Трактор на дороге: разбор аварийной ситуации

Сельскохозяйственная техника выглядит большой, медленной и неповоротливой, а потому — безопасной. Так ли это на самом деле?
Тимофей Исаев

Опасные комбайны и тракторы? Думаете, мы шутим? Отнюдь! Как показали краш-тесты, проведенные экспертами немецкого объединения Dekra, столкновение с комбайном не сулит водителям ничего хорошего и почти всегда заканчивается плачевно.

Всего было проведено три испытания. Во время первого имитировался боковой удар мотоцикла на скорости 60 км/ч в комбайн. Во втором краш-тесте имитировалось лобовое столкновение автомобиля с комбайном на скорости 67 км/ч. Наконец, третье испытание было самым жестким: фронтальное столкновение мотоцикла на скорости 65 км/ч с комбайном с неподнятым мотовилом.

Как показали результаты краш-тестов, даже при боковом ударе шансы на выживание у мотоциклиста невелики, не говоря уже о фронтальном столкновении. Впрочем, не стоит радоваться и автовладельцам — из-за больших размеров и массы комбайна стандартные средства безопасности, вроде подушек и ремней безопасности, оказываются бесполезными — автомобиль просто разбивается всмятку. Причем если такие результаты возможны уже при неподвижном комбайне, что произойдет, если он будет двигаться, пусть и с небольшой скоростью?

Как поясняют эксперты Dekra, комбайны и другая сельскохозяйственная техника представляют повышенную опасность. Во-первых, они обладают большими размерами, которые сочетаются с ограниченной обзорностью. Во-вторых, сельские дороги, по которым обычно передвигаются тракторы и комбайны, как правило, не широкие. Наконец, в-третьих, зачастую сельхозуборочная техника выезжает с полей уже в сумерки, когда сам комбайн сложнее заметить, да и внимание водителя притупляется.

Но не надо думать, что ДТП с комбайнами и тракторами — удел исключительно зажиточной Европы. Вот пример из Беларуси: выезжающий с прилегающей территории комбайнер просто-напросто не заметил трактор, двигавшийся по основной дороге (он едет перед грузовиком), а тот, в свою очередь, физически не смог остановиться.

А вот другой пример. На этот раз водитель трактора не заметил мотоциклиста при повороте налево. Почему так произошло? Трудно сказать. Возможно, тракторист пытался как можно быстрее совершить поворот, а может быть, мотоциклист попал в мертвую зону. Как бы там ни было, ситуация в очередной раз подтверждает, что подобная техника представляет повышенную опасность.

Впрочем, иногда опасность исходит не от особенностей сельскохозяйственной техники, а от водителей. Ниже — очередное подтверждение. Судя по всему, без употребления водителем алкоголя здесь явно не обошлось.

Если бороться с пьянством за рулём еще как-то можно, то вот насчет других факторов эксперты Dekra куда менее оптимистичны. Дело в том, что кардинально изменить форму тех же комбайнов с целью улучшения видимости не получится, а установка дополнительных защитных устройств непосредственно скажется на рабочих возможностях техники. «Строго говоря, это — даже не транспортные средства, а рабочая техника, сконструированная для сельскохозяйственных целей, то же самое относится и к тракторам», — поясняет руководитель отдела анализа ДТП Dekra Йорг Альгримм.

Таким образом, водителям стоит вынести несколько уроков на случай встречи с подобной техникой в реальной жизни. Во-первых, помните, что у комбайнера ограничен обзор, и он может вас просто не заметить. Во-вторых, продумывайте ваши действия заранее — прежде чем обогнать подобный тихоход, убедитесь в безопасности маневра. Наконец, в-третьих, будьте готовы к абсолютно неожиданным действиям трактористов. И дело тут не только в алкоголе, но и в другой физике движения таких транспортных средств.

Хотите обсудить этот материал с друзьями? Поделитесь с ними статьей! Для этого достаточно просто нажать на кнопки внизу.