Nismo (Nissan Motorsport) — подразделение Nissan, которое занимается двумя направлениями: строительство гоночных автомобилей и выпуск серийных автомобилей. Однако подразделение за пределами Японии известно мало, лишь в последние годы стали появляться модели с шильдиками Nismo — сначала Nissan 350Z в 2007 году в США, потом 370Z и Nissan Juke Nismo в Европе.
Однако теперь у японцев большие планы на Nismo. Объемы производства вырастут с нескольких штук в год до десятков тысяч. С какими же моделями Nismo будет завоевывать галактику?
Nissan Juke Nismo RS (начало продаж в России — с первого полугодия 2015 года)
Juke Nismo RS был в американской спецификации с левым рулем и двойной оцифровкой спидометра. По сравнению с обычной версией Nismo мощность выросла всего на 18 л.с., но главная пара трансмиссии стала короче (4,4 против 3,9). Значит, разгон станет еще быстрее. Заявленная динамика — 7,0 секунды до 100 км/ч! Но реализовать такую мощность (218 л.с.) и момент в 295 Н∙м почти невозможно. По крайней мере, на мокром асфальте автодрома пробуксовка идет постоянно.
Интерьер RS отличается от обычного Nismo разве что спортивными ковшами Recaro. По этой причине и места на задних сиденьях стало больше — тонкие Recaro добавляют сантиметры пространства перед коленками.
Первое, что поражает в движении, — это быстрый отклик на поворот руля. Кажется невероятным, что кроссовер с «пассивными» амортизаторами может без кренов проходить повороты. Попробовал запрыгнуть на высокий поребрик — жестко. Этого стоило ожидать, ведь амортизаторы Kayaba зажаты из-за высокого центра тяжести. Зато Juke Nismo RS практически не кренится. Шестиступенчатая механика радует короткими ходами и четкими включениями, а педаль сцепления по-спортивному тугая, в городских пробках можно здорово прокачать левую ногу.
Самоблокирующийся межколесный дифференциал помогает не сильно, чувствуется мягкая настройка, чтобы не было резких рывков на руле. Система стабилизации работает на мокром треке тоже мягко и не назойливо, но при этом даже при отключении незаметно вмешивается в работу и не дает задней оси скользить выше позволенного. Но и этого достаточно для получения фана даже на переднеприводном Juke. Хочется полного!
— «Когда? Когда наконец-то будет механика и полный привод?», — спрашиваю я у Нобору Канеко, ответственного за всю линейку Nismo.
— «Сказать правду? У нас просто нет подходящей механической КПП для полного привода на сегодняшний день», — делится Нобору.
Забегая вперед, поведаю — время круга за рулем Juke Nismo RS на мокрой трассе получилось не самым лучшим из тройки переднеприводных Nismo. И это несмотря на большое преимущество по мощности и доступности крутящего момента. Колеса часто шлифовали асфальт, да и в поворотах скорость не поражала воображение.
В России цены на Juke Nismo RS не объявлены, но в Японии он продаётся дороже стандартного Juke на 27% (в сравнимых комплектациях).
Nissan March Nismo S (в Россию поставляться не будет)
В Японии March доступен только с двигателем 1,2 л, но для спортивной модели подразделение Nismo установило мотор HR15DE, который предназначен для Южной Африки. В обычном исполнении он выдает 99 л. с., но у March Nismo S под капотом уже 116 л.с.: сказывается другая прошивка «мозгов» и новая выхлопная система. В свое время в Европе я катался на стандартной трёхцилиндровой Micra 1.2 (80 л.с.). И даже та машина запомнилась игривым характером.
Подъезжаю к выезду с пит-лейна. Почему в дождь опущено заднее стекло? Оборачиваюсь, чтобы понять, какое именно... Но нет — все закрыты. Увы, но шумоизоляция в March Nismo S оставляет желать лучшего.
Зато на трассе машина хороша. Несмотря на многочисленные усилители кузова, повадки March Nismo S мягкие. Хэтчбек не поражает остротой, зато чувствуется воздушным в управлении. Легко понять, когда наступает снос-занос, а это редкость в современных машинах. Скорость на прямых меньше, чем у 218-сильного Juke, но в поворотах March отыгрывается. Все дело в шинах! Спортивные BridgestoneRE-11 шириной 205 мм держат феноменально на мокром асфальте. И при двукратной разнице в мощности March Nismo S отстал от Juke RS всего на 2 секунды с круга.
«March Nismo S и Note Nismo S мы разрабатывали с прицелом на внутренний рынок, а Juke RS мы создавали в первую очередь ориентируясь на английские B-roads, кочковатые, жесткие для шин и подвески — поэтому мы и выбрали Conti Sport Contact 5 для Juke Nismo RS» — рассказывает Нобору Канеко, главный инженер линейки Nismo.
— Машина шумная, — заявляю я Нобору.
— Может, выхлоп?
— Нет, именно шум.
— Я думаю, ты понимаешь, что мы начинаем работать с исходником, который нам передают. Такая «тележка» досталась, и мы, конечно, ограничены в ресурсах.
Управляемость на March Nismo S напоминает хот-хэтчи из 90-х годов, когда еще автомобиль настраивали без электронных систем стабилизации. Кстати, ESP, в отличие от Juke Nismo RS, здесь отключается полностью.
Но продавайся такой автомобиль у нас — вряд ли бы его ждал коммерческий успех. В России любят другое: мощный мотор, быстрый разгон, мягкую подвеску. К тому же цена машины была бы высокой, а о мощности в 116 л.с. отзывались бы с такой же усмешкой, как о 118 л.с. на Lada Kalina Sport. Между тем, в Японии March Nismo S всего на 18% дороже версии с двигателем 1,2 л.
Nissan Note Nismo S (в Россию поставляться не будет)
Из всей переднеприводной троицы у Note Nismo S самый громкий выхлоп, а по мне, еще и самый стильный пластиковый обвес. Сиденья Recaro немного другой формы и конструкции, и чтобы отрегулировать наклон спинки, необходимо открывать водительскую дверь. Руль со вставками из алькантары в местах хвата уже засалился, а чтобы такого не произошло, нужно постоянно ездить в гоночных перчатках. Очень спорное решение.
По поведению на дороге Note Nismo S находится посередине между March и Juke. Но полностью прочувствовать компактный однообъемник не получилось, так как система стабилизации не дает раскрыть потенциал автомобиля. ESP работает грубее, чем на остальных переднеприводных Nismo, и автомобиль буквально останавливается в поворотах. При малейшем нажатии тормоза «Ноут» сразу обрубает тягу двигателя, хотя, например, Juke Nismo RS позволяет ехать в две педали (левая нога — тормоз, правая — газ). Даже при деактивированной ESP, она все равно постоянно вмешивается. В скоростных связках желтая пиктограмма ESP моргает без устали, что я уж было положился на нее, как вдруг в 180-градусной шпильке Note проваливается в глубочайший занос... Целый оборот в сторону заноса и быстрый возврат обратно. Фуф, вытянул. ESP пошла в ближайший ресторан за суши?
Но даже при таких выкрутасах на мокрой трассе Note Nismo S (140 л. с.) все равно оказался быстрее, чем Juke RS (218 л. с.). Возможно, благодаря шинам — тут стоит Bridgestone S007. «Новинка прошлого сезона, такие устанавливаются на Ferrari F12berlinetta», — с гордостью заявил Нобору Канеко. Конечно, будь трек сухим, Juke Nismo RS мог бы отыграться, а так он не в состоянии полностью реализовать мощность. Да и европейские шины Continental не могут ничего противопоставить заточенным под трек спортивным Bridgestone. Продажи Note Nismo S стартовали в Японии в октябре 2014 года. Будет интересно посмотреть, насколько коммерчески успешной будет спортивная версия, ведь основными покупателями стандартных Note являются люди старше 50 лет (в Японии доля продаж 61%). А со взбалмошной системой стабилизации главный инженер Нобору Канеко обещал разобраться!
У руководителя, который отвечал за GT-R Nismo, Хироши Тамура спрашиваю: какая из трех переднеприводных машин Nismo, ему нравится. «Для города я бы взял Juke Nismo RS — высокая посадка и обзорность позволят ездить комфортно. Ну а для такого небольшого трека — конечно, March Nismo S. Нравится легкость и удовольствие от чувства единения с автомобилем». И мне тоже, Тамура-сан!
Nissan Fairlady Z Nismo (в Россию поставляться не будет)
Продажи Nissan 370Z (в Японии Fairlady Z) никогда не дотягивали до успешного 350Z, и были в два, а то и в три раза меньше по всему миру. Nissan 350Z была машина понятная, грубая, резкая, но при этом доступная и стильная. А в случае с 370Z покупатель получал меньше автомобиля за большие деньги.
И доработка Nismo мало что изменила. Машина по-прежнему разгоняется, словно тут максимум 300 «лошадок». А где заявленные 355 л.с.? Неужели выдуло богом ветра Фудзином? Выключил систему стабилизации, чтобы не было недомолвок между мною и белым купе, но машина даже с отключённой системой стабилизации не может ни провернуть колеса в пробуксовку на 3 передаче на мокром покрытии, ни толком вдавить в сиденье. Где хотя бы звук выхлопа, такой же, как и на 350Z?
Понравился разве что автоматический перегазовщик Synchro Rev Match — при понижении передачи двигатель сам поднимает обороты, чтобы уровнять скорость вращения коленчатого вала и первичного вала коробки. Отличная штука! И при желании всегда можно отключить.
Очевидно, что на смену 370Z скоро должна прийти новая модель. Надеюсь, нас ждет что-то интересное. Потому что 370Z пусть и в исполнении Nismo — это прошлое Ниссана.
Nissan GT-R Nismo (начало продаж в России — со второго полугодия 2015 года)
В свое время создатель GT-R (R35) Кацутоши Мицуно был против тюнинга и версии Nismo в частности. Он говорил: «GT-R — это эталон». Но в прошлом году он оставил должность главного инженера GT-R — «ушел по личным обстоятельствам», говорилось в официальном пресс-релизе.
Новый главный инженер GT-R Тамура-сан другой. Он работал в «тюнинговых» подразделениях Nissan: сначала Autech, а потом и в Nismo. Дорабатывать стандартные GT-R было его профессией. «У меня у самого GT-R R32, доведенный до 600 л.с. Именно на этой мощности получалась нужная мне кривая крутящего момента», — рассказал Хироши Тамура.
Радует, что именно GT-R достался мне на тест последним из линейки Nismo, а расстраивает то, что я буду ездить за пейс-каром, а другими словами, механическим «тормозом». Неужели боятся, что мы вылетим за рулем напичканного электроникой купе? Между тем, прямая на большом треке Fuji Speedway — одна из самых длинных в Японии. Кейчи Тсучия еще в 2012 году разгонял стандартный GT-R свыше 270 км/ч. Но увы. На залитой водой трассе шалить японцы нам не позволили.
А, кстати, не на этом ли GT-R Nismo поставили невероятный рекорд Нюрбургринга в 7:08,679? Нет, не на этом. Существует уже несколько версий GT-R Nismo: обычный Nismo и Nismo N Attack Package, который, в свою очередь, делится на A Kit и B Kit (таблица сравнений ниже). Поэтому я обратился к Хироши Тамура за разъяснениями.
— Какая настройка подвески у рекордной версии N Attack Package по сравнению со стандартным GT-R Nismo?
— А ты как считаешь? — Тамура-сан постоянно задает встречные вопросы, — для Нюрбургринга... — наводит на ответ создатель GT-R Nismo.
— Мягче, — с робостью предлагаю я.
— Точно! — Хироши Тамура аж подпрыгнул на месте. — Мы взяли GT-R Nismo и решили сделать его жестче — время на Нордшляйфе ухудшилось. Сделали мягче — есть улучшение! Еще мягче, и снова ухудшение — так и пришли к этой настройке.
Со слов создателя, на обычных плоских и ровных треках у версии N Attack Package слишком много body roll, кренов, поэтому стандартный GT-R Nismo будет самым жестким из всех когда-либо выпускавшихся GT-R (R35), чтобы быть самым быстрым GT-R и на обычных треках.
И, мне кажется, все это немного принижает великий статус GT-R. Не зря создатель GT-R Мицуно-сан был против специальных версий. Он хотел, чтобы стандартный GT-R легко бил любые рекорды. А теперь... Теперь есть время 7:08,679, но купить такую машину практически нереально.
Ежедневно производится лишь 3-4 полноценных GT-R Nismo (построено 60 автомобилей с начала производства), и очередь на полгода вперед в Японии. В США ситуация еще интересней. Для американского рынка выделили всего 48 автомобилей на год, при ежемесячных продажах обычных GT-R в 100 машин в месяц. Удачливые дилеры без стеснения продают GT-R Nismo более чем за 200 000 долларов, при рекомендованной цене в 150 000, а обычные GT-R по всей Америке уходят со скидкой в 10 000 долларов. В Россию во второй половине 2015 года обещают привезти GT-R Nismo, учитывая наши объёмы продаж, скорее всего, в нескольких экземплярах. Тогда и выставим окончательные оценки.
Кроме продаж complete car, полноценных машин, Nismo будет развивать направления по всему миру, которые издавна были прибыльными в Стране Восходящего Солнца: это тюнинговые запчасти и аксессуары Nismo. А линейка Nismo будет только расширятся: возможно, появятся Sentra Nismo и Pulsar Nismo. Индивидуальность в массы.
Nissan Connect Nismo Plus
Для установки N Attack Package необходимо предварительно установить выхлопную систему из титанового сплава – дополнительно 1 200 000 йен (~10 тыс. дол). В Японии доступен и компромиссный вариант N Attack Package - B kit, который дешевле в 2 раза, с четырьмя стандартными сиденьями и без гоночных самоблокирующихся дифференциалов
Максим Ахтямов, фото автора и Nissan