«Фестиваль Скорости» в Гудвуде: самые крутые машины в мире

Есть пять причин посетить, пожалуй, лучшее автомобильное событие на планете

Что такое «Фестиваль Скорости» в Гудвуде? Люди непосвящённые могут подумать, что там собираются почтенные лорды, сэры и прочая британская элита в смокингах, которые неспешно пьют скотч и курят сигары у дворца герцога Ричмонда, время от времени протирая классические купе и родстеры Jaguar, Ferrari, Porsche и другие раритетные суперкары из частных коллекций. А за всем этим наблюдает горстка зевак. Вот и я точно так же себе представлял происходящее в сердце графства Западный Сассекс. И очень зря! Оказалось, что это едва ли не единственное место на планете, где можно увидеть сразу сотни исторических и современных гоночных машин. Причём не заботливо припаркованные на полянке между стогов сена, а в действии!

Немного истории

Всё началось в 1992 году, когда граф Марч Чарльз Генри Гордон-Леннокс вернулся в родовое имение и решил, что неплохо было бы возродить историю автоспорта в этих краях. Неподалёку даже есть трек, но он был закрыт для соревнований ещё в 1966-м из-за слишком скоростной конфигурации при весьма посредственной безопасности (владельцы не хотели вкладывать деньги в модернизацию автодрома). Что же делать? Выход был найден буквально сразу — сделать гоночную трассу из... обычной дорожки прямо перед дворцом!

content image for: 65798

Она не замкнута в кольцо и, по сути, представляет собой узкий подъём на холм длиной около 2 километров — что-то вроде раллийного спецучастка от старта до финиша. И, представьте себе, здесь действительно ездили на время! Первая гонка прошла уже в 1993 году, а выиграл её Уилли Грин на машине Формулы-1 Surtees T20. На дебютный «Фестиваль скорости» пришло 25 тысяч зрителей, хотя в эти же даты проводился знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана». И это стало началом славной истории события в Гудвуде. Что же тут можно увидеть?

1. Разнообразие техники

Пожалуй, это одна из главных причин, чтобы приехать в Гудвуд — он находится в 120 км к юго-западу от Лондона. Нигде в мире вы больше не увидите столько гоночных автомобилей всех мастей одновременно! Гиганты начала прошлого столетия (самые старые — 1902 года выпуска!) с огромными моторами — как вам, к примеру, Fiat S76 с огнедышащим четырёхцилиндровым двигателем объёмом 28,5 литров? Болиды Формулы-1 всех эпох — от 50-х до современных. Спортпрототипы, участники DTM, гонок на выносливость, NASCAR, дорожные суперкары, раллийные машины (для них сделали ещё одну отдельную гравийную трассу), выводок мотоциклов разных лет, дрифткары и даже ралли-рейдовый «КамАЗ» и Формула-Е.

content image for: 65798

В сумме — почти четыре сотни автомобилей и около 70 мотоциклов (обязательно посмотрите галерею в конце статьи). И все они ездят! Не имеет значения, как быстро они катят по гудвудской трассе — аплодисментами встречают всех, кто возвращается обратно после финиша. Словом, это единственная возможность увидеть историю автоспорта в действии. И дело, кстати, не только в визуальном удовольствии. Звук — вот что так важно в современном мире, где от былого разнообразия не осталось и следа. Пронзительный визг «формульных» V10, грубый рокот американских V8, трагичные «посапывания» раллийных турбомоторов, а от завываний компрессорной «восьмёрки» довоенного «Мерседеса» W25 просто мурашки по коже!

2. Настоящие гонки

Пока в Формуле-1 внедряют защитную систему Halo (больше похожую на трусы-стринги над кокпитом), а трассы делают с километровыми асфальтовыми зонами безопасности, в Гудвуде время остановилось. Узкая полоска асфальта с 9 поворотами, немного травы по краям и тюки с соломой вместо современных металлических барьеров — вот что такое местный подъём на холм. И здесь по-прежнему проводятся соревнования, несмотря на обилие инцидентов (смотрите видеоролик ниже). Достаточно сказать, что рекорд с 1999 года удерживает Ник Хайдфельд, который промчался до финиша за 41,6 секунды. К слову, сделал он это за рулём «Макларена» MP4-13 — машины, которая привела Мику Хаккинена к чемпионскому титулу в Формуле-1 годом ранее!

Любопытно, что соревнуются за победу в Гудвуде машины из совершенно разных дисциплин автоспорта — это могут быть и болиды Формулы-1, и «ле-мановские» прототипы, и созданные специально для тайматака или подъёма на холм монстры (в 2014-м первенствовал 9-кратный чемпион по ралли Себастьен Лёб на Peugeot 208 T16 Pikes Peak). Более того, есть даже обычные дорожные суперкары. Не обошлось и без электрической «Формулы-Е». Всё тот же Ник Хайдфельд попытался установить на ней лучшее время в этом году, но его результат оказался на 10 секунд хуже, чем рекорд на «Макларене» — 51.91.

Есть тут и свои легенды — в этом году уже в шестой раз в Гудвуде победил Джастин Лоу с результатом 46,13 секунды. Трижды он выигрывал на Jaguar XJR8/9 и столько же — на Jaguar XJR12 (знаменитые спортпрототипы группы С, на счету которых пара побед в «24 часах Ле-Мана»). Его 7-литровый V12 выдаёт 740 сил, а весит Jaguar всего 900 кг. Думаете, что это просто шоу-гонка? Посмотрите, как Джастин мчит по такой узкой трассе!

3. Шоу

Какой фестиваль обходится без шоу? В Гудвуде, само собой, выступал известный на весь мир трюкач и каскадёр Терри Грант, который в этот раз проехал всю трассу на Range Rover Sport... на двух колёсах! Эффектную дымовуху устраивают и дрифтеры — один из самых известных в мире ездоков боком Майк Уиддетт выкатил на трек скромную Mazda MX-5 с роторным мотором мощностью свыше 1000 сил, взбодрил публику и Айрат Мардеев, решивший поставить боком на узком полотне свой могучий «КамАЗ».

Контент недоступен

Автомобилями всё не заканчивается — свои трюки показывают мотокроссмены на специальной арене, а в перерывах посетителей развлекают... лётчики! Да-да, своё 15-минутное авиашоу устраивает звено Red Arrows, выполняющее фигуры высшего пилотажа, а потом в небе появляется истребитель Eurofighter Typhoon. Плюс разные конкурсы, розыгрыши, экспозиции, автограф-сессии — между прочим, тут можно встретить настоящих звёзд. Сэр Джэки Стюарт, Йохен Масс, Эмерсон Фиттипальди, Рене Арну, Роберт Кубица, Нико Росберг, Валттери Боттас и другие гонщики Формулы-1 управляли болидами разных лет. Плюс легенды «кузовов» — Том «Мистер Ле-Ман» Кристенсен и Роберто Равалья. При должной сноровке можно было разжиться немалым числом росчерков именитых пилотов!

4. Юбилеи

Впрочем, не только с гонщиками можно случайно встретиться на какой-нибудь из лужаек гудвудского фестиваля. Каждый год тут обязательно что-то празднуют. 100-летние юбилеи отмечали тут Alfa Romeo, Rolls-Royce, Ford, Mercedes-Benz, Audi и даже гонки Гран-При. 4 года назад здесь почтили 50-летие Porsche 911, а в 2017-м было сразу несколько интересных событий.

Контент недоступен

Первое прошло достаточно скромно — о 60-летии Fiat 500 говорила лишь горстка экспонатов на площадке. Да и AMG к своему 50-летию не стала поднимать шумиху. А вот проводы Берни Экклстоуна на пенсию прошли с размахом! Ежегодно на лужайке перед резиденцией герцога Ричардса возводят памятную скульптуру (причём её архитектор не меняется) — на этот раз её назвали «5 эпох Экклстоуна», что символизировало 5 машин Формулы-1 разных поколений. Тут же присутствовал и президент FIA Жант Тодт и нынешний владелец «Королевских гонок» Чейз Кэри — он, кстати, не отказывал желающим сфотографироваться с ним. Разве можно было представить такое c Берни?

content image for: 65798

И, наконец, украшение этого «Фестиваля скорости» — 70-летие бесподобной Ferrari. В честь этого на трассе в Гудвуде прозвучал не только итальянский гимн, но и состоялся настоящий парад машин с гарцующим жеребцом на эмблеме — из Маранелло и частных коллекций привезли 44 гоночных автомобиля, включая и Формулу-1, а также современные дорожные модели! Временами они создавали настоящие... пробки. Но о таких заторах можно только мечтать.

5. Новинки автопрома

Неудивительно, что «Фестиваль скорости» очень популярен — организаторам даже пришлось ограничить квоту 150 тысячами человек, хотя желающих обычно чуть больше. Поэтому билеты нужно покупать заранее — в этом году они стоили от 34 фунтов стерлингов (2 700 рублей) за пропуск на четверг до 154 фунтов на весь уик-энд (12 200 рублей). И не надейтесь, что вам хватит одного дня — как минимум на несколько часов вы прилипнете к ограждению трассы, провожая взглядом прекрасные автоспортивные легенды и вдыхая запахи масла, бензина, выхлопных газов и жжёной резины.

content image for: 65798

А ещё есть раллийный гравийный участок, куча магазинчиков с атрибутикой, коллекционными моделями автомобилей и уйма стендов автопроизводителей — они, познав популярность «Фестиваля скорости», проводят тут даже мировые премьеры новых моделей. Большинство из которых, конечно же, суперкары, хотя Rolls-Royce показал в Гудвуде уникальное купе Sweptail, созданное в единственном экземпляре по заказу клиента (надо полагать, очень богатого и важного для марки — самая дорогая в мире машина стоит 13 миллионов долларов).

Контент недоступен

Porsche привезла сюда экстремальное купе GT2 RS (700 л.с., задний привод) и ограниченную версию 911 Turbo S Exclusive, Aston Martin показал DB11 с мотором V8 от Mercedes-AMG GT. Здесь же дебютировала открытая версия 610-сильной Audi R8 V10, а Jaguar представил сразу две новинки — седан XE SV Project с самым мощным двигателем в сегменте (600 л.с.!) и флагманский XJR575, в индексе которого зашифрован его «табун». После премьеры на Нюрбургринге в Гудвуд приехал обновлённый Nissan GT-R Nismo, а ещё Nissan выкатил на трек необычный трёхместный электрокар BladeGlider Concept. Причём нам удалось проехать на обоих «Ниссанах». Может ли машина на электротяге быть настоящим спорткаром? Скоро расскажем!

slide image for gallery: 23450 | «Фестиваль скорости» в Гудвуде 2017
slide image for gallery: 23450 | «Фестиваль скорости» в Гудвуде 2017
slide image for gallery: 23450 | «Фестиваль скорости» в Гудвуде 2017
slide image for gallery: 23450 | «Фестиваль скорости» в Гудвуде 2017
slide image for gallery: 23450 | «Фестиваль скорости» в Гудвуде 2017
45
Вадим Гагарин