Пять причин ненавидеть платные парковки

Они нас бесят и вызывают волну возмущения. Но почему же мы так плохо относимся к платным парковкам?
Тимофей Исаев

В ноябре исполнилось три года с момента введения в Москве платной парковки. Изначально она была только на 20 улицах, но в 2015 году уже вышла за границы Третьего транспортного кольца и вплотную подбирается к спальным районам. И не только в Москве. Вслед за столицей платные парковки стали появляться в других городах. Везде, куда они приходят, жители делятся на два лагеря — кто-то любит платные парковки, другие считают их злом.

Давайте рассмотрим, что было сделано за три года в Москве. И начнем мы с плохого — пяти причин, почему платная парковка в столице подвергается столь большой критике.

Причина No 1. Неправильные знаки и организация движения

Попав в зону платной парковки, разобраться, как же именно нужно ставить автомобиль, зачастую очень сложно.

Представьте: вы видите знак платной парковки и останавливаетесь за ним. Все хорошо? Вовсе нет. Вы только что нарушили пункт 12.4 ПДД, припарковавшись в месте, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров! Именно такая ситуация сложилась на Дербеневской улице (подробнее — в материале «Самые удивительные знаки Москвы»).

Есть и другие случаи. Например, как нужно ставить автомобиль на парковке? Если верить знакам, как на фотографии выше, то справа. Но если вы так поступите, то, скорее всего, получите штраф, потому что места под парковку размечены на левой стороне дороги. Налицо противоречие, на которое неохотно реагируют в ЦОДД — ведомстве, ответственном за организацию движения в городе.

И это — далеко не единичный случай. Вот наглядные подтверждения, найденные на просторах сети.

Контент недоступен
Контент недоступен
Контент недоступен

Но, допустим, вы все же разобрались, как нужно поставить машину, и припарковались. Тут вас ждет следующее неудобство.

Причина No 2. Система оплаты

Есть множество способов оплатить парковку: при помощи SMS, мобильного приложения, через терминалы QIWI, при помощи банковской карты через паркомат и даже через велотерминалы. Вот только почему нет самого простого и логичного — наличными через паркомат?

Когда платная парковка только появилась, такое решение объясняли борьбой с коррупцией. Мол, водители предпочтут заплатить парковщикам лично, чем дойти до паркомата. Правда, абсолютно неясно, что мешает мошенникам, скажем, считать номер банковской карты при помощи нелегальных устройств-скиммеров? Да и платить наличными через терминалы QIWI можно. Почему же тогда нельзя через паркоматы?

Но и к существующим способам оплаты есть претензии. Скажем, мобильное приложение регулярно дает сбои. Например, из-за системной ошибки жительница Москвы Владислава Петрович получила счет на 800 000 рублей, который, правда, в дальнейшем аннулировали. Да и оплата через SMS иногда отключается. Это не говоря о том, что у некоторых автомобилистов возникают проблемы при оплате парковки с корпоративного тарифа, а в случае с обычным номером вы также платите и дополнительную комиссию оператору.

Причина No 3. Тарифы и резидентные соглашения

Несладко приходится и жителям центра Москвы. Специально для них в столице были введены резидентные разрешения (данная льгота также распространяется по принципу «одна квартира — два разрешения»). На бумаге все выглядит просто — нужно лишь предоставить документы, подтверждающие, что человек живет в центре, заплатить 3000 рублей и парковаться 24 часа в сутки (или не платить трех тысяч и парковаться бесплатно только по ночам). Но на деле все оказывается куда сложнее, ведь нужно предъявить согласие всех собственников жилья. А что, если кто-то из них будет против? Или вы снимаете квартиру в центре, а владелец недвижимости не хочет давать свое согласие на парковку? Кроме того, льготный абонемент действует только в «пределах муниципального района проживания». При парковке в соседнем районе за парковку придется платить по полному тарифу.

К стоимости резидентного разрешения тоже есть претензии. Кажется, что 3000 рублей или 42 евро — не очень большая сумма за право парковаться круглые сутки возле дома в центре. Но давайте проведем небольшое сравнение. В качестве примера возьмем Париж, сопоставимый с Москвой и по размерам, и по количеству автомобилей. Аналогичное резидентное разрешение во французской столице обойдется в 45 евро за год (или 90 евро за три года). То есть москвичи платят примерно столько же, сколько парижане. Вот только средняя зарплата в Париже после уплаты налогов составляет 2400 евро против 775 евро в Москве!

Читайте также
Пять причин любить платные парковки
Думаете, что платные парковки — это абсолютное зло? Но ведь они дали и много хорошего городу!

Кстати, есть и еще одна проблема. Резидентные разрешения в Москве надо обязательно продлевать каждый год. Если вы забудете это сделать, будьте готовы получить штраф.

К тарифам для тех, кто не живет в центре, также есть претензии. Сейчас в Москве существует несколько зон: за пределами Садового кольца час парковки стоит 40 рублей, между Бульварным и Садовым Кольцом — 60 рублей, а в пределах Бульварного кольца и возле бизнес-центра Москва-Сити в дневное время действует прогрессивный тариф: 80 рублей за первый час парковки и 130 рублей — за каждый последующий. Вот только почему именно такая сумма? Ни одного по-настоящему научного объяснения с обоснованными научными расчётами мы так и не услышали! «Существующие тарифы на парковку позволяют сохранять загрузку парковочных мест на необходимом уровне и регулировать трафик в центре города», — вот единственный комментарий, который на данную тему сделали в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства».

Причина No 4. Эвакуаторы

Если говорить строго, то принудительная эвакуация — это явление, не относящееся к платной парковке. Но эвакуаторы и платная парковка идут в Москве рука об руку. По задумке, принудительная эвакуация должна служить дополнительной мерой, которая бы принуждала водителей пользоваться легальными парковками, не перекрывать движение и соблюдать ПДД. В общем, хотели как лучше...

Главной претензией к работе эвакуаторов стали многочисленные конфликты с водителями. Достаточно вспомнить Константина Алтухова, прозванного «Паркменом» после 22-часового сидения в машине, погруженной на платформу эвакуатора.

Всё это привело к тому, что власти решили сделать уступку водителям, и с августа 2015 года за нарушение правил парковки эвакуировать автомобиль можно только из-под тех знаков, где висит табличка «Работает эвакуатор». Вроде бы, все логично и сделано для защиты водителей. Вот только сейчас эвакуаторщики боятся иметь дело с машинами в зоне, которая не имеет таблички. Даже если они действительно мешают проходу и проезду. И настоящий смысл принудительной эвакуации в такой системе теряется напрочь. А ведь мы еще не упомянули очень странные тарифы, которые связывают стоимость эвакуации с мощностью двигателя...

Причина No 5. Расширение зоны

Но, пожалуй, ничто так не раздражает москвичей, как постоянное расширение зоны платной парковки. В 2012 году, когда запускалась первая зона, речь шла лишь об эксперименте. Затем в 2013 году платные парковки распространили на территорию Бульварного кольца. В конце 2013 года платной стала вся зона внутри Садового. Всё это можно было понять, ведь речь шла о центре города, но 1 августа 2014 года зона платной парковки расширилась еще больше — до границ Третьего транспортного кольца. Со скрипом москвичи приняли и это. А затем стало окончательно ясно — власти не остановятся.

Так и произошло. 10 ноября 2015 года зона платной парковки вновь расширилась — на этот раз на отдельные участки 95 улиц за пределами ТТК, которые называют «местами наибольшего притяжения автомобилей».

Вот только что же это за места? Официально власти говорят о крупных торговых и офисных центрах. Но фактически платные парковки появляются и там, где они абсолютно не нужны. Ведь местом наибольшего притяжения автомобилей легко можно назвать любой, слышите, любой многоквартирный дом. Особенно, если не менять нормативы на оснащение зданий парковочными местами. И как тут не подумать, что платные парковки в наших условиях служат не для улучшения транспортной ситуации, а для пополнения бюджета.

А ведь в 2014 году заммэра Москвы Максим Ликсутов заявлял, что в жилые кварталы и дворы платная парковка «точно не придет». Честно говоря, с каждым днем верится в это все меньше.

Центр Москвы превратился в «запретную зону». Там закрываются кафе и магазины. И этот процесс деградации центра уже запущен. Центр оживает только в летние месяцы. И теперь департамент транспорта пришел и в спальные районы, чтобы и их омертвить. Основная претензия к платным парковкам не в том, что они платные. А в том, что люди, которые их применяют, делают это совершенно бездумно и не так, как это следует из логики. Какой смысл в платных парковках в Отрадном или Чертаново? Это плод воспаленной фантазии некоего гражданина, который туда их впихнул
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие ведерки»

Парковку в Москве неудобно оплачивать, платная зона постоянно расширяется, у местных жителей могут возникнуть проблемы с разрешениями, а эвакуаторы увозят совсем не те машины, которые мешают окружающим. Вы уже решили, что платные парковки — ужасное явление и лучше бы их в России никогда и не было? Не спешите с выводами. Смотрите наш материал о том, что же хорошего нам дали платные парковки.