Герой нынешнего видеорепортажа — это новый седан Peugeot 301. Продажи его начались совсем недавно, а мы уже прокатились на нем из Москвы до Тбилиси, а также посетили некоторые достопримечательности Грузии. Впрочем, наш коллега Вадим Гагарин почти полгода назад тестировал совсем еще новенький «Пежо» в Турции еще до того, как он поступил в продажу в других странах.
В России Peugeot 301 предлагается с двумя бензиновыми и одним дизельным двигателем: первый — это 1,2-литровый трехцилиндровый моторчик мощностью 72 л.с., второй — 1,6-литровый четырехцилиндровый 115-сильный агрегат, третий — это 1,6 турбодизель мощностью 92 силы. Для всех агрегатов доступна пятиступенчатая механическая коробка передач, а для 115-сильного бензинового мотора еще и четырехступенчатый «автомат». Цены на Peugeot 301 в базовой комплектации Access стартуют с отметки в 455 900 рублей за 72-сильную версию. Самый дорогой «Пежо 301» — это дизельный вариант в топовой версии Allure со всеми опциями, который стоит 734 400 рублей.
В наши руки попал седан с бензиновым 115-сильным мотором и «автоматом» в богатой комплектации Allure, но без опционального круиз-контроля (3 тысячи рублей) и светлой обивки салона Oza Lama (10 тысяч рублей). Такой автомобиль стоит 695 400 рублей. В комплектацию входят: ABS с «брейк ассистом» и EBD, система стабилизации, четыре подушки безопасности, крепления для детского кресла ISOFIX, кондиционер с электронным управлением, борткомпьютер, обшивка руля и селектора трансмиссии кожей, отделка салона вставками серебристого цвета и панелями «под рояльный лак», подогрев сидений, боковых зеркал и лобового стекла в зоне покоя щеток стеклоочистителей, полный электропакет, тонировка стекол overtinted, передний подлокотник, пульт ДУ магнитолы на рулевой колонке, аудиосистема с Bluetooth, USB- и AUX-гнездами и 4 динамиками, сигнализация с иммобилайзером, противотуманные фары, парктроники в заднем бампере, отделка хромом деталей экстерьера, металлическая защита картера двигателя и опциональная окраска «под белый лак». Более подробно о машине вы узнаете из нашего видео, а пока поведаем о том, что осталось за кадром. Конечно же, о Грузии и о нашей поездке.
Грузия. Краем глаза
Мы не будем рассказывать про достопримечательности, их здесь море, все они давно описаны в туристических справочниках куда подробнее, потому просто поделимся фактами и впечатлениями. Недавно мы уже писали про путешествие на Кавказ, так что заострять внимание на российском отрезке нашего автопробега не будем. Кстати, узнать немного о современной жизни Грузии можно и из статьи нашего главреда Дениса Смольянова, тестировавшего Mazda CX-5 в прошлом году. Как-то специально к этой поездке мы не готовились, разве что взяли с собой CB-радиостанцию. Действительно, очень помогает в дороге — всегда знаешь наперед о дорожной обстановке. Однако после КавМинВод в сторону Осетии дальнобойщиков, использующих 15 канал, становится заметно меньше. Если в Кабардино-Балкарии мы еще встречали водителей «в канале», то уже в Северной Осетии по большей части была тишина. Может, просто день такой выдался.
Попасть сегодня в Грузию напрямую можно либо самолетом, либо автомобильным транспортом по Военно-грузинской дороге через погранпереход «Верхний Ларс-Казбеги» в Дарьяльском ущелье. Как-то иначе проехать напрямую в Грузию гражданским вряд ли удастся. Граница в Абхазии и Южной Осетии закрыта. Есть вариант поездки через Дагестан и Азербайджан, но, как сказал один из автомобилистов, стоящих в очереди, «потеряете много времени и проклянете все на свете». Поэтому в Верхнем Ларсе очередь перед границей многонациональная: здесь и турки, и армяне, и украинцы, и белорусы, а уж российских номеров с различными кодами регионов — целая палитра. Кто-то едет к родственникам, кто-то по делам, а кто-то просто путешествует.
Увы, поведение водителей северокавказских республик даже на границе оставляет желать лучшего. Дорога непосредственно перед КПП чуть расширяется. Справа аккуратно стоят фуры и ждут своей очереди. Слева — поток из легковых автомобилей, однако еще левее перед отбойником остается еще немного места. Своего рода «бутылочное горлышко». Нормальный человек, естественно, там не поедет, но местным закон не писан. Вот и лезут ушлые без очереди. Так и нашу колонну раздробили по частям. «Погранцам» до этого нет никакого дела — прямо перед шлагбаумом черная Toyota Camry с осетинскими номерами попросту оттеснила нас — таможенник сделал вид, что не заметил ничего. Ну не устраивать же ДТП в таком месте. Хотя, может, после одного-двух прецедентов что-нибудь да изменилось бы.
«А чей-то у вас в багажнике лежит вторая «запаска»? А ну-ка доставайте, сейчас посмотрим, что вы везете, может, контрабанда какая. Ай, ладно, проезжайте, туда везите что угодно, главное обратно ничего не берите», — сказал седовласый таможенник и отпустил с миром. На оформление всех документов потребовалось не больше 15 минут, правда, перед этим мы отстояли часа полтора в очереди. Прохождение же грузинской таможни заняло не больше 5 минут. Впрочем, нам еще повезло: на нейтральной территории между российским и грузинским КПП творился бардак: машины стояли в три ряда — народ обезумел настолько, что уже вставал в очередь на встречной полосе.
Сделаем маленькое отступление про Военно-грузинскую дорогу. Безумно красивая и по-своему непредсказуемая трасса. Особое внимание нужно уделить первым 45 километрам до Гудаури. Во-первых, качество дорожного полотна нестабильное. Участок хорошего асфальта чередуется отрезками дороги с трещинами и ямами, а местами шоссе вовсе превращается в грунтовку, пыльную в сухое время и грязную во время снега и дождя.
Пожалуй, самый непредсказуемый «бездорожный» участок — это Крестовый перевал. Высота здесь— 2300 метров. Очень красивое место. После тоннелей серпантин резко уходит вниз и изобилует крутыми поворотами. Здесь даже есть специальная смотровая площадка. В снегопады и непогоду весь этот отрезок дороги могут закрыть из-за лавиноопасности, либо на время очистки трассы от снега. На участке от Коби до Гудаури расположено несколько противолавинных тоннелей, перед которыми нередко образуются пробки. Дорога узкая, по краям — обрыв, защитные ограждения не везде присутствуют. Большегрузы еле-еле разъезжаются друг с другом и буксуют на заснеженных подъемах. Так и мы потолкались некоторое время, когда впереди после тоннеля застрял грузовик.
С организацией движения здесь тоже бывают проблемы, чем опять же пользуются недисциплинированные водители. В одном из тоннелей нетерпеливый водитель «Жигулей» седьмой модели с номерам «95 RUS», устав стоять в пробке, поехал по встречной полосе. И если бы за рулем сидел «молодой, гарячий» парень, так нет же, это был уже седовласый мужчина. В итоге его автомобиль забуксовал на обледенелом подъеме в самом конце тоннеля, перегородив движение встречному транспорту. В конце концов нарушитель под недобрые взгляды остальных водителей с позором был возвращен в конец очереди.
Впрочем, поведение грузинских водителей немногим лучше! Лихачи, право слово! В Тбилиси на центральных улицах нередко гоняют со скоростью 100-120 км/ч! И, главное, ездят «неряшливо». Соблюдение рядности и разметки здесь также не в почете. Выездом на встречную полосу или двойными обгонами здесь тоже никого не удивить. А вот нажимать на клаксон любят. Конечно, не так стихийно, как в азиатских или ближневосточных странах, но все же. На грузинских дорогах, вопреки всем законам, явно действует одно универсальное правило: «кто первый встал, того и тапки». Пролез между рядами, значит, ты успел, твоя правда, тебе уступят. Допустим, пешеход пытается перейти дорогу в неположенном месте. Его, естественно, не пропускают. Но если он все же перешел треть проезжей части, то машины останавливаются. И никто не «бибикает»! Нагло, но без злости. Вообще, грузинская манера езды очень напомнила таковую в Азербайджане.
Зато в Грузии умеют строить хорошие дороги. Трасса Е-60 «Тбилиси-Сенаки» на первых 70 километрах до Урбниси — это настоящий четырехполосный европейский автобан с ограничением скорости в 110 км/ч! Пусть такие магистрали не везде имеются, но даже обычные региональные шоссе, по которым нам приходилось ездить, например, трасса в Боржоми или Аспиндзу, либо участок от Гудаури до Тбилиси, не вызвали особых нареканий. Странно вот только одно, как местные умудряются лихачить, если, например, в той же грузинской столице установлено много радаров с камерами, о чем косвенно свидетельствуют предупреждающие знаки и электронные табло, которые высвечивают скорость машины вместе с просьбой снизить темп в случае нарушения установленных лимитов.
А вот отношение к алкоголю двоякое. С одной стороны, все слышали шутку, мол, вино — не алкоголь, и немножечко пригубить можно перед тем, как сесть за руль, тем более, что закон допускает 0,3 промилле. С другой стороны, здесь активно наказывают нарушителей. Но, видимо, традиции и «культура пития» все-таки берут свое. Это выше всех законов! Так, пожилой продавец сувениров возле Джвари предлагал нам составить ему компанию в дегустации домашнего вина, хотя сам приехал к месту торговли на машине. Однако за все время пребывания в Грузии мы не встретили ни одного пьяного на улице — пить в меру, с толком и расстановкой здесь умеют.
Автопарк страны морально устарел, более 70 процентов легковых автомобилей — это машины, выпущенные до 1995 года. По дорогам колесят подержанные европейские автомобили: Volkswagen Golf второго и третьего поколения, «Пассаты» разных поколений, Opel Vectra A- и B-серии, «Астры». А еще очень много «Мерседесов» и «БМВ» всех мастей, здесь они вне конкуренции! Их любят и ценят. Есть и доля японских авто, причем часто можно встретить небольшие городские автомобили. Видимо, высокие цены на бензин заставляют практичных грузин мыслить рационально. Отдельная «каста» — это автомобили, предназначенные для американского рынка, так, например, на дорогах можно часто встретить достаточно редкий у нас внедорожник Nissan Xterra. Из российских автомобилей здесь ценят «Ниву» и УАЗ. «Подкоплю деньжат и куплю себе для выездов в горы «Ниву», — говорят грузины. Машины здесь стоят дешево. Например, Mercedes-Benz E-класса 2005 года в «полном фарше» можно купить за те же деньги, за которые у нас продается 20-летний Jeep Grand Cherokee ZJ.
Но и зарплаты у жителей низкие. Зарплата в 800 долларов считается высокой при том, что за «коммуналку» в каком-нибудь Ахалцихе приходится платить сумму, сопоставимую с квартплатой в Москве, цены на бензин — европейские, дешевые продукты — только на рынке, а мука, как рассказал нам один из жителей небольшого городка, завозится чуть ли не из России. Грузия — страна небогатая, это чувствуется даже по столице, стоит пересечь реку Куру и слегка отъехать от центральной части города. Да и сам исторический центр, так называемый Старый Тбилиси, косвенно подтверждает догадки. Да, в этом есть свой неповторимый колорит, в этих уютных маленьких улочках, петляющих то вверх, то вниз, в этой хаотичной застройке, где один домик стоит «на голове» у другого. Однако большинство зданий находится в плачевном, если не сказать аварийном состоянии. А здесь постоянно живут люди.
Зато гостеприимство, щедрость и хлебосольство грузин не знает границ! А это будет поважнее других факторов, определяющих, в первую очередь, духовное богатство народа. Везде, где мы были, нас встречали очень тепло. Стоило только сказать, что мы приехали из России, как лица местных тут же расплывались в улыбке. Люди искренне радовались нам, жали руки, обнимали, приглашали за стол. И здесь не было места лицемерию — ну не может быть такого, чтобы в разных частях страны реакция была одна и та же! Причем обычно нам говорили не стандартную в таких случаях фразу «приезжайте к нам еще», а «спасибо за то, что вы к нам приехали». «Ай, то саперави, что вы пили в Тбилиси, — это „ослиная моча“. Вот мы с вами поедем в Кахетию, отдохнем, вот там я вас и угощу настоящим вином. Итак, когда едем?», — и такое было... В другой раз, когда мы остановились возле села Менадзе близ Ахалцихе, к нам вышел пообщаться местный селянин. «Как дела, дорогой, как себя чувствуешь? Слушай, у меня сегодня день рождения — пойдем „по сто“ выпьем?», — спросил он. Кстати, это его три внука запечатлены в кадре в самом конце ролика. Интересна и сама манера приветствия у мужчин: сначала поздороваются за руку, потом приобнимут за плечо и поцелуют в щеку. Взрослое население хорошо владеет русским языком, лишь только в отдаленных районах молодежь начинает потихоньку забывать русскую речь. И тем не менее, жители того же Ахалцихе заверили нас, что в школах ученики могут выбрать русский язык как факультативный предмет.
Про грузинскую полицию ходит множество интересных историй — мы не будем повторять ту информацию, которая просочилась в прессу после открытия границ. Действительно, грузинские полицейские патрулируют дороги и населенные пункты круглые сутки, действительно, вечером на всех патрульных автомобилях включены проблесковые маячки, чтобы их всегда было видно. Действительно, отделы полиции имеют стеклянные фасады. Расскажем свою историю о том, как нам довелось пообщаться с представителями власти.
Еще в центре Тбилиси с нами случилось два курьезных случая. Когда мы парковались возле отеля, то головная машина мало того, что завела нас под «кирпич», так еще чуть не заехала на пешеходную зону. Полиции рядом немеряно было. Уже слышим сзади характерное «кряканье». Ну все, сейчас штрафовать будут. Ан нет! «Проезжайте сюда, пожалуйста», — вот, что мы услышали от полицейского, затем патрульная машина сопроводила нас до места парковки. Следующая история произошла спустя 10 минут после первой. Возле входа в отель были припаркованы два черных внедорожника Toyota Land Cruiser 200 с тонированными стеклами. То ли это были машины отеля, то ли они кого-то дожидались, в общем, стояли себе тихо, не привлекая лишнего внимания. Чтобы не торчать на проезжей части, вся наша колонна «гуськом» заехала к подъезду, все шесть машин, да так, что перекрыла выезд этим внедорожникам. «Ну, мы же ненадолго, нам всего лишь быстренько „зачекиниться“ и получить пропуск на парковку», — подумала большая часть из нашей группы и побежала в фойе гостиницы. Самые прозорливые остались ждать возле машин, мало ли что, все-таки заезд к отелю перекрыли. И действительно, через некоторое время из отеля выходит группа солидно одетых мужчин. Они тут же остановились как вкопанные. Выезд перекрыт. Затем началась суета и поиски наших водителей. Оказывается, мы закрыли машины то ли министра экономики, то ли министра иностранных дел, который с минуты на минуту должен выйти из отеля! Несмотря на такой казус, сотрудники охраны были достаточно вежливы и корректны, они дождались наших водителей и попросили освободить проезд. Вскоре VIP-персона в сопровождении секьюрити вышла из здания, села в машину, и небольшой кортеж из двух автомобилей тронулся, включив проблесковые маяки. Последние, кстати, были скрыты от посторонних глаз за лобовым стеклом и радиаторной решеткой
К слову, «тойотовские» внедорожники в «гражданском одеянии» очень популярны среди чиновников силовых ведомств. Видимо, на них ездит начальство. Кстати, три года назад наши коллеги из «Авторевю» в своем материале про Грузию писали, что к ним пару раз подъезжали солидные машины, водители которых задавали один и тот же дежурный вопрос: «Могу ли я Вам чем-то помочь?» То же самое случилось и с нами по дороге в Аспиндзу. Во время съемки одного из дублей на серпантине к нам подъехал черный Land Cruiser Prado, водитель которого, человек в форме, поинтересовался, все ли у нас в порядке и может ли он нам чем-нибудь помочь. Удостоверившись, что с нами все нормально, он не спеша поехал дальше. Более того, мы не раз на своем пути встречали такие внедорожники, которые неторопливо ездили в районе Боржоми и Ахалцихе. Может быть, это были пограничники, ведь мы были совсем близко к Турции?
Ну, а последняя история, пожалуй, самая «ядерная». Мы решили для статьи вечером сфотографировать сияющий неоновыми огнями стеклянный полицейский участок. Дело было в Хашури. Подъехали к зданию полиции возле центральной развилки с круговым движением, и, не выходя из машины, сделали пару снимков, после чего поехали дальше. Спешили на ужин в Тбилиси. Километров через пятнадцать нас догнала полицейская машина, экипаж потребовал остановиться. «Наверное, превысил скорость», — подумал я и решил выйти из машины — «пойти навстречу» служителям закона, дабы те были снисходительнее. Вот он, наш менталитет во всей красе! Но грузинской полиции чуждо подобное подхалимство, их учили на американский манер, поэтому страж порядка не дал этого сделать, он аккуратно прижал дверь обратно и попросил не выходить из машины. Затем при проверке документов выяснилось, что я забыл водительское удостоверение. Ну, все, приехали... Тогда полицейский попросил предъявить паспорт и заодно поинтересовался целью нашего визита. Мы ему рассказали все в подробностях, мол, журналисты, приехали сюда на машинах из Москвы и снимаем в Грузии тест-драйв.
— Быстро Вы ездите! У Вас имеется удостоверение или хоть какое-нибудь другое свидетельство, что Вы — журналист?
— К сожалению, нет. Все оставил в отеле. Разве что могу созвониться с представителем компании Peugeot, он подтвердит наши слова.
— Нет, это исключено. Простите, но мы подобными вещами не занимаемся, у нас «телефонное право» не работает.
Затем полицейский удалился с нашими паспортами к своей машине, чтобы «пробить» их по базе. После этого прошло минут 15, в течение которых он с напарником активно куда-то названивал и что-то обсуждал. До сих пор нам не сказали, что же мы такого натворили и что нам за это будет. Затем в течение последующих 15 минут рядом остановились две обычных Skoda Octavia, из которых вышли водители. Сначала мы подумали, что полицейские остановили еще нарушителей, но, судя по манере общения, на таковых они не смахивали. «Наверное, понятые — за отсутствие прав и превышение скоростного режима меня сейчас оштрафуют, а машину эвакуируют на штрафстоянку», — подумал я. Еще через некоторое время на встречной полосе остановился Nissan Pathfinder, откуда вылезли трое в темных кожаных куртках. Все эти восемь человек, включая двоих «полисменов» в форме, что-то активно обсуждали и звонили по «мобильникам».
Вся эта ситуация так и оставалась бы непонятной, пока один из людей в штатском, убеленный сединами грузин, не подошел к нам. После серии дежурных вопросов, кто мы и как тут очутились и есть ли у нас какие-либо удостоверения прессы, он спросил: «Вы хоть понимаете, за что вас остановили?». Мы хором ответили, что, наверное, за нарушение скоростного режима.
— Нет, вовсе не за это. Зачем Вы фотографировали объекты стратегического значения, административные здания?
Мы сначала даже не поняли, что имел в виду этот человек, пока он не упомянул здание полиции.
— Вы разве не знали, что у нас запрещено фотографировать полицейские участки? Наши камеры запечатлели Вас с фотоаппаратом и машину возле здания полиции. За Вами в погоню отправился ближайший к месту патрульный экипаж.
— Нет, наоборот, мы думали, дескать, Грузия — страна демократии и свободы, и здесь гордятся полицией, вот и хотели привезти пару снимков, чтобы опубликовать в статье.
— Но мы же к вам в Россию не ездим и не фотографируем полицейские участки?
— Да мы и сами побаиваемся у нас фотографировать полицию — поймут еще как-нибудь не так...
— Можно посмотреть Ваши снимки? Покажите, пожалуйста, фотоаппарат.
Мы, естественно, все показали, повторно рассказали, где были и что делали. Люди в штатском еще раз пересмотрели все снимки. По ходу всего этого действа между грузинами возникла своеобразная дискуссия. Судя по веселому тону, можно было предположить, что они очень живо обсуждали увиденное на снимках. Наверное, на русский это можно было бы перевести так:
— О, смотри, они были в Мцхете! Да-да, вот он наш знаменитый храм Светицховели! Я туда недавно ездил с семьей!
— Не, ты лучше погляди, как они в кабаке дружно пьют наше «красненькое» полусухое! Вот этот справа явно уже хорош!
— Да разве в этой забегаловке нормальное вино подают? Слушай, им надо было съездить в Мукузани! Вот там бы они попробовали настоящее сухое! Я бы их вообще к своему тестю свозил, вот он бы угостил хорошим домашним винцом!
— Ай, ладно тебе заливать, твой тесть гонит настоящий «шмурдяк»!
— Да, ты бы лучше помолчал, тоже мне, сомелье нашелся!
Через некоторое время самый старший из них прервал диалог и снова обратился к нам:
— Ок, мы все проверили. У меня к Вам единственная просьба: удалите, пожалуйста, эти снимки полицейского участка.
— Уже удалили, будете проверять?
— Нет, я Вам верю на слово. Подождите, пожалуйста, буквально пять минут, сейчас мы решим все вопросы, и Вы поедете дальше.
Похлопав моего штурмана по плечу, седовласый грузин удалился к патрульной машине, а потом позвонил кому-то. Через некоторое время он снова подошел к нам:
— Простите, что отняли у Вас столько времени и заставили понервничать. Такая у нас работа. Надеюсь, это не сильно омрачило Ваше пребывание в нашей стране, и Вам здесь понравилось. Держите Ваши документы. Счастливого Вам пути!
Человек в штатском пожал нам руки и отпустил с миром. Насколько полицейские были правы, нам неизвестно, но логику грузинских служителей Фемиды понять можно. Отношения между двумя странами только-только начинают налаживаться, а тут такая «ситуация», да еще и буквально в 40 километрах от границы с Южной Осетией! Вдруг, провокация? Поздно вечером подъехала неизвестная машина с российскими номерами, сидящие в ней люди зачем-то сфотографировали здание полиции, не выходя из салона, и тут же укатили прочь. Поскольку дело было в пятницу, похоже, что большинство полицейских, включая начальство участка, уже отправилось по домам, на работе осталась дежурить лишь ночная смена. Получив тревожный сигнал, полицейские догнали нас, но как поступить дальше с россиянами, утверждавшими, что они являются журналистами, видимо, не знали. Потому, наверное, и вызванивали руководителей, дабы те приехали и сами приняли решение на месте происшествия. Но самое забавное: никто даже глазом не моргнул по поводу того, что за рулем сидел человек без водительского удостоверения! Даже не попросили поменяться местами с пассажиром, у которого были с собой права.
Вот такая страна чудес, страна необычных контрастов. Страна, в которой есть и горы, и равнины, и море. Страна, в которой в одно и то же время можно увидеть и снег, и жаркий песок. Удивительно, как здесь в гармонии находятся два, казалось бы, несовместимых явления — это стремление построить государство по западному образцу и в то же время непоколебимая верность собственным сформированным веками традициям, устоям, понятиям, которые могут идти вразрез с законами. Но это противоречие не порождает каких-либо опасных, радикальных последствий. «Вино — не алкоголь, нимнога нарущил — не стращна, как гаварится, если чилавэк харощий, то можна и простить», — вот о чем идет речь! Вариант гуманизма по-кавказски? Возможно! Уважение — вот одна из основополагающих установок в грузинском обществе. Увидев все это собственными глазами, я теперь прекрасно понимаю знакомых, которые после поездки в Грузию говорили, что в этой стране хотелось бы пожить. «Не путайте туризм и иммиграцию», — возможно, реальность несколько отличается от той радужной картинки, которая остается в голове у каждого, кто когда-либо приезжал сюда. Но все же так хочется поверить в сказку!
Завершим наш рассказ красивой легендой, известной каждому картвелу, которая как нельзя лучше описывает великолепие Грузии. Когда Господь распределял между народами земли, грузины опоздали к этому важному событию. Всевышний спросил, почему они задержались? Грузины ответили: «Мы пили вино, которое Ты научил нас делать! Мы возносили Тебе хвалу! Мы пили за Тебя, за себя, за мир!». Господь, восхищенный таким ответом, отдал грузинам ту небольшую часть территории, которую приберег для себя. Земля эта, по словам Всевышнего, по красоте своей несравнима ни с чем, и во веки веков люди будут любоваться и восхищаться ею.