За окном стремительно мелькают деревья, стрелка спидометра приближается к 120 км/ч, я с легкостью обхожу грузовик и наслаждаюсь лаунж-музыкой на средней громкости. Мы в Псковской области, на разбитой дороге и во французской машине. Я ничего не перепутал? Отнюдь! Просто на этот раз на тест мне достался новый Citroen C4 Седан. Но обо всем по порядку.
Впервые этот автомобиль был представлен осенью 2012 года на автосалоне в Париже. Тогда модель называлась C4 L, однако маркетологи рассудили, что слово «седан» в названии автомобиля привлечет больше клиентов. Что ж, трудно не согласиться, учитывая, что именно машины в таком кузове до сих пор столь любимы в нашей стране. Затем мы побывали на старте производства модели в Калуге, а также опробовали предсерийную версию автомобиля. Но всё это были лишь этапы в подготовке запуска серийного C4 Седан на российский рынок. Что же получилось на выходе?
Внешность Citroen C4 Седан вполне можно назвать привлекательной. И пусть западные специалисты считают, что у нас любят хром (так мы им и поверили!), большой рифленый капот с массивной решеткой радиатора и передний бампер с интегрированными противотуманками и дневными ходовыми огнями выглядят солидно. Багажник тоже не кажется наспех прилепленным к кузову, как порой бывает у некоторых моделей.
Интерьер Citroen C4 Седан почти такой же, как у хэтчбека. Разница заключается лишь в рычаге коробки передач, да в расположении крутилок подогрева сидений, которые переехали со внешней стороны подушек сиденья на переднюю консоль. Точно так же, как и на хэтчбеке, водитель может настраивать цвет подсветки приборов, трудностей при считывании показателей которых не возникает. Но все же придраться в салоне есть к чему. Например, вылет рулевой колонки мог бы быть побольше, а педальный узел — располагаться чуть-чуть повыше. Что еще? Несмотря на русифицированную мультимедийную систему, файлы с внешнего носителя, названные на русском языке, отображаются на экране тарабарщиной из символов. Но в остальном претензий не возникает.
Багажник Citroen C4 Седан объемом 440 литров вряд ли можно отнести к лидерам в классе. Причина заключается в недорогом решении открытия крышки — петлях (они, правда, спрятаны за защитным кожухом и не повредят поклажу). Зато открытие багажника с брелока или кнопкой из салона, показавшееся поначалу сомнительным решением, порадовало четкостью работы. К тому же, буквально «отстреливающаяся» крышка багажника позволяет не испачкаться в ненастную погоду.
На первую часть тест-драйва нам достался белый Citroen C4 Седан в самой дорогой комплектации Exclusive+, оснащенный 1,6-литровым 150-сильным бензиновым мотором, работающим в паре с 6-ступенчатой АКП. Именно таким же мотором был оснащен и мартовский предсерийный автомобиль. Двигатель неплохо тянет на низких и средних оборотах и способен выдать до 240 Н∙м пикового крутящего момента. А вот реакция на нажатие педали газа могла бы быть более острой. Впрочем, это нельзя назвать недостатком, скорее — особенностью.
Немного поколесив по городу, выезжаем на загородную трассу. И вот тут-то по-настоящему раскрывается главное достоинство Citroen C4 Седан — его подвеска (спереди она независимая, пружинная, типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади полузависимая, пружинная). Автомобиль прекрасно справляется с мелкими и средними кочками, отдавая легким буханьем лишь на откровенно больших ямах. При этом по личным ощущениям предсерийный автомобиль реагировал на неровности более остро, но представители французской компании уверили, что ничего не меняли. В чем же дело? Быть может, в том, что первый тест проходил при минусовой температуре и на шипованной резине, в то время как на этот раз за окном был стабильный «плюс». Как бы там ни было, работа подвески достойна наивысшей похвалы, и рискну предположить, что по комфорту Citroen C4 Седан занимает одно из лидирующих положений в сегменте.
Тем временем участки становятся более прямыми, а скорости выше. Но на комфорте это никак не сказывается: автомобиль уверенно держит заданный курс, несмотря на то, что количество ям на дорогах резко увеличивается, а прекрасная шумоизоляция дает ощущение, что управляешь машиной классом выше. Конечно, управляемости спорткара от седана Citroen C4 ожидать не стоит, но при своих габаритах автомобиль вполне способен проходить повороты с нотками легкого азарта.
Уже этого было бы достаточно, чтобы понять, что работа по адаптации для российских условий была проведена немалая. А ведь еще седан получил обогрев всей поверхности лобового стекла, подогрев форсунок омывателя, усиленные стартер и аккумулятор, увеличенные воздуховоды к ногам задних пассажиров, которые придутся кстати в зимних условиях. Плюс C4 Седан имеет металлическую защиту картера при немаленьком дорожном просвете в 176 мм и увеличенный бачок стеклоомывателя емкостью 6,38 литра. Правда, к работе стеклоочистителей нарекания все же есть — после работы «дворников» на стекле остается большой неочищенный участок. Вкупе с широкой передней стойкой получается крупная слепая зона, в которую запросто может попасть переходящий дорогу пешеход. Но в отличие от соплатформенного Peugeot 408 зеркала здесь расположены в более привычном месте и не требуют привыкания.
На второй день тест-драйва нам досталась машина с 5-ступенчатой механической трансмиссией и 115-сильным двигателем (150 Н∙м) в комплектации Tendance. Именно на данную версию и будет делаться основная ставка при продажах седана С4 в России. Удивительно, но этот автомобиль едет не намного хуже 150-сильной версии, а коробка радует четкостью включения передач. Да, разгон с места до сотни занимает у Citroen C4 Седан совсем неспортивные 10,9 секунды, но при аккуратной езде проблем с обгонами на трассе за рулем этого автомобиля возникнуть не должно. При этом в смешанном цикле двигатель потребляет 7,1 литра топлива на 100 километров.
Компромиссным решением выглядит версия с 1,6-литровым 120-сильным двигателем. Такой автомобиль предлагается исключительно с 4-ступенчатым «автоматом», а дополнительные 5 лошадиных сил должны компенсировать легкие задержки в работе трансмиссии. К сожалению, опробовать эту версию нам не удалось, хотя, скорее всего, она будет востребована в крупных городах.
А теперь о сладком. Когда мы писали о нашем первом знакомстве с седаном Citroen C4, многие упрекнули нас за слово «дешевый». Мол, разве можно назвать недорогим и доступным автомобиль, стоящий от 579 000 рублей?! И все же, осмелимся подтвердить свои слова — да, можно! Дело в том, что на фоне конкурентов цены на С4 Седан выглядят весьма привлекательно. К примеру, четырехдверный Chevrolet Cruze даже в базовой версии стоит дороже — от 609 000 рублей, а Ford Focus и Skoda Octavia, хотя и стоят дешевле (от 542 000 и 574 000 рублей соответственно), оснащаются более слабыми моторами.
Впрочем, в России приобрести модель в «базе» практически невозможно, а потому важно сравнить цены и более дорогих версий. Citroen C4 Седан с 120-сильным двигателем VTi и автоматической КПП стоит уже от 647 000 рублей! И все же, это сильно выгоднее других предложений на рынке. К примеру, Chevrolet Cruze в версии LT с 1,6-литровым 109-сильным мотором стоит от 709 000 рублей, седан Ford Focus с 1,6-литровым 125-сильным мотором и «автоматом» в версии Trend Sport — от 700 000 рублей, а Skoda Octavia с 1,4-литровым 122-сильным двигателем TSI продается за 734 000 рублей (и это — на «механике», а автомобиль с роботом DSG дороже на 60 тысяч).
Чем подкупает Citroen C4 Седан еще? Гарантией на 3 года или 100 000 километров и льготными условиями кредитования. К примеру, чтобы получить кредит на 12 месяцев со ставкой 2,9%, надо будет внести половину стоимости автомобиля. Но главное, что существует и еще одно предложение — кредит на 60 месяцев при первом взносе 25%. Нетрудно посчитать, что в этом случае для приобретения автомобиля хватит и 150-200 тысяч рублей. Впрочем, ставка по этому кредиту также немаленькая — чуть больше 12%.
Куда поехать на выходные
Наша поездка проходила по территории Псковской области. Эти места воистину вобрали в себя богатую историю Руси.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных мужских монастырей России, существующий с конца XV века. Удивительно, но за все это время монастырь ни разу не закрывался — ни во времена советских гонений, ни в Великую Отечественную войну. Даже если вы — неверующий человек, обязательно посетите это место, чтобы увидеть Успенскую церковь, побывать в Богом «зданных» (т.е. созданных) пещерах и набрать воды из Святого источника.
Ничуть не меньшее впечатление производит Троицкий собор, расположенный в Псковском Кремле или Кроме, как здесь принято говорить. От мощных стен с круглыми башнями, скрывающими необыкновенную красоту собора, буквально захватывает дух. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», — так и вспоминаются пушкинские строки.
Кстати, у Пушкина с этим регионом было немало связано. Дело в том, что в эти края, в село Михайловское, великий поэт был сослан в 1824 году. Именно сельская жизнь, столь необычная для творца, послужила ему вдохновением для написания нескольких глав романа «Евгений Онегин». Между прочим, мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» включает в себя несколько усадеб. Все это лишний раз напоминает о происхождении важнейшего поэта России.
Впрочем, богатство Пушкина никак не влияло на его отношения с простыми людьми того времени. Об этом нам рассказали они сами. Не верите? Тогда зайдите на Мельницу в деревне Бугрово и познакомьтесь с бытом крестьян XIX века. Смотря на то, какими приспособлениями пользовались наши предки, убеждаешься: меняется лишь форма вещей, а вечные ценности — такие, как доброта, отзывчивость, трудолюбие и радость человеческого общения, — остаются неизменными.
P.S. — Уже под конец поездки стал напрашиваться еще один очень интересный вывод. Дело в том, что у седана Citroen C4 обнаружился еще один конкурент и это — модель партнеров Citroen по альянсу Peugeot 408, который мы успели опробовать на длительном тесте, а также сравнить с Hyundai Elantra и Opel Astra. Как только появится возможность, мы обязательно выявим из них лучшего.
До конца 2013 года в Citroen планирует продать 13 000 седанов С4. Пожалуй, у производителя есть все шансы выполнить этот план. Но чтобы обрести действительно народную любовь французам придется еще побороться за улучшение своего имиджа в России, а также наладить доступность сервиса, особенно в мелких городах.
Тимофей Исаев
Фото автора и Citroen