GT-R и другие Nismo

Nismo. Для многих в нашей стране это просто смешное слово. Между тем, в Японии это настоящий культ
Максим Ахтямов

Nismo (Nissan Motorsport) — подразделение Nissan, которое занимается двумя направлениями: строительство гоночных автомобилей и выпуск серийных автомобилей. Однако подразделение за пределами Японии известно мало, лишь в последние годы стали появляться модели с шильдиками Nismo — сначала Nissan 350Z в 2007 году в США, потом 370Z и Nissan Juke Nismo в Европе.

Однако теперь у японцев большие планы на Nismo. Объемы производства вырастут с нескольких штук в год до десятков тысяч. С какими же моделями Nismo будет завоевывать галактику?

Nissan Juke Nismo RS (начало продаж в России — с первого полугодия 2015 года)

Источник: Максим Ахтямов

Juke Nismo RS был в американской спецификации с левым рулем и двойной оцифровкой спидометра. По сравнению с обычной версией Nismo мощность выросла всего на 18 л.с., но главная пара трансмиссии стала короче (4,4 против 3,9). Значит, разгон станет еще быстрее. Заявленная динамика — 7,0 секунды до 100 км/ч! Но реализовать такую мощность (218 л.с.) и момент в 295 Н∙м почти невозможно. По крайней мере, на мокром асфальте автодрома пробуксовка идет постоянно.

Источник: Максим Ахтямов

Интерьер RS отличается от обычного Nismo разве что спортивными ковшами Recaro. По этой причине и места на задних сиденьях стало больше — тонкие Recaro добавляют сантиметры пространства перед коленками.

Первое, что поражает в движении, — это быстрый отклик на поворот руля. Кажется невероятным, что кроссовер с «пассивными» амортизаторами может без кренов проходить повороты. Попробовал запрыгнуть на высокий поребрик — жестко. Этого стоило ожидать, ведь амортизаторы Kayaba зажаты из-за высокого центра тяжести. Зато Juke Nismo RS практически не кренится. Шестиступенчатая механика радует короткими ходами и четкими включениями, а педаль сцепления по-спортивному тугая, в городских пробках можно здорово прокачать левую ногу.

Источник: Максим Ахтямов

Самоблокирующийся межколесный дифференциал помогает не сильно, чувствуется мягкая настройка, чтобы не было резких рывков на руле. Система стабилизации работает на мокром треке тоже мягко и не назойливо, но при этом даже при отключении незаметно вмешивается в работу и не дает задней оси скользить выше позволенного. Но и этого достаточно для получения фана даже на переднеприводном Juke. Хочется полного!

— «Когда? Когда наконец-то будет механика и полный привод?», — спрашиваю я у Нобору Канеко, ответственного за всю линейку Nismo.

— «Сказать правду? У нас просто нет подходящей механической КПП для полного привода на сегодняшний день», — делится Нобору.

Забегая вперед, поведаю — время круга за рулем Juke Nismo RS на мокрой трассе получилось не самым лучшим из тройки переднеприводных Nismo. И это несмотря на большое преимущество по мощности и доступности крутящего момента. Колеса часто шлифовали асфальт, да и в поворотах скорость не поражала воображение.

В России цены на Juke Nismo RS не объявлены, но в Японии он продаётся дороже стандартного Juke на 27% (в сравнимых комплектациях).

Nissan March Nismo S (в Россию поставляться не будет)

Источник: Максим Ахтямов

В Японии March доступен только с двигателем 1,2 л, но для спортивной модели подразделение Nismo установило мотор HR15DE, который предназначен для Южной Африки. В обычном исполнении он выдает 99 л. с., но у March Nismo S под капотом уже 116 л.с.: сказывается другая прошивка «мозгов» и новая выхлопная система. В свое время в Европе я катался на стандартной трёхцилиндровой Micra 1.2 (80 л.с.). И даже та машина запомнилась игривым характером.

Подъезжаю к выезду с пит-лейна. Почему в дождь опущено заднее стекло? Оборачиваюсь, чтобы понять, какое именно... Но нет — все закрыты. Увы, но шумоизоляция в March Nismo S оставляет желать лучшего.

Источник: Максим Ахтямов

Зато на трассе машина хороша. Несмотря на многочисленные усилители кузова, повадки March Nismo S мягкие. Хэтчбек не поражает остротой, зато чувствуется воздушным в управлении. Легко понять, когда наступает снос-занос, а это редкость в современных машинах. Скорость на прямых меньше, чем у 218-сильного Juke, но в поворотах March отыгрывается. Все дело в шинах! Спортивные BridgestoneRE-11 шириной 205 мм держат феноменально на мокром асфальте. И при двукратной разнице в мощности March Nismo S отстал от Juke RS всего на 2 секунды с круга.

«March Nismo S и Note Nismo S мы разрабатывали с прицелом на внутренний рынок, а Juke RS мы создавали в первую очередь ориентируясь на английские B-roads, кочковатые, жесткие для шин и подвески — поэтому мы и выбрали Conti Sport Contact 5 для Juke Nismo RS» — рассказывает Нобору Канеко, главный инженер линейки Nismo.

— Машина шумная, — заявляю я Нобору.

— Может, выхлоп?

— Нет, именно шум.

— Я думаю, ты понимаешь, что мы начинаем работать с исходником, который нам передают. Такая «тележка» досталась, и мы, конечно, ограничены в ресурсах.

Источник: Максим Ахтямов

Управляемость на March Nismo S напоминает хот-хэтчи из 90-х годов, когда еще автомобиль настраивали без электронных систем стабилизации. Кстати, ESP, в отличие от Juke Nismo RS, здесь отключается полностью.

Но продавайся такой автомобиль у нас — вряд ли бы его ждал коммерческий успех. В России любят другое: мощный мотор, быстрый разгон, мягкую подвеску. К тому же цена машины была бы высокой, а о мощности в 116 л.с. отзывались бы с такой же усмешкой, как о 118 л.с. на Lada Kalina Sport. Между тем, в Японии March Nismo S всего на 18% дороже версии с двигателем 1,2 л.

Nissan Note Nismo S (в Россию поставляться не будет)

Источник: Максим Ахтямов

Из всей переднеприводной троицы у Note Nismo S самый громкий выхлоп, а по мне, еще и самый стильный пластиковый обвес. Сиденья Recaro немного другой формы и конструкции, и чтобы отрегулировать наклон спинки, необходимо открывать водительскую дверь. Руль со вставками из алькантары в местах хвата уже засалился, а чтобы такого не произошло, нужно постоянно ездить в гоночных перчатках. Очень спорное решение.

Источник: Максим Ахтямов

По поведению на дороге Note Nismo S находится посередине между March и Juke. Но полностью прочувствовать компактный однообъемник не получилось, так как система стабилизации не дает раскрыть потенциал автомобиля. ESP работает грубее, чем на остальных переднеприводных Nismo, и автомобиль буквально останавливается в поворотах. При малейшем нажатии тормоза «Ноут» сразу обрубает тягу двигателя, хотя, например, Juke Nismo RS позволяет ехать в две педали (левая нога — тормоз, правая — газ). Даже при деактивированной ESP, она все равно постоянно вмешивается. В скоростных связках желтая пиктограмма ESP моргает без устали, что я уж было положился на нее, как вдруг в 180-градусной шпильке Note проваливается в глубочайший занос... Целый оборот в сторону заноса и быстрый возврат обратно. Фуф, вытянул. ESP пошла в ближайший ресторан за суши?

Источник: Максим Ахтямов

Но даже при таких выкрутасах на мокрой трассе Note Nismo S (140 л. с.) все равно оказался быстрее, чем Juke RS (218 л. с.). Возможно, благодаря шинам — тут стоит Bridgestone S007. «Новинка прошлого сезона, такие устанавливаются на Ferrari F12berlinetta», — с гордостью заявил Нобору Канеко. Конечно, будь трек сухим, Juke Nismo RS мог бы отыграться, а так он не в состоянии полностью реализовать мощность. Да и европейские шины Continental не могут ничего противопоставить заточенным под трек спортивным Bridgestone. Продажи Note Nismo S стартовали в Японии в октябре 2014 года. Будет интересно посмотреть, насколько коммерчески успешной будет спортивная версия, ведь основными покупателями стандартных Note являются люди старше 50 лет (в Японии доля продаж 61%). А со взбалмошной системой стабилизации главный инженер Нобору Канеко обещал разобраться!

У руководителя, который отвечал за GT-R Nismo, Хироши Тамура спрашиваю: какая из трех переднеприводных машин Nismo, ему нравится. «Для города я бы взял Juke Nismo RS — высокая посадка и обзорность позволят ездить комфортно. Ну а для такого небольшого трека — конечно, March Nismo S. Нравится легкость и удовольствие от чувства единения с автомобилем». И мне тоже, Тамура-сан!

Nissan Fairlady Z Nismo (в Россию поставляться не будет)

Продажи Nissan 370Z (в Японии Fairlady Z) никогда не дотягивали до успешного 350Z, и были в два, а то и в три раза меньше по всему миру. Nissan 350Z была машина понятная, грубая, резкая, но при этом доступная и стильная. А в случае с 370Z покупатель получал меньше автомобиля за большие деньги.

Источник: Максим Ахтямов

И доработка Nismo мало что изменила. Машина по-прежнему разгоняется, словно тут максимум 300 «лошадок». А где заявленные 355 л.с.? Неужели выдуло богом ветра Фудзином? Выключил систему стабилизации, чтобы не было недомолвок между мною и белым купе, но машина даже с отключённой системой стабилизации не может ни провернуть колеса в пробуксовку на 3 передаче на мокром покрытии, ни толком вдавить в сиденье. Где хотя бы звук выхлопа, такой же, как и на 350Z?

Понравился разве что автоматический перегазовщик Synchro Rev Match — при понижении передачи двигатель сам поднимает обороты, чтобы уровнять скорость вращения коленчатого вала и первичного вала коробки. Отличная штука! И при желании всегда можно отключить.

Очевидно, что на смену 370Z скоро должна прийти новая модель. Надеюсь, нас ждет что-то интересное. Потому что 370Z пусть и в исполнении Nismo — это прошлое Ниссана.

Nissan GT-R Nismo (начало продаж в России — со второго полугодия 2015 года)

Источник: Максим Ахтямов

В свое время создатель GT-R (R35) Кацутоши Мицуно был против тюнинга и версии Nismo в частности. Он говорил: «GT-R — это эталон». Но в прошлом году он оставил должность главного инженера GT-R — «ушел по личным обстоятельствам», говорилось в официальном пресс-релизе.

Новый главный инженер GT-R Тамура-сан другой. Он работал в «тюнинговых» подразделениях Nissan: сначала Autech, а потом и в Nismo. Дорабатывать стандартные GT-R было его профессией. «У меня у самого GT-R R32, доведенный до 600 л.с. Именно на этой мощности получалась нужная мне кривая крутящего момента», — рассказал Хироши Тамура.

Источник: Максим Ахтямов

Радует, что именно GT-R достался мне на тест последним из линейки Nismo, а расстраивает то, что я буду ездить за пейс-каром, а другими словами, механическим «тормозом». Неужели боятся, что мы вылетим за рулем напичканного электроникой купе? Между тем, прямая на большом треке Fuji Speedway — одна из самых длинных в Японии. Кейчи Тсучия еще в 2012 году разгонял стандартный GT-R свыше 270 км/ч. Но увы. На залитой водой трассе шалить японцы нам не позволили.

Источник: Максим Ахтямов
Источник: Максим Ахтямов

А, кстати, не на этом ли GT-R Nismo поставили невероятный рекорд Нюрбургринга в 7:08,679? Нет, не на этом. Существует уже несколько версий GT-R Nismo: обычный Nismo и Nismo N Attack Package, который, в свою очередь, делится на A Kit и B Kit (таблица сравнений ниже). Поэтому я обратился к Хироши Тамура за разъяснениями.

— Какая настройка подвески у рекордной версии N Attack Package по сравнению со стандартным GT-R Nismo?

— А ты как считаешь? — Тамура-сан постоянно задает встречные вопросы, — для Нюрбургринга... — наводит на ответ создатель GT-R Nismo.

— Мягче, — с робостью предлагаю я.

— Точно! — Хироши Тамура аж подпрыгнул на месте. — Мы взяли GT-R Nismo и решили сделать его жестче — время на Нордшляйфе ухудшилось. Сделали мягче — есть улучшение! Еще мягче, и снова ухудшение — так и пришли к этой настройке.

Со слов создателя, на обычных плоских и ровных треках у версии N Attack Package слишком много body roll, кренов, поэтому стандартный GT-R Nismo будет самым жестким из всех когда-либо выпускавшихся GT-R (R35), чтобы быть самым быстрым GT-R и на обычных треках.

Стоимость пакета N Attack Package A kit (8,2 млн йен) в Японии сравнима с ценой нового GT-R! К тому же, рекордный автомобиль — двухместный, на нем дополнительно к «титановому» выхлопу установлен и опционный карбоновый капот, который запрещён на дорогах общего пользования в Японии. Да и поставить этот самый N Attack Package A kit можно только в Японии, непосредственно в штаб-квартире Nismo.
Источник: Максим Ахтямов

И, мне кажется, все это немного принижает великий статус GT-R. Не зря создатель GT-R Мицуно-сан был против специальных версий. Он хотел, чтобы стандартный GT-R легко бил любые рекорды. А теперь... Теперь есть время 7:08,679, но купить такую машину практически нереально.

Ежедневно производится лишь 3-4 полноценных GT-R Nismo (построено 60 автомобилей с начала производства), и очередь на полгода вперед в Японии. В США ситуация еще интересней. Для американского рынка выделили всего 48 автомобилей на год, при ежемесячных продажах обычных GT-R в 100 машин в месяц. Удачливые дилеры без стеснения продают GT-R Nismo более чем за 200 000 долларов, при рекомендованной цене в 150 000, а обычные GT-R по всей Америке уходят со скидкой в 10 000 долларов. В Россию во второй половине 2015 года обещают привезти GT-R Nismo, учитывая наши объёмы продаж, скорее всего, в нескольких экземплярах. Тогда и выставим окончательные оценки.

Кроме продаж complete car, полноценных машин, Nismo будет развивать направления по всему миру, которые издавна были прибыльными в Стране Восходящего Солнца: это тюнинговые запчасти и аксессуары Nismo. А линейка Nismo будет только расширятся: возможно, появятся Sentra Nismo и Pulsar Nismo. Индивидуальность в массы.

Nissan Connect Nismo Plus

Источник: Максим Ахтямов
Источник: Максим Ахтямов
Источник: Максим Ахтямов

Для установки N Attack Package необходимо предварительно установить выхлопную систему из титанового сплава – дополнительно 1 200 000 йен (~10 тыс. дол). В Японии доступен и компромиссный вариант N Attack Package - B kit, который дешевле в 2 раза, с четырьмя стандартными сиденьями и без гоночных самоблокирующихся дифференциалов

Максим Ахтямов, фото автора и Nissan