Какая модель в «иномарочном» сегменте С+ правит балом в России? До недавнего времени ответ был очевиден — Ford Focus. Но этот год начался триумфом семейства Chevrolet Cruze — за два месяца дилеры продали 6271 автомобиль, а Фокусу наступает на пятки Opel Astra и даже Toyota Corolla, которая, обладая единственным типом кузова, может похвастать результатом в 4508 машин. Пытается откусить кусок пирога и седан Citroen C4, но пока «француз» из Калужской области остаётся в догоняющих. Почему его не так жалуют наши соотечественники? И оправдан ли успех Круза и Короллы?
Впрочем, поводом взять Chevrolet Cruze на тест были не только его рыночные успехи. В самом конце 2012 года семейство пережило обновление, которое вылилось в ряд косметических изменений — глобально во внешности и салоне ничего не меняли. Сейчас, по прошествии нескольких лет с момента дебюта Круза, можно утверждать — в Chevrolet сделали верную ставку на привлекательный облик и смелый дизайн интерьера. В России Cruze и вовсе стал для молодёжи новым символом — теперь мечты о «дерзкой машине» не сводятся к старым BMW или Аккордам. Жаль, что небогатая фантазия таких обладателей Крузов сводится лишь к чёрному или белому цвету кузова, альтернативной оптике, бутафорским антеннам и массовому использованию тонировочной плёнки — вряд ли кореец Тэван Ким, рисовавший Chevrolet Cruze, одобрил бы такой «тюнинг».
Но мы ждали не только обновления Круза. До России наконец-то добралась новая модификация со 140-сильным бензиновым турбомотором объёмом 1,4 литра и шестидиапазонным автоматом. Придётся приготовиться к тратам — этот силовой агрегат доступен исключительно для исполнения LTZ по цене минимум 885 тысяч рублей. Интересно, что при этом в строю остался и старый атмосферный двигатель объёмом 1,8 литра (141 л.с.). С аналогичной коробкой такой Cruze обойдётся минимум в 803 тысячи рублей, но оснащена версия LT попроще — придётся доплачивать и за систему стабилизации ESC, и за пакет опций, куда входят новый мультимедийный комплекс MyLink с цветным сенсорным экраном, Bluetooth, USB-входом, климат-контроль, задний парктроник и 16-дюймовые легкосплавные колёса.
В итоге экономия в сравнении с турбо-Крузом LTZ составит уже 42 тысячи рублей, но часть этой разницы также обусловлена оборудованием — исполнение LTZ дополнительно включает в себя датчик дождя, круиз-контроль, салонное зеркало с автозатемнением, задние парковочные радары и 17-дюймовые колёса. Так что, по сути, покупатель выбирает даже не двигатель, а комплектацию. Есть ли смысл доплачивать? Определённо! Chevrolet Cruze с турбомотором быстрее своего атмосферного аналога — разгон до сотни сокращается с 11,5 до 10,3 секунды, а максимальная скорость вырастает со 190 до 200 км/ч.
И дело даже не в предельных возможностях — удобнее стало управление разгоном, так как турбированный двигатель охотно ускоряет Cruze, едва стрелка тахометра приблизится к отметке «2». А солидный крутящий момент (200 Нм в диапазоне 1850-4900 об/мин) облегчает обгоны и ускорения со средних скоростей. Да и комфорта прибавилось — мотор не нужно всякий раз выкручивать «в звон», так что в салоне стало тише. Средний расход топлива в городском цикле при достаточно динамичной езде составляет около 10,5 л/100 км — меньше, чем у Круза с атмосферным 1.8. Жаль, что автомат по-прежнему работает грубовато и не имеет дополнительных режимов работы — ни зимнего, ни спортивного.
Удивительно, но Toyota Corolla «кушает» значительно меньше, чем турбированный Chevrolet Cruze — даже со 140-сильным 1.8 средний расход едва превышал 9,3 л/100 км! И ускоряться на Тойоте в удовольствие — бесступенчатый вариатор настроен замечательно, машина следует за малейшим перемещением педали акселератора. Как нажал, так и получил. Никаких задержек, никаких рывков, всё быстро и плавно. Есть и спортивный алгоритм, когда вариатор поддерживает более высокие обороты коленвала. А по предельному разгону Corolla 1.8 даже чуть-чуть превосходит Cruze 1.4 Turbo — спринт до сотни составляет 10,2 секунды.
Но цена... Corolla с этим силовым агрегатом обойдётся минимум в 890 тысяч, а попавшая к нам на тест топ-версия Престиж стоит и вовсе 1 005 000 рублей! Миллион за Короллу? Можно добавить ещё 82 тысячи и стать обладателем Camry со 181-сильным 2.5 и автоматом. При этом комплектацию Короллы не назвать исчерпывающей — за эти деньги Toyota отличается от Круза разве что наличием системы автоматической парковки и бесключевым доступом, а климат-контроль будет раздельным. И опять эта экономия «на спичках» — лишь водительский стеклоподъёмник имеет импульсный режим. Доколе?
На этом фоне седан Citroen C4 Exclusive+ за 939 тысяч рублей кажется более выгодной покупкой — в стоимость входят недоступные конкурентам биксеноновые поворотные фары и навигационная система. Правда, подушек безопасности будет всего четыре — надувные занавески калужскому C4 не полагаются. Зато Citroen играючи уезжает от соперников — более мощный (150 сил) и тяговитый (240 Н∙м) турбомотор 1.6 обеспечивает ему преимущество (разгон до сотни — 9,6 секунды). Из-за разных типов шин, установленных на автомобилях, и зимних условий мы не проводили замеров динамики, но превосходство Ситроена в разгоне заметно и без приборов. Однако и расход топлива самый высокий — минимум при тех же режимах удалось добиться результата 11,1 л/100 км.
Конечно, по «прозрачности» тандем двигателя Citroen и шестидиапазонного автомата уступает силовому агрегату Тойоты, да и при переходе на пониженные ступени он работает грубовато. Но коробка имеет зимний и спортивный режимы и в целом её программа управления лучше, чем у Chevrolet Cruze. И Citroen кладёт конкурентов на лопатки, стоит пробкам или шоссе смениться извилистой дорогой — электрогидравлический усилитель обеспечивает хорошую обратную связь, что особенно ценно на скользких покрытиях. Да, руль Ситроена не получится вращать одним пальцем на парковке, но чувство полного единения с машиной стоит этих усилий.
С Тойотой ситуация обратная — и без того легковесный руль Короллы на зимних шипованных шинах Yokohama превращается в предмет декора. Будто вращаешь «баранку» Нивы, прикрученную к парте в автошколе! Да, к такой настройке электроусилителя быстро привыкаешь, но после Ситроена приходится ориентироваться больше по вестибулярному аппарату и, пардон, «датчикам» пятой точки, нежели по «рукам». Chevrolet Cruze — нечто среднее между Ситроеном и Тойотой. Мягкая нешиповка Nokian размазывает реакции, но усилие на руле более «натуральное», чем у Тойоты.
Но не покидает ощущение, что при создании Круза основные деньги ушли именно в дизайн — на ходу он кажется «дешевле» Ситроена и Тойоты. Руль «грязноват», на него приходит больше толчков от дороги, подвеска после обновления хоть и перестала жёстко реагировать на все виды неровностей, но общее ощущение «расхлябанности» осталось, как и нелюбовь к колейности. А ещё Cruze шумнее обоих соперников, причём турбомотор напрягает слух в значительно меньшей степени, чем шорох шин. Может, поэтому Cruze буквально провоцирует на активную езду? В нём сильнее чувствуется скорость, хочется мчать, перестраиваться в свободные ряды и «прошивать» поток.
Citroen на ходу благороднее — ему безразлична колея, а вывести его из «подвесочного» равновесия могут лишь крупные ямы или жёсткие поперечные неровности. Живости характера Круза ему недостаёт, но под маской скромного семейного седана скрывается хорошо настроенное шасси — C4 очень устойчив в быстрых дугах и не пасует перед крутыми поворотами. Но шасси Тойоты ещё лучше! Corolla столь же легко справляется с любыми типами виражей и при этом может похвастать отличной плавностью хода даже на плохих дорогах. Однако в Тойоте шумнее, чем в Ситроене — гудят шипованные шины, да и ветер застревает в передних стойках на высоких скоростях.
«Француз» в топ-исполнении Exclusive+ внутри кажется пришельцем из более дорогих сегментов — мягкий пластик передней панели, хромированные ободки дефлекторов вентиляции, большой экран мультимедийного комплекса с «навигацией», симпатично решённый блок климат-контроля и эффектный приборный щиток. И не скажешь, что он всего на 54 тысячи рублей дороже Круза! Но без недостатков не обошлось и здесь — «барашки» управления подогревом сидений задвинуты в неудобную зону под центральной консолью, дисплей не имеет сенсорного управления, а интерфейс слишком сложен. А главное — в Ситроене ужасные кресла! Подобрать удобную посадку сложно, а спина устаёт в дальней дороге. Как они вообще могли здесь оказаться и сколько на них сэкономили?
Интерьер Круза после обновления изменился незначительно. Главное новшество — комплекс MyLink с большим цветным экраном, на котором можно смотреть фотографии или фильмы со смартфона и USB-накопителя. Но материалы отделки простоваты, хотя в целом салон Круза производит приятное впечатление — его оживляют и тканевые вставки на передней панели, и отделка центральной консоли под металл. А вот старая проблема никуда не делась — пассажир по-прежнему задевает коленом круглую рукоятку скорости вентилятора и постоянно выводит климат-контроль из автоматического режима. Кстати, «климат» в Крузе не имеет раздельной регулировки и собственного дисплея. Зато кресла куда лучше, чем в Ситроене, а опустить водительское сиденье можно ниже.
А Corolla внутри вызывает ностальгию по 90-м. Чего стоят одни только часы! Правда, их подсветка сменилась с зелёной на модную голубую. Да и мультимедийная система не может похвастать ни графикой, ни расширенным функционалом. Особенно удивляет аппаратная кнопка Nav при... отсутствии навигационных карт даже за доплату! А доминирующая передняя панель лишает части уюта и кажется, что она занимает слишком много пространства. Зато она «прострочена» искусственными швами. Имитация кожаной обивки?
Посадка в Тойоте хороша (спасибо удобным креслам), а большие «лопухи» зеркал обеспечивают отличную обзорность, но, как и в хэтчбеке Auris, который мы протестировали прошлым летом в компании с Volkswagen Golf и Kia cee’d, продольный диапазон регулировки руля меньше, чем у конкурентов. А вот задним пассажирам безоговорочно понравится Toyota — запас для ног там на 7 сантиметров больше, чем в Крузе, и на 2 см — чем в Ситроене! Есть и откидной подлокотник, чего, кстати, опять не хватает C4. Может, хотя бы в рестайлинговом седане из Калуги появятся новые сиденья спереди и сзади? Но этого нам ждать долго — едва ли французы задумают скорое обновление машины, которая присутствует на рынке меньше года.
Впрочем, явно не из-за сидений к Ситроену прохладно относятся наши сограждане, хотя по совокупности ходовых качеств, цены и комплектации ему нет равных в этом тесте. Казалось бы, седан C4 стоит дешевле, чем Toyota Corolla и сопоставим с Chevrolet Cruze, имеет хорошо настроенное шасси с приличным клиренсом, а силовой агрегат обеспечивает отличную динамику. Вопросы о надёжности должна снимать трёхлетняя гарантия с сервисным интервалом 20 тысяч километров (замена моторного масла каждые 10 тысяч относится к числу рекомендованных работ). Чего же боле? Видимо, людей отпугивает имидж бренда и недоверие к французским автомобилям в принципе. К тому же, топ-версии составляют небольшой процент продаж, а основной объём призваны создавать более доступные модификации. И тут у Ситроена теряется самый важный козырь — наиболее доступные седаны со 120-сильным мотором оснащены древним четырёхдиапазонным автоматом, который, несмотря на модернизации, остаётся ахиллесовой пятой машин концерна PSA.
У Тойоты с имиджем в России полный порядок, да и дилерская сеть намного шире. И покупателей не отпугивают ни высокие цены на Короллу, ни обязательное обслуживание каждые 10 тысяч километров, ни тарифы на страховку. К тому же, Corolla действительно удалась — у неё отличное шасси, идеально настроенный силовой агрегат и просторный задний ряд. Учитывая, что и более доступная модификация со 132-сильным 1.6 теперь также оснащается вариатором вместо ужасного робота и старого четырёхдиапазонного автомата в прошлом поколении машины, в успешном будущем Короллы сомневаться не приходится.
А Chevrolet Cruze — это новый народный любимчик. Воспользовавшись неудачной сменой поколений Ford Focus, он уверенно захватил лидерство в сегменте. Да, по ходовым качествам и комфорту он не конкурент ни Ситроену, ни Тойоте. Но слагаемые успеха Круза в другом — это неувядающий на протяжении уже пяти с лишним лет дизайн, оригинальный интерьер и добавленные в гамму хэтчбек и универсал. Причём Cruze популярен не только в России — это самая продаваемая модель General Motors в мире! Доживёт ли он в таком статусе до появления следующей генерации?
Мультимедийные комплексы
Вадим Гагарин
Фотографии Виктора Борисова
Альтернатива
Седанов сегмента С+ на российском рынке предлагается целое море. Для обзора мы выбрали модели с моторами мощнее 140 «лошадей» и автоматическими коробками передач. Сортированы они по стартовой цене попадающих в эти требования модификаций.
Opel Astra Family
Седан Opel Astra предыдущего поколения до сих пор продаётся в России и доступен со 140-сильным атмосферным мотором объёмом 1,8 литра в сочетании с четырёхдиапазонным автоматом (разгон до 100 км/ч — 10,7 секунды). Устарела? Но и цена привлекательная — купить такую Астру в комплектации Enjoy можно уже за 731 500 рублей. На 30 тысяч дороже обойдётся Astra Cosmo с климат-контролем, легкосплавными 16-дюймовыми дисками. Доступны и биксеноновые фары за дополнительные 15 тысяч рублей.
Peugeot 408
Большой «француз» родом из Калуги — ближайший родственник седана Citroen C4. Под капотом тот же 150-сильный турбомотор объёмом 1,6 литра и шестидиапазонный автомат Aisin, поэтому и время разгона до сотни не изменилось — 9,6 секунды. Минимальная цена на такой Peugeot 408 в исполнении Active составляет 783 тысячи рублей, а топ-версия Allure с двухзонным «климатом», 16-дюймовыми легкосплавными колёсами, подогревом сидений и зоны покоя щёток стеклоочистителя обойдётся в 826 тысяч. Peugeot 408 нам хорошо знаком — подробно о нём можно прочитать в материале «Длительный тест Peugeot 408. 10 тысяч на одометре».
Mitsubishi Lancer
Японский седан со 140-сильным двигателем объёмом 1,8 литра и бесступенчатым вариатором стоит в России минимум 799 990 рублей — в комплектацию Invite+ входят ABS, четыре подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и 16-дюймовые легкосплавные колёса. Исполнение Intense стоит 829 990 рублей, но отличается лишь элементами декора. А вот такое оборудование как климат-контроль, система динамической стабилизации, ксеноновые фары и навигационная система для Mitsubishi Lancer и вовсе недоступно. Подробно о седане Mitsubishi читайте в материале «Новый Lancer, президент и японские суши».
Skoda Octavia
Вадим Гагарин