома, где у людей совершенно другие автомобильные привычки и пристрастия. В том же Перу однажды повезло собрать неплохую коллекцию ископаемых (но еще живых) машин. А недавно в американском штате Теннесcи наткнулись на вычурные хот-роды, хай-райзер да странную строительную технику. Но иногда необычное находится буквально под носом. В той же Европе, куда иные россияне летают на выходные, словно на дачу. Конечно, здесь тоже богатая автомобильная культура, хватает специализированных музеев, заводских и частных коллекций. Но, согласитесь, интереснее, когда редкие модели не стоят в гараже за ограничительными лентами, а рубятся за секунды на треке. Затем, в минуты отдыха, позволяя прикоснуться к своим раскаленным бокам любому желающему. Именно так проходит трек-день на «Ред Булл Ринге».

Откуда здесь столько народу в обычный уик-энд? Чумовой «Фестиваль скорости» в Гудвуде проходит раз в год; безлимитные немецкие автобаны скучны своей прямотой, да и медленным транспортом зачастую забиты; извилистые горные трассы вроде Хохальпенштрассе или дороги через Шварцвальд живописны, однако права на ошибку не дают — легальные гонки здесь не устроишь. Вот европейцы с бензином в крови и тянутся на оборудованные стационарные треки, коих в Старом Свете хватает.

Red Bull Ring — место легендарное. «Кольцо» в австрийском Шпильберге открыли еще в 1969 году, много лет здесь гостила «Формула 1», и только на рубеже веков трек по ряду причин чуть не загнулся. Ситуацию спас король энергетических напитков Дитрих Матешиц: на выделенные им миллионы провели масштабную реконструкцию, и в 2011 году трасса отметила новый день рождения. Вскоре сюда вернулись кузовная серия DTM и «Королевские гонки», но владельцы не забыли и о простых людях. Доступ на трек-дни дают всем желающим, причем за относительно скромные взносы. Так, получасовая сессия стоит всего 50 евро (около 3600 рублей), а абонемент на день обойдется в 250-500 евро (18 — 36,5 тыс. рублей). Траты зависят от аппетитов участника. Одни арендуют бокс с выездом на пит-лейн, как настоящие гоночные команды, другие не прочь расположиться в паддоке, обустроившись в кемпере. Опытные наматывают круги соло, новички подтягивают навыки, двигаясь гуськом за инструктором. Главное, что интереснейшая 4,3-километровая трасса на десять поворотов с внушительным перепадом высот — общая.

Гоняют по «Ред Булл Рингу» на очень разных машинах, но интереснее других, пожалуй, тусовка BMW. В ней, понятное дело, хватает любителей современных M2, M3 или M4, однако наше внимание привлек выводок олдскульных «трешек» в кузовах E30 и E36. Этим пришельцам из 80-х и 90-х место в музее, а они пуляют по трассе на равных с наследниками. Причем нередко даже быстрее их.

Секрет в том, что эти ветераны обычно заряжены по полной кольцевой программе. «Боевая» резина, усиленные тормоза, специальные подвески, каркас безопасности, гоночные кресла и электроника, форсированные моторы и секвентальные коробки. Увы, не хватило времени как следует расспросить владельцев. Думаю, они рассказали бы немало интересного о подготовке раритетной техники к тайм-аттаке.

Не отстает от баварцев по массовости клуб фанатов Porsche. Здесь вне конкуренции легендарный 911 разных поколений. Перед твоими глазами — живой каталог: атмосферные и турбированные, дорожные версии и трековые «эрэски», особо подготовленные и стоковые...

Когда такой автопарад появляется на трассе, пожар страстей вспыхивает сам собой. Иные пилоты настолько увлекаются борьбой, что заканчивают сессию в отбойнике. Один из участников на наших глазах вылетел с трассы и разбил машину. Да так жестко, что через пару минут в паддок примчалась визжащая сиреной «скорая помощь».

Внушительный десант на Red Bull Ring высадили и владельцы Audi. Эти люди отдают предпочтение современной технике, зато разнообразной. Помимо купе TT RS и среднемоторного R8 нами были замечены бешеные универсалы RS 6 Avant — безусловно быстрые, но со своим грузопассажирским кузовом довольно странно выглядящие на фоне двухдверок. Впрочем, это по-своему прикольно: сделать какое-нибудь купе на «сарае».

Отрадно, что возвращается из спортивного забвения марка Alfa Romeo. И пусть «итальянцы» вроде среднемоторного купе 4C или «горячего» седана Giulia пока в явном меньшинстве на треке, смотреть на них вблизи — удовольствие. Увы, редко доступное тем, кто посещает российские трек-дни.

Впрочем, одиноких бойцов на «Ред Булл Ринге» немало. Среди таких — американская легенда, бесподобный в своей брутальности Dodge Viper, скромная, но злая Opel Astra OPC, культовый Nissan GT-R, ураганный Lamborghini Huracan...

Особняком держатся владельцы «неформатных» спорткаров. Причем они негласно разделились на два лагеря. Одни следуют заветам старины, предпочитая реплики в духе канонического Lotus 7, другие выбирают прогрессивный минимализм вроде KTM X-Bow или Ariel Atom.

Но в итоге, судя по позитивной атмосфере в паддоке, столь разношерстной тусовке рады все — и пилоты, и зрители, и случайные гости вроде нас. И как жаль, что в России выходные принято проводить по-другому.