13 июня
Honda Jazz 1.2 MT
Машина для женщины идеально подходит. К габаритам легко привыкаешь, в управлении очень проста. Две зимы уже на ней отъездила в любую снежную погоду...
4.2
15 июня
Volkswagen Polo 1.6 MT
Надёжное и отличное авто, для своей стоимости. За два года владения, только радовал. Поломок не было, правда и накатали всего 18000 км. Заменил "дв...
4.8
Все отзывы
29 июля 2013 10:01, Транспорт

Страхование автомобиля: нужно ли отменить ОСАГО?

Мало кто заметил, но в этом месяце отмечался юбилей события, которое стало знаковым буквально для каждого автомобилиста России. Ровно десять лет назад в июле 2003 года было введено обязательное страхование гражданской ответственности

Мало кто заметил, но в этом месяце отмечался юбилей события, которое стало знаковым буквально для каждого автомобилиста России. Ровно десять лет назад в июле 2003 года было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а водители выучили для себя новую важную аббревиатуру — ОСАГО. Введение ОСАГО не встречало энтузиазма, а совсем наоборот — многие не понимали смысла подобного нововведения.

Прошли годы, и покупка полиса обязательного страхования превратилась в обычную процедуру и не вызывает былых страстей. Вроде бы, к ОСАГО уже все привыкли, но простые автомобилисты до сих пор недовольны существующей системой. А в середине июля замминистра финансов Алексей Моисеев и вовсе выступил с предложением взять да и отменить ее, заменив обязательное страхование на вменённое и прописав, какие именно риски люди обязаны страховать.

Идея вызвала бурю эмоций, оно и понятно — несмотря на 10 лет существования ОСАГО, многие автомобилисты недовольны тем, сколько стоит страховка. А страховые компании, в свою очередь, рассказывают об убыточности данного бизнеса и утверждают, что если резко не поднять тарифы, то нам грозит кризис «автогражданки».

Их позиция предельно понятна, зарабатывать хочется всем, но что же на деле? По статистике РСА, в 2012 году страховщики получили от ОСАГО 120 млрд рублей взносов, а выплатили почти в два раза меньше — 61,9 млрд рублей. И это с учетом того, что по ОСАГО нельзя получить возмещение морального ущерба, да и ремонт «жестянки» зачастую возмещают неохотно.

Так может нам и правда не так нужно ОСАГО? Быть может, 10 лет назад мы совершили ошибку, но просто уже свыклись с ней, а на самом деле ничего хорошего от обязательного автострахования нет? «Отнюдь, — считает координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Сергей Стоянов, — ОСАГО — исключительно положительный момент, ведь именно благодаря ему автоподставы стали носить единичный характер».

С этим сложно спорить. Конечно, полностью победить криминал на российских дорогах не удалось, но анекдоты с участием «нового русского» на Mercedes-Benz и бедного инженера на Запорожце явно ушли в прошлое, а ведь когда-то они были актуальны именно из-за своей повседневности.

С ОСАГО все хорошо? Вовсе нет. В настоящее время именно неэффективность обязательного автострахования является одной из причин пробок в крупных мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, ведь так называемым «Европротоколом» — упрощенным вариантом оформления аварий без вызова ГИБДД — пользуются лишь в 3% случаев. Мало того, главная проблема ОСАГО заключается в том, что получить компенсацию может только тот водитель, который был признан невиновным в ДТП, в то время как и в Европе, и в США выплаты осуществляются и виновному водителю в случае, если речь шла об обычной аварии или, как говорят юристы, о «простой неосторожности».

Возникает вопрос: что же плохого в замене ОСАГО на вмененное, если в законе пропишут, какие риски автомобилист будет обязан страховать? Во-первых, на данный момент это — лишь предложение замминистра финансов Алексея Моисеева, никаких конкретных законопроектов или иных документов внесено не было. Во-вторых, проблема заключается в том, что обязательные для страхования риски по сути ничем не отличаются от имеющегося сейчас ОСАГО, однако никаких критериев, что именно считать риском и как будут осуществляться выплаты, нет. К примеру, знаете ли вы, что по ОСАГО автоматически страхуются все участники движения, в том числе — пешеходы? Сохранится ли эта особенность, если будут застрахованы только риски автомобилиста? Задумается ли он о подобном? Вопрос остается открытым.

Впрочем, водителям тоже зачастую не объясняют, что различные риски можно дополнительно застраховать и сейчас. Например, можно увеличить выплаты в случае аварии, сделав так называемое «расширение». Однако часто об этом не рассказывают сами страховщики — зачем, если люди и так берут то, что есть.

Кроме того, стоит понимать, что несмотря на кажущуюся схожесть, вмененное страхование отличается от обязательного. Так, обязательными в России считаются только те виды страхования, которые в соответствующий статус введены федеральными законами и приравненными к ним нормативными актами. С вмененным страхованием не все так однозначно, ведь правила страхования и тарифы государство уже устанавливать не будет. А что же будет? Мегарегулятор в виде Российского союза автостраховщиков? Какой-то другой орган, выполняющий эти функции? Или, может, полностью свободное ценообразование? К сожалению, ответа и на этот вопрос пока нет.

В итоге в глазах народа ОСАГО превратилось в еще одну госпошлину. Но стоит ли возвращаться назад и отказываться от обязательного страхования? Выскажем свое мнение по поводу сложившейся ситуации.

Во-первых, отмена ОСАГО ничего хорошего не принесет. Возврат в 90-е — это не выход, даже если каждому водителю на этом и удастся сэкономить ежегодно около 3-5 тысяч рублей. Заменить обязательное страхование на вмененное — тоже не лучшее решение, потому что оно не привносит фактически ничего нового, а отсутствие государства как регулятора в нашей стране обходится слишком дорого.

Однако реформа ОСАГО назрела! Давно пора привести нормативы обязательного автострахования к европейским — разрешить упрощенное оформление аварий без пострадавших вне зависимости от суммы ущерба, упростить выплату компенсаций пешеходам, разрешить взыскивать по ОСАГО моральный ущерб, а также четко следить за соблюдением тарифов.

Еще один важный момент — так называемые коэффициенты «бонус»-«малус». По идее эта система существует еще с момента появления ОСАГО, однако применять её стали только сейчас. Речь идет о особых скидках для тех, кто не попадает в аварии, и повышенных коэффициентах для тех, у кого было много ДТП. В Европе такая система означает, что тот, кто часто попадает в аварии, будет платить не только штрафы, но и обрекает себя на драконовские тарифы на страховку.

А что же у нас? Сплошь и рядом недобросовестные страховщики утверждают, что коэффициент автомобилиста автоматически будет равен единице. И это означает, что платить ему придется по повышенной ставке, даже если за спиной у водителя многолетний стаж безаварийной езды. Хорошо хоть на этот случай есть беспроигрышный вариант — сменить страховую компанию, если вам выставляют повышенные ставки. Да и таких случаев должно стать меньше, когда простые автомобилисты получат доступ к общей базе АИС ОСАГО.

Надо увеличивать и максимальную сумму компенсации. Ведь сейчас при аварии двух автомобилей максимальная выплата по «железу» составляет лишь 120 тысяч рублей. А при нынешних ценах на запчасти и ремонт это не так и много! Надо ли при этом увеличивать тарифы? Нам кажется, что нет. Скажете, это несправедливо по отношению к страховщикам? Отнюдь! По крайней мере, точно справедливее, чем когда страховщики выплачивают в два раза меньше, чем получают. И уж точно нужно жестче наказывать тех, кто нарушает установленные правила и нарочно завышает тарифы!

Если этого не сделать, то ОСАГО так и будет в глазах большинства не более чем очередным побором. «Как не назови, смысл один — обдираловка!» — пишет на нашем форуме пользователь с ником The Flying Dutchman. «От перемены мест слагаемых сумма не меняется! В конечном итоге автовладелец всегда крайний, на государство и правительство надежды нет никакой, закон работает только в сторону богатых! А компании все равно будут богатеть на наших слезах!» — вторит ему пользователь с ником Дюша. Очень не хочется, чтобы эти слова оказались правдой.

P.S.  с 1 сентября 2013 года в России должна появиться единая система оценки ущерба при ДТП.  Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам предложила штрафовать за просрочку выплат страховые компании и должностных лиц, и её поддержал комитет Госдумы по финансовому рынку.  Радует, что хотя бы на десятый год существования ОСАГО система начала двигаться в нужном направлении.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
513
андрей мостовой
Если бы кто- то нас слушал... Предлагаю ОСАГО отменить как обязаловку. Если есть желание страховать авто- страхуй, и до ОСАГО страховали и люди были довольны. А сейчас я думаю, в какой шарашкиной конторе мне купить страховку. Все равно не мне с этой шарашкой типа Росгосужас иметь дело, а терпиле, невиновному. Типа, не пропустил меня на "красный", пусть теперь помучается, побегает, доказывает в суде, что ремонт обошелся в 30 тыр а не в выплаченных 5 тыр.Дурдом правовой какой- то. Уважаемый Владимир Владимирович, Государь Всея Руси!!! Отмените пожалуйста свое детище, поскольку поганые бояре извратили весь смысл сея богоугодного начинания и превратили его в орудие диавольское.А говоря проще- отмените на хрен это ОСАГО, уже месяц не могу застраховать авто, говорят в страховых конторах что бланков нет. Челом бьем государю!!!!
СсылкаПожаловаться
leschy
Я вообще не могу понять почему ответственность привязана к времени?! Сделал страховку и катайся до наступления страхового случая, хоть два дня хоть 10 лет! Настал случай - сгорела страховка. Будь добр страхуй заново! Вот вам и механизм регулировки - чаще бьешься, больше платишь! Дедушка свою Жигули правдами-неправдами купил в 80-е и ездит до сих пор, пылинки сдувает, по деревне. А другой на крайслере по Москве под 200км/ч летает. И тот и другой платят каждый год.Так у кого больше вероятность попасть в ДТП? И не надо ныть, что ОСАГО убыточное!!! У меня был опыт общения с РОСГОССТРАХ - нет уж, я лучше по схеме 90-х деньги на ремонт заберу. И быстрее и точнее сумма. А тут бегаешь за ними как будто сам виноват!!! И в итоге 3 копейки перечислят. через пол года!!!
СсылкаПожаловаться
светлана ю
полностью ЗА отмену ОСАГО. платим не понятно за что.
1.Племянник месяц назад попал в аварию,виновник оказался пьяным ,а еще и без страховки.в страховой потерпевшему сказали что это не страховой случай,обращайтесь в суд.За свои же деньги придется еще и побегать.Но и тогда деньги вряд ли получите,по 50 руб в месяц пожизненно . очень странное понятие о страховании,за что мы тогда ее вообще платим?
2.могут по забывчивости вообще не внести полис в базу данных .
3.накопительные баллы на скидку может получить только тот,кто вписан в страховку и стаж будет считаться только со времени вписания.А если права получены еще до придуманного страхования,если человек ездит по неограниченной страховке-значит и стажа нет.
БРЕД и АБСУРД.страхование -принудительная отдача денег.как показывает практика-выгоднее не страховаться.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Возможно, вам будет интересно
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru