Совпадение? Не думаю... Сколько бы мифов ни сочиняли о кровавом графе, всё равно в румынском народе Влада Цепеша чтят скорее как жёсткого, но сильного лидера, а не фантастического вампира. Вот и в отношении «Дастера» иллюзий тоже не осталось. С момента его появления у российских дилеров в 2012 году, мы изучили этот автомобиль вдоль и поперёк. Сначала утюжили на нём разбитые трассы и грунтовки Узбекистана. Затем намотали свыше 20 000 км по родным просторам. Сравнивали Renault с «Шеви Нивой» и клоном по франко-японскому альянсу Nissan Terrano. Поняли, как едет дизельный вариант, и чего ждать от версии с автоматом...
Да, в своё время Duster, продолжая традиции братского «Логана», стал феноменом и сенсацией на российском рынке. И если Влад Цепеш без разбора сажал поверженных противников на кол, то Renault буквально раздавила и раскатала конкурентов по сегменту бюджетных (и не только) SUV. Но балансировать на грани привлекательной цены и современного уровня потребительских качеств без компромиссов невозможно. Поэтому к уйме бесспорных достоинств Duster получил солидный прицеп недостатков.
Отрадно, что в российском офисе Renault не увлеклись подсчётом банкнот и не стали закрывать глаза на очевидные проблемы. Ведь успешные продажи модели — это не только прибыль, но ещё и хороший рычаг, которым удобно подковырнуть и раскрутить инертный механизм громадного концерна в интересах локального рынка. А козырей хватило на целую колоду. Duster стартовал в России на два года позже, чем во многих других странах, но за 5 лет регион Евразия показал примерно равные продажи с Южной Америкой, уступив только Европе. С марта 2012 года в нашей стране нашли покупателей порядка 224 000 «Дастеров» — это лучший результат среди всех SUV. Позади остались даже отечественные Chevrolet Niva и Lada 4x4, не говоря уже об импортных моделях.
Вот почему при обновлении машины разработчикам пришлось выполнить жёсткие требования российского офиса. Говорят, дизайнеры нарисовали для «Дастера» нарядный и модный передний бампер. Но в серию он не пошёл, так как ради внешней красоты наши не разрешили нарушать показатели внедорожной геометрии. Также было наложено вето на изменение подвесок и трёхрежимной полноприводной трансмиссии, поскольку большинству покупателей Duster полюбился именно за крепкое шасси и хорошую проходимость.
Подтверждаю — естественный off-road в лесах Карпат автомобиль поглотил с аппетитом проголодавшегося вампира. А между тем, подготовка трассы заключалась лишь в том, что организаторы пометили яркой краской особо острые камни. Помимо них, нам встретились броды, раскисшие подъёмы и головокружительные спуски, болотистая колея из смеси земли, глины и навоза, а также много других подобных прелестей.
В общем, колхозник с дачником могут спать спокойно и копить деньги — их интересы модернизация «Дастера» не затронула. А вот для всех остальных кроссовер стал во многом другим. Renault снова ударила конкурентов. Но уже не кулаком, а точечно — тремя пальцами: удобством, новыми силовыми установками и ценой. Впрочем, обо всём по порядку.
КОМФОРТ, ПРАКТИЧНОСТЬ, УДОБСТВО
Duster стал тише. Намного тише! Независимо от режима езды и типа силовой установки. Причём в официальных данных о проведённых доработках я нашёл буквально пару слов. Но мне удалось побеседовать «за сценой» с реношниками и выяснить, что их скромность не имела под собой никаких оснований. Проблему посторонних звуков в салоне решили кардинально — не просто усилением шумоизоляции, а полной её перекройкой. Фактически, инженеры заново просчитали расположение изолирующих матов, форму дверных уплотнителей и даже усилителей кузова!
В результате, до 70-80 км/ч Duster стал вообще тихоней. Ближе к «сотне» становится различим характерный гул универсальных покрышек Amtel Cruise 4x4. И только к 120 км/ч внутрь начинают прорываться завывания ветра и рокот мотора. Эффект от новой «шумки» такой, будто захлопываешь окно, выходящее на оживлённую улицу: раз, и мир становится таким приглушённым... Конечно, это далеко не премиум-уровень. Стоит раскрутить движок посильнее или въехать на щебёнку, как идиллия рушится. Но теперь, во всяком случае, у водителя не возникает ощущения, что его поместили в передвижную консервную банку.
И выходить разминаться больше нужды нет. Ужасные передние «табуретки» (по-другому не скажешь), наконец, выкинули на помойку. Правда, новые кресла «Дастера» тоже напрочь лишены боковой поддержки, да и подушки у них коротковаты. Но для регулировки сиденья по высоте уже не надо на нём подпрыгивать как кенгуру, а переделанный каркас не заставляет каждые 100 км вспоминать о больной спине — нагрузка стала распределяться равномернее.
Эх, ещё бы регулировку руля по вылету получить, убрать выпирающие из дверей «лопухи» клавиш стеклоподъёмников, да блок климата повыше поднять... Но это мечты — такие доработки требуют серьёзного вмешательства в конструкцию, утомительной сертификации и потому в рамках плановой модернизации попросту невыгодны. Что ж, ждём следующего поколения «Дастера»...
А пока наслаждаемся мелочами жизни, которые были очевидны, но почему-то появились на кроссовере только сейчас. К примеру, вам больше не придётся соблюдать на заправках ритуал с отпиранием пробки бензобака ключом зажигания. Теперь лючок открывается рычажком прямо из салона — как на большинстве «японцев» или «корейцев».
Открываем багажник и отмечаем, что грузить вещи стало как-то подозрительно легко. Ещё бы! Ведь теперь не надо укрощать непослушную шторку без направляющих и хваткой ручки. Эту явно ущербную конструкцию заменили на обычную жёсткую полку — при открывании пятая дверь тянет её за собой, автоматически открывая большой проём.
Согласитесь, вроде бы ерунда. Но чем ближе знакомишься с обновлённым Duster, тем лучше замечаешь, что он перестал выпячивать свою бюджетную природу. В ответ на критику машина уже не кричит тебе в ухо: «А что ты хотел? Экономия!». Наоборот, кроссовер старается как можно меньше раздражать. Вот и фирменная слеза со стекла исчезла — кинематику «дворников» изменили. И дети на втором ряду не шумят — воткнули планшет в новую дополнительную розетку, играют всю поездку...
МОТОРЫ, КОРОБКИ И ПРОЧЕЕ «ЖЕЛЕЗО»
Линейку двигателей основательно перетряхнули и довели до норм «Евро 5» (да-да, придётся быть осмотрительнее при выборе АЗС). Но полностью новый агрегат только один — локализованная «АвтоВАЗом» бензиновая «четвёрка» объёмом 1,6 л. Точно такой же мотор, ставится, к примеру, на ижевские Nissan Tiida и Sentra. Однако выгода отечественной сборки — не единственное его преимущество. В Renault уверены, что прижимистые владельцы начальных версий «Дастера» оценят также экономию на обслуживании. Якобы цепной привод ГРМ не требует внимания весь срок службы двигателя. Вот только каким будет этот срок?
Хотя, если судить по голым цифрам, при равном с предшественником рабочем объёме прогресс получился немалый — мощность выросла на 12 «лошадок» (до 114 сил), крутящий момент увеличился на 8% (до 156 Нм), а расход топлива упал на 0,4 л (до 7,6 л/100 км). Звучит заманчиво, но что это дало на практике, я, увы, сказать пока не могу. Такие машины не успели произвести к началу тест-драйва, и потому новый «1.6» остался за кадром. Равно как и доработанная пятиступенчатая механика с удлинёнными высшими передачами, предназначенная для переднеприводных версий.
А вот шестиступенчатую «ручку» с усиленными синхронизаторами мы потерзали сполна. Если честно, особых улучшений в плане лёгкости включения передач я не почувствовал. Зато вновь готов похвалить Renault за отличную идею — сверхкороткую первую ступень, отчасти заменяющую «понижайку». В городе её использовать смысла нет — инструкция к «Дастеру» прямо рекомендует на ровной хорошей дороге трогаться со второй передачи. Но на тяжёлом покрытии такая трансмиссия позволяет кроссоверу ползти со скоростью пешехода, не насилуя сцепление и не срывая колёса в бесполезную пробуксовку. Просто и эффективно!
К тому же именно шестиступенчатой МКПП оснащён самый динамичный Duster с полным приводом и двухлитровым бензиновым мотором. На оба его распредвала поставили фазовращатели, добившись прибавки 8 сил (до 143 л.с.) и более выгодной характеристики крутящего момента. Но паспортные 10,3 с разгона до «сотни» всё равно можно выжать, лишь раскрутив движок в звон, — жизни на малых оборотах у таких атмосферников традиционно немного. А езда «на рогах» — явно не стихия «Дастера».
Поэтому мой выбор — 1,5-литровый турбодизель dCi. Отныне на Duster ставится его раскачанная до 109 сил (+19 л.с.) версия с нагнетателем переменной геометрии. Если судить по паспорту, модификация на солярке — настоящий «овощ», требующий на набор 100 км/ч больше 13 с. Но на деле дизель поражает отменной эластичностью. 240 Нм (+20%) с 1750 об/мин — это серьёзно. Слегка разогнавшись, можно включить шестую передачу и ездить так хоть целый день. При этом у машины ещё остаётся запас силёнок для обгонов или ускорений даже на подъёмах. Отличный выбор для ленивых и экономных — средний расход у нас с учётом бездорожья лишь немного превысил 6 л!
После такого рекомендовать сочетание 2 л — бензин — автомат я могу только лишь ярым ненавистникам механики. Древняя коробка, ведущая родословную от ломучей DP0/AL4, на этот раз не изменилась. И хотя реношники уверяют, что благодаря усиленному охлаждению и смене поставщиков деталей все проблемы с надёжностью удалось искоренить ещё на текущей версии «Дастера», минусов у этой трансмиссии явно больше, чем плюсов. Она делает кроссовер прожорливым, медленным и дёрганным. Ещё хуже на off-road. К примеру, «механический» Duster отлично тормозит двигателем, а «автоматический» даже в случае принудительно включённой первой передачи разгоняется на спусках с напором римской боевой колесницы. Понеслась — не остановить. Это не столько неудобно, сколько опасно, ведь на скользком покрытии тормозами особо не поиграешь. Поэтому такому Duster жизненно необходим электронный контроль скорости на спуске. Тем более, что блок ABS/ESP 9-го поколения от Bosch активировать такую функцию позволяет. Но, увы, её нет даже в списке опций... А что есть?
ОСНАЩЕНИЕ И ЦЕНА
Duster избавился от пучков проводов — традиционную электропроводку заменила мультиплексная, на основе CAN-шины. Она не только легче и проще, но также способна быстрее передавать огромные массивы данных. Глупо было бы этим не воспользоваться. И кроссовер оброс различными опциями словно дерево мхом. Подогрев ветрового стекла, круиз-контроль, улучшенный парктроник, камера заднего вида, подсказчик момента смены передач (на исполнениях с механикой), специальный эко-режим для дополнительной экономии топлива...
Но главная гордость разработчиков — система дистанционного запуска двигателя Renault Start, которую соорудили специально по заказу наших специалистов для бензиновых версий. Оно и понятно. В Европе за прогрев машины на парковке голову снимут, а у нас за возможность охладить салон перед поездкой летом или чуть протопить зимой готовы отдать многое. Похожей системой оснащены многие модели Jeep на американском рынке — жмёшь кнопку на штатном брелоке, и в пределах радиуса его действия (до 200 м на открытом пространстве) автомобиль заводится сам при условии, что ручник затянут, а механика переведена в нейтраль. Живёте далеко от парковки? Мультимедийка Media Nav позволяет программировать время старта. В частности, для особо холодных регионов будет полезна опция периодического запуска двигателя с интервалом в два часа — вероятность обнаружить поутру на стоянке безжизненный кусок льда стремится к нулю. Получилась своего рода доступная альтернатива сигнализации с автозапуском, разве что без обратной связи. Зато — с заводским уровнем защиты и гарантией.
Тут по закону жанра мне следовало сказать, что, дескать, после модернизации Duster подорожал... А вот и сюрприз — на 0 рублей! Это правда, причём Renault умудрилась сохранить не просто стартовую цену в 584 000 рублей, но и вообще прайс-лист целиком. За самый дорогой вариант «2 л — 4x4 — автомат» в исполнении Luxe Privilege по-прежнему просят 918 000 рублей.
Конечно, гамма претерпела некоторые изменения. Например, из продажи убрали моноприводный двухлитровый Duster с автоматом, который выбирали лишь 3% покупателей. А почти все опции подорожали на 400 — 1000 рублей. Но в целом стратегия сохранилась. Базовый Duster по-прежнему гол как сокол — у него нет даже кондиционера и музыки. А более-менее прилично оснащённые машины в комплектации Privilege начинаются в серединке — от 782 000 рублей. Но и это по нынешним временам, когда другие кроссоверы перевалили за миллион, роскошное предложение. Особенно на фоне произошедших с «Дастером» улучшений. Чистый расчёт. И никакой вампирской романтики.