Длительный тест Citroen C4 Седан. Попытка №2

Французы не теряют надежды покорить российский рынок в сегменте С+. Очередным героем длительного тест-драйва «Авто Mail.Ru» стал Citroen C4, который выпускается на заводе под Калугой. Оправданы ли ожидания?
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Мы возвращаемся к теме длительных тест-драйвов сравнительно доступных автомобилей. И на этот раз героем рубрики стал седан Citroen C4. Почему именно он? Дело в том, что в памяти ещё свежи впечатления от родственного ему Peugeot 408, который мы изучили вдоль и поперёк, опробовав большого «льва» в различных версиях и условиях (подробно читайте в материале «Длительный тест Peugeot 408. Финишируем на дизеле»). К тому же, Citroen C4 Седан дебютировал лишь в конце прошлого года на автосалоне в Париже, так что у французов было время, чтобы ещё лучше адаптировать машину к реалиям нашего рынка. Получилось ли это у Citroen, и в чём отличия С4 от соплатформенного Peugeot? И почему их до сих пор не так много на российских дорогах, как хотелось бы создателям?

Встречают по одёжке? Здесь Citroen даст фору Peugeot! Да, его тоже не назвать красавцем, но появилось хотя бы внимание к деталям. Рельефный капот, обилие хромированных деталей, фары и решётка радиатора сложной формы — простачку «408-му» об этом не приходится даже мечтать. А как вам «вогнутое» заднее стекло? Конечно, этот реверанс в сторону бывшего флагмана Citroen — седана C6 — на поверку оказался лишь оптической иллюзией, но, тем не менее, облик C4 Седан оживляет. Да и при взгляде в профиль не кажется, что багажник был наспех «пришит» к хэтчбеку C4 — залихватский изгиб на задней двери и подштамповка на крыле подтверждают, что дизайнеры рисовали машину не в обеденный перерыв.


В этом есть и заслуга более коротких свесов — седан Citroen C4 уступает Peugeot 408 в длину 82 мм при практически не изменившейся колёсной базе (2708 мм против 2717 мм). Что это означает? Да тот же королевский простор на заднем диване! Наш Виталий Кабышев при росте 190 см преспокойно усаживается сам за собой, а до спинки переднего кресла остаётся ещё добрых несколько сантиметров. Вот только и тут дополнительных удобств — кот наплакал: нет даже центрального подлокотника, ибо сиденья здесь точно такие же, как в «408-м». Как же так, господа французы? Неужели откидная конструкция настолько удорожает производство? Да и дефлекторы системы вентиляции куда-то делись. Хотя на них у владельцев Peugeot 408 были нарекания ввиду низкой эффективности.


Остаётся в силе и критика в адрес переднего сиденья — боковой поддержки не хватает, профиль спинки не идеален, а регулировка поясничного подпора отсутствует. К тому же, правое кресло стоит слишком высоко, из-за чего рослые пассажиры едва ли не подпирают потолок. В общем, за то «лишнее» время, что было у Citroen при подготовке к производству седана C4, в данном отношении не изменилось ровным счётом ничего. По сути, внутри Citroen и Peugeot различаются разве что передней панелью — тут она точно такая же, как в хэтчбеке C4. И это играет на руку Ситроену.

Спокойный дизайн, хорошее качество сборки, да и материалы удачные — верхняя часть панели отделана мягким пластиком, панели подогнаны ровно, крышки многочисленных отделений для мелких вещей не люфтят. В общем, не возникает ощущения, что сидишь в «бюджетной» машине. Но так ли доступен «наш» Citroen? На этот раз мы взяли на тест одно из самых недорогих исполнений — седан в комплектации Tendance (с рядом дополнительных опций) оснащён 116-сильным бензиновым двигателем объёмом 1,6 литра и механической коробкой передач и стоит 716 тысяч рублей.

Конечно, это далековато от 579 тысяч рублей за базовое исполнение Dynamique, но комплектацию Tendance можно назвать оптимальной — тут четыре подушки безопасности (фронтальные плюс боковые), ABS, кондиционер, подогрев передних кресел и боковых зеркал, аудиосистема с управлением на руле и линейным входом, противотуманные фары, круиз-контроль, а также электростеклоподъёмники всех окон. Доплата в случае с «нашей» машиной потребовалась за 16-дюймовые легкосплавные колёсные диски, окраску «металликом», а также ряд пакетов оборудования. И бесполезными их не назовёшь: «City» за 15 тысяч добавляет задний парктроник и электропривод складывания «лопухов», но ещё более привлекательным выглядит набор «Visibilite» (за те же 15 тысяч) с датчиками света и дождя, салонным зеркалом с автозатемнением и, внимание, полным обогревом лобового стекла!

Оснащение — вот главное отличие Citroen C4 Седан от Peugeot 408, на который ни за какие коврижки не получишь упомянутый пакет «Visibilite», и у Peugeot обогревается лишь зона покоя щёток стеклоочистителей. А для исполнения Exclusive+ доступны и поворотные биксеноновые фары. Впрочем, топ-версию седана C4 мы ещё успеем попробовать, равно как и всё это «зимнее» хозяйство, которое в конце осени пока не стало актуальным. А пока ответим на вопрос, хватает ли 116 «лошадей» и 150 Н∙м крутящего момента для того, чтобы тягать приличных размеров седан снаряжённой массой 1330 кг?

Мотор ничем себя не выдаёт на холостых оборотах, но в прохладную погоду лучше дать ему поработать пару минут. Если сразу тронуться, то при движении на низких оборотах в непрогретом состоянии он немного «подёргивается». А приборный щиток лишён указателя температуры охлаждающей жидкости. Кстати, как и у многих машин концерна PSA, в комплектацию Citroen C4 Седан входит пластиковый щиток для переднего бампера, который прикрывает радиатор от потока набегающего холодного воздуха, но его мы пока не устанавливали — подождём до зимы.

Но больше всего вопросов при первых стартах вызывает сцепление — выжимаешь левую педаль, а нога словно в кадушку с тестом попадает. Вязкий и неинформативный привод провоцирует рывки, что усугубляется весьма медленными откликами на газ на низких оборотах. Но, как ни странно, привыкаешь к этому быстро — мне хватило одного затора. А при трогании с места выручает «короткая» главная пара — передаточное отношение составляет 4.93! В пробках можно вообще забыть о первой передаче и использовать её только на подъёмах. Однако это же вынуждает и гораздо чаще работать рычагом КПП. Нужно резко ускориться? Первая, вторая и... неожиданно упираешься в ограничитель оборотов на скорости чуть за 80 км/ч.


Сам рычаг традиционно для машин PSA длинноходен, однако переключениям это никак не мешает. Более того, «короткие» передачи порождают чуть ли не гоночные ассоциации — мотор всегда держится в тонусе на высоких оборотах, радуя грубым рёвом. Как тут не вспомнить, что двигатель EC5 — это потомок заслуженного агрегата TU5 JP4, известного ещё по Citroen Xsara и Peugeot 306. А он, в свою очередь, был основой «боевого» двигателя раллийных хэтчбеков Citroen и Peugeot категории Super 1600. Между прочим, за рулём Citroen Saxo VTS S1600 к своим первым серьёзным успехам пришёл легендарный Себастьен Лёб, а в 2008-м чемпионом JWRC, уже за рулём C2 S1600, стал и Себастьен Ожье.

Увы, рассказывать басни о раллийном духе и родстве с «боевыми» Ситроенами можно разве что во время дружеских посиделок — соседям по потоку доказать это не получится. C4 Седан шустро разгоняется лишь на первых двух передачах и только в том случае, если мотор выкручивать «в звон». Но на высших ступенях и в магистральных режимах Citroen уже не столь бодр, так что при обгонах на двухполосных дорогах рисковать не стоит — рассчитывайте манёвры с запасом. Особенно, когда машина загружена полностью. Впрочем, если вы являетесь сторонником размеренной езды, а основные маршруты проходят по городским улицам, то нареканий динамика C4 не вызовет. Да и на трассе лучше придерживаться крейсерских 100-110 км/ч — тогда и расход топлива ниже, и шума от двигателя меньше.

Шумоизоляция также не заставляет вспомнить о бюджетных седанах, где либо весело стучат камушки и журчит вода в колёсных арках, либо голосит мотор. Внутри Ситроена какофонии звуков не замечено — доминантой при разгоне остаётся двигатель, на средних скоростях его сменяют шины, а на высоких вступает в законные права рассекаемый машиной воздух. Насторожила лишь подвеска — сложилось впечатление, что работает она громче, чем у Peugeot 408. А спереди при проезде «лежачих полицейских», заплаток и неглубоких ям уже что-то побрякивает. Первые 13 тысяч километров на одометре выдались нелёгкими? При случае попробуем заглянуть на диагностику к дилеру.

В остальном — это знакомый Peugeot 408 c козырями в виде отсутствия раскачки на волнах даже при серьёзной загрузке и уменьшения тряски при росте скорости. Но есть ещё один плюс — на руль седана С4 слабее передаются толчки от дорожных дефектов, в парковочных режимах «баранка» стала легче, а машина меньше реагирует на колеи. Благодарить за это стоит перенастроенный электрогидравлический усилитель. К счастью, это никак не сказалось на управляемости — он обеспечивает хорошую обратную связь, что особенно ценно в скоростных виражах. Citroen похвально устойчив, а зимние шины Michelin Alpin A4 держатся за асфальт мёртвой хваткой. И лишь при откровенном превышении скорости на входе в поворот С4 Седан начнёт плавно скользить наружу, но при сбросе газа корма чуть довернёт. Шасси классное! Сюда бы ещё более рельефные сиденья, чтобы не «выпадать» из них в длинных дугах — крены-то приличные...

К слову, для Ситроена с этим силовым агрегатом (116-сильный мотор и механическая КПП) недоступна система стабилизации, но, признаться, поведение машины настолько однозначно, что ESP ей не шибко-то и нужна. Более того, C4 Седан хорошо справляется с торможением при одновременном объезде препятствия, не подкидывая водителю неприятных сюрпризов. Впрочем, окончательные выводы мы сделаем, когда дороги покроются снегом и льдом. А если для вас наличие ESP в автомобиле принципиально, то спешим успокоить — за дополнительные 15 тысяч рублей ей будет оснащён Citroen C4 Седан в исполнении Exclusive со 120-сильным двигателем EP6 и четырёхдиапазонным автоматом (цена от 755 тысяч рублей), а для модификации с турбомотором мощностью 150 сил это и вовсе базовое оборудование.

В целом, маркетологи концерна PSA неплохо развели по разным углам Citroen C4 Седан и Peugeot 408. Более компактный Citroen придётся ко двору в городах, где покупателям важнее расширенное оборудование и внешний вид, а Peugeot понравится людям, которым нужен большой багажник. Но это — внутрикорпоративная конкуренция. А ситуация на рынке говорит о том, что в сегменте С+ балом правят Ford Focus, Chevrolet Cruze и Opel Astra, да и об успехах седана Toyota Corolla ситроеновцам пока остаётся только мечтать. В чём же причина? Ответит на вопрос грядущий сравнительный тест Citroen C4 Седан с соперниками.

Альтернатива

Ford Focus



Лидер российского сегмента C+, Ford Focus, может похвастать широким выбором силовых агрегатов и кузовов. Шутка ли, для Фокуса доступно аж три варианта атмосферного бензинового 1.6 — мощностью 85, 105 и 125 лошадиных сил. Стартовая цена на 105-сильную модификацию — 686 тысяч рублей. За доплату 45 тысяч место механической КПП займёт робот PowerShift с двойным сцеплением. Мы уже тестировали седан Ford Focus — почитать об этом можно в материале
.

Chevrolet Cruze


Хорошо продаётся и Chevrolet Cruze, не так давно переживший обновление. Мотор объёмом 1,6 литра выдаёт 109 «лошадок», а седан Cruze с этим агрегатом оценивается минимум в 609 тысяч рублей. Версия с автоматом потянет уже на 678 тысяч в исполнении LS. А совсем недавно в гамме появился и 140-сильный турбомотор по цене от 841 тысячи рублей (версия LTZ).


Opel Astra



Ещё дороже Круза обойдётся седан Opel Astra — за 115-сильную машину с механикой в комплектации Essentia придётся отдать минимум 674 900 рублей. Правда, уже в базе Astra оснащена четырьмя подушками безопасности и системой ESP. Но модификация с автоматом доступна только при покупке Астры в исполнении Enjoy, а это уже 757 900 рублей. Седан Opel Astra мы оценили в рамках сравнительного теста с Peugeot 408 и Hyundai Elantra — подробно об этом читайте в статье
.

Opel Astra Family


Сэкономить при покупке Опеля можно при выборе седана прошлого поколения, который нынче продаётся под названием Astra Family. Машина с двигателем 1.6 (115 л.с.) и механикой в версии Essentia стоит 613 900 рублей и тоже вполне неплохо оснащена (фронтальные и боковые подушки, ABS, кондиционер, подогрев сидений). Но автомат доступен только с двигателем 1.8 (140 сил) по цене 717 900 рублей, так как с младшим мотором сочетается исключительно робот EasyTronic с одним сцеплением (от 667 900 рублей).


Toyota Corolla


Новое поколение самой популярной машины марки Toyota дебютировало на нашем рынке лишь в середине этого года, но модель входит в 25 самых продаваемых автомобилей в России. Цена кусается: седан с мотором 1.6 (122 л.с.) стоит от 699 тысяч рублей, причём подушек безопасности в комплектации Классик будет всего две. Аналогичная Corolla с вариатором — на 44 тысячи дороже. С Короллой познакомился Дмитрий Ласьков — подробности в материале
.

Peugeot 408


Ближайший родственник Ситроена — это седан Peugeot 408. И стартовая цена такая же в точности до рубля — 579 тысяч рублей. Но за эти деньги вы получите «408-й» со старым 110-сильным двигателем в комплектации Access. И, как и в случае с Ситроеном, доплачивать придётся даже за кондиционер и подогрев сидений. Поэтому более разумным выглядит исполнение Active за 641 тысячу, где уже есть перечисленное оборудование. Нужен автомат? Извольте добавить 40 тысяч. Причём мотор будет уже 120-сильным. Peugeot 408 нам хорошо знаком — мы тестировали разные версии в ходе длительного теста (ссылка — в первом абзаце этого материала).

Renault Fluence



Ещё один французский седан недавно был модернизирован — Renault Fluence получил более привлекательную «мордашку» и новую мультимедийную систему. Стартовый прайс — 620 тысяч рублей за Fluence Autentique 1.6 (106 л.с.) с механикой, фронтальными подушками безопасности и кондиционером. А главная новость в том, что устаревший 4-диапазонный автомат заменили на вариатор. Такой Fluence доступен начиная с исполнения Confort (от 703 600 рублей). Подробно о машине — в статье
.

Kia Cerato


Новое поколение седана Kia Cerato привлекает динамичным дизайном и мощным мотором — атмосферный 1.6 выдаёт 130 лошадей. Но и цена соответствующая — 674 900 рублей за Cerato Comfort с двумя подушками безопасности и кондиционером. А с шестидиапазонным автоматом Kia доступна с исполнения Luxe (от 764 900 рублей). Kia Cerato мы сравнивали с седаном Honda Civic. Подробности — в материале
.

Skoda Octavia


Формально Skoda Octavia седаном не является, но чешский лифтбэк часто выбирают именно как альтернативу таким автомобилям. А при смене поколений Октавия лишилась атмосферного 1.6, поэтому базовым мотором стал компактный турбированный 1.2 TSI (105 л.с.). Skoda с механикой стоит от 589 900 рублей в исполнении Active, но за кондиционер надо доплатить 42 тысячи. Следующая комплектация Ambition потянет уже минимум на 689 900 рублей. Доплата за семиступенчатый робот DSG с двойным сцеплением — 58 тысяч рублей. С машиной познакомился Денис Смольянов — читайте статью
.

Volkswagen Jetta


А вот седан Volkswagen Jetta всё ещё доступен со 105-сильным атмосферным 1.6 по цене от 648 тысяч рублей. Причём такая Jetta в исполнении Conceptline имеет четыре подушки безопасности и кондиционер. А, например, Volkswagen Jetta Comfortline за 733 тысячи может похвастать уже шестью «эйрбэгами», раздельным климат-контролем, подогревом сидений и электроприводом складывания зеркал. Доплата за шестидиапазонный автомат составит 40 тысяч рублей. Как прошло первое знакомство с седаном Volkswagen, читайте в материале

Mazda 3


Новейшая Mazda 3 только выходит на российский рынок и цены на машину уже известны: седан со 104-сильным 1.6 стоит от 645 тысяч рублей в исполнении Drive и имеет шесть подушек безопасности и ESP! Но кондиционер и «музыка» доступны уже в комплектации Active за 690 тысяч. Доплата за четырёхдиапазонный автомат составит 35 тысяч рублей. А за 780 тысяч можно стать обладателем «трёшки» с новейшим силовым агрегатом из линейки Skyactiv — 120-сильным двигателем объёмом 1,5 литра и шестиступенчатой АКПП. Новую Мазду нам только предстоит испытать и случится это совсем скоро.

Hyundai Elantra


Цены на седан Hyundai Elantra начинаются с 699 тысяч рублей — в точности, как на Тойоту Короллу. Да и комплектация Base похожа — фронтальные подушки, кондиционер. Но мотор у «корейца» мощнее — 132 л.с. Прилично оснащённая (ESP, шесть подушек, подогрев сидений) Elantra потянет уже на 799 тысяч. Доплата за шестиступенчатый автомат — 50 тысяч рублей. Hyundai Elantra побывала на нашем сравнительном тесте. Читайте статью
.


Mitsubishi Lancer


Седан Mitsubishi Lancer с двигателем 1.6 (117 л.с.) стоит в России от 599 тысяч рублей в комплектации Inform. Нужен кондиционер? Придётся раскошелиться на Lancer Invite за 669 900 рублей, в котором заодно будет и подогрев сидений. Доплата за четырёхдиапазонный автомат — 30 тысяч рублей. Подробно о седане Mitsubishi читайте в материале
.

Вадим Гагарин
Фотографии Виталия Кабышева

Материалы по теме: