«Сейчас никто не делает откровенно плохих машин. Все научились создавать безопасные и экономичные модели. Быть может, не такие экономичные, как у нас, но все же...» — иронизирует шеф-дизайнер нового Mondeo Крис Хэмильтон. И как же Ford планирует теперь выделяться в этом мире одинаково хороших автомобилей?
В концерне решили, что в условиях продолжающегося кризиса автопрома лучшая защита — это нападение. Накануне Парижского автосалона в Амстердаме собралась вся верхушка европейского подразделения Ford — глава компании, пять вице-президентов, а также ведущие дизайнеры и технари, — чтобы выступить перед огромной аудиторией, состоявшей из 2500 представителей дилерских центров, а также журналистов. В модельном ряду фирмы происходят такие значительные перемены, что руководство «Форда» решило основательно растолковать публике, что ждет покупателей в будущем. Утверждается, что столь масштабного дебюта новых моделей еще не было в истории марки.
Дым, гигантский экран, автомобили, спускающиеся на тросах с потолка, — на шоу не стали экономить. Но с учетом того, что во втором квартале 2012 года убытки «Форда» в Европе составили $404 миллиона, не напоминает ли это пир во время чумы?
Хитрость тут в том, что, с одной стороны, производитель выводит на рынок большой ассортимент свежих разработок, а с другой стороны, нашел способ радикально сэкономить, отказываясь от разделения модельных линеек на американскую, европейскую, азиатскую, латиноамериканскую, как это всегда было. Новинок вроде много, а на самом деле гамма моделей и модификаций становится уже.
В прежние годы руководство компании придерживалось того мнения, что невозможно угодить потребителям всего мира сразу. Некоторые модели — Fiesta, Focus, Mondeo — были ориентированны, в первую очередь, на Европу. А, скажем, крупный седан, продававшийся в Америке под названием Fusion, не предназначался для Старого Света. Шесть лет назад ситуация начала меняться: была представлена стратегия One Ford, означавшая, что от этой практики начнут постепенно отказываться. Пришла пора избавляться от «дублей». Вместо двух кроссоверов — Escape и Kuga — стала выпускаться одна новинка. Аналогичным образом на смену европейскому Mondeo и американскому Fusion приходит единая модель. Дальше унификация продолжится. Если сегодня 43% машин Ford созданы на «глобальных» платформах, то за следующие пять лет эта доля должна вырасти до 71%, заявил на амстердамском мероприятии президент компании Алан Мулалли.
Ford Mondeo: эмоциональный контакт
По мнению создателя дизайна нового Mondeo Криса Хэмильтона, именно стиль машин — это то, что позволит компании выделиться в новом мире одинаково хороших автомобилей и воплотить в жизнь свой новый лозунг «Go further» — «двигаться дальше». Отныне делается ставка на эмоциональный контакт с потребителем. Глядя на свежую генерацию фордовской модели, стоит признать, что автомобиль не затеряется на фоне представленной недавно красавицы Mazda 6 нового поколения и других конкурентов. Отказавшись от прежнего фирменного стиля, именовавшегося «кинетический дизайн», фордовцы сумели найти для своих машин новый образ. Раздражавшая некоторых прежняя вычурность осталась в прошлом: автомобиль стал смотреться солиднее и спортивнее одновременно. Решетка радиатора навевает однозначные ассоциации с моделями Aston Martin, но едва ли кто-то скажет, что легендарная британская марка — неудачный образец для подражания.
Если прежний Mondeo был переростком класса D, то новинка еще немного увеличилась в размерах, и ее можно без всяких натяжек сравнивать с Toyota Camry и Nissan Teana. По длине, ширине и колесной базе Ford у них выигрывает! А перемены, произошедшие в «начинке» фордовской модели, пожалуй, даже более примечательны...
Фордовцы без ложной скромности утверждают, что поставили перед собой задачу стать лидирующей компанией по экономичности автомобилей и по снижению СО2 в выхлопе своих машин. Поэтому вместо базовой 1,6-литровой «четверки» Mondeo получит 3-цилиндровый мотор объемом всего 1 л. Причем, благодаря турбонаддуву, он даже несколько мощнее прежнего младшего мотора: 125 против 120 л.с. Новый агрегат уже успел получить престижную премию Engine of the Year.
Еще одно новшество по технической части — это появление гибридной и электрической версий. Последняя принадлежит к категории Plug-in Hybryd Electric Vehicle (PHEV), то есть позволяет совершать короткие поездки и разгоняться до 100 км/ч исключительно на электричестве, а когда заряд батарей истощается, в дело вступает традиционный мотор. Утверждается, что в смешанном цикле такая модификация будет потреблять всего 2,3 л бензина на 100 км.
Приятным для россиян техническим новшеством станет и появление полноприводной версии. Впрочем, пока Ford планирует предлагать трансмиссию 4×4 только для версии «универсал» с дизельным мотором.
Ford EcoSport: реинкарнация Fusion из Бразилии
Компактный кроссовер, который уже запускается в производство в Бразилии, а на наш континент попадет через 18 месяцев, призван конкурировать с такими вошедшими в моду моделями, как Nissan Juke и Kia Soul, а также выходящими на рынок Opel Mokka и Chevrolet Tracker. Интересно, что в свое время Ford был одним из первооткрывателей этого класса машин, запустив в 2002 году миниатюрный Fusion, однако тогда на Западе он не снискал успеха. А вот в Латинской Америке, где Fusion выпускался под именем EcoSport, решили развить идею: в прежние годы там вывели на рынок полноприводный Fusion, а теперь там же разработали полностью новую модель, которую, вероятно, ждет больший успех в России.
EcoSport построен на платформе «Фиесты», но он заметно крупнее. Этот кроссовер почти по всем параметрам больше, чем, скажем, Skoda Yeti. В длину он превосходит чешскую модель на 18 мм (4241 мм), в ширину — на 64 мм (2057 мм), а в высоту — на 5 мм (1696 мм). Уступает он лишь по колесной базе — 2521 мм против 2578 мм. Но чтобы дополнительно увеличить пространство внутри машины, создатели «паркетника» вынесли запаску на заднюю дверь.
Подобно большинству конкурентов Ford EcoSport будет выпускаться как в переднеприводной версии, так и с трансмисией 4×4. Гамма двигателей обещает быть довольно широкой, и вот тут 1-литровый турбированный агрегат мощностью 125 сил — на своем месте! Альтернативу ему составят атмосферные «четверки» объемом 1,5, 1,6 и 2 л, а также 1,5-литровый турбодизель. А если учесть, что представители Ford на презентации намекали, что по цене эта модель может быть сравнима с Renault Duster, то в нашей стране она однозначно будет востребована.
Ford Fiesta изменилась в лице
Изначально нынешняя Fiesta разрабатывалась совсем в иной стилистике, но теперь дизайнерам пришлось радикально переделывать ее «лицо» в соответствии с новым курсом компании. При том, что общий силуэт, двери, крылья, крышу трогать было нельзя, — задача нетривиальная. Прежде Ford уже успел показать «горячую» Fiesta ST, а теперь мы впервые увидели «гражданскую» версию, и надо признать: получилось броско.
Салон дорестайлинговой «Фиесты» был одним из самых интересных в классе, так что его трогать почти не стали. Но вот оснащение расширилось весьма серьезно. Фордовцы с гордостью отмечают, что их младшая модель получила массу оборудования, которое прежде встречалось только на машинах двумя классами выше. Речь о мультимедийной системе SYNC (главная ее особенность — управление через голосовые команды), о системе автоматического экстренного торможения и об «интеллектуальном» ключе зажигания MyKey. О последнем стоит рассказать немного подробнее. Эта опция позволяет родителям перенастраивать машину, если они дают ее детям, не имеющим большого опыта вождения. Можно ограничить максимальную скорость машины, запретить отключение ESP и не позволять выключить зуммер, предупреждающий о непристегнутых ремнях. Более того, MyKey запретит слушать музыку, пока водитель и передний пассажир не пристегнутся. Кстати, даже после пристегивания громкость может быть ограничена на протяжении всей поездки ради безопасности.
Ford Transit: стильные грузовики
Новый фургон Transit тоже вносит свой вклад в сокращение числа «дублирующих» моделей на разных рынках. Правда, наши покупатели ничего не потеряют, а вот за океаном эта модель теперь заменит Ford E-Series. В целом, перемены, произошедшие в семействе фургонов Transit и микроавтобусов Tourneo — подстать глобальной смене дизайна легковых моделей. Но, конечно, в линейке коммерческого транспорта — своя логика развития и свои дизайнерские находки.
Представители «Форда» поясняют: за рулем большого «Транзита» как правило работает наемный водитель, который не слишком беспокоится по поводу мелких повреждений кузова. Поэтому создатели модели позаботились о защите кузова некрашеным пластиком. А вот «каблучок» Transit Connect адресован владельцам малого бизнеса, которые чаще всего лично водят развозной фургончик, а в выходные ездят на нем, скажем, за покупками для семьи. Тут требования к дизайну совсем иные, и Connect вышел этаким модником. По меркам коммерческого транспорта, конечно. Его «лицо» с раскосыми фарами, широкой «пастью» решетки радиатора и выступающим спойлером внизу переднего бампера как будто намекает на родство с «горячими» хэтчбеками Focus ST и Fiesta ST.
То же, разумеется, можно сказать и о дебютировавшем на амстердамском мероприятии пассажирском Tourneo Connect. Эта модель будет выпускаться в 5- и 7-местном вариантах, и получит все те «чудеса техники», которыми обзавелись легковые «Форды» последнего поколения: мультимедийную система SYNC и ключ MyKey.
Среди гигантов мирового автопрома пока нет единого мнения относительно того, стоит ли делать ставку на «всемирные» автомобили, или же нужно подстраивать модельную линейку под специфику рынков. Так, например, руководство Volkswagen, представляя в прошлом году новое поколение седана Jetta, заявляло, что бессмысленно пытаться продать американцам европейскую модель и наоборот. В результате Jetta получила несколько внешне схожих, но очень разных по сути версий, отличающихся повадками на дороге, качеством отделки салона, шумоизоляцией, набором оборудования. Но Ford твердо решил идти иным путем.
Павел Ёлшин
Фото автора и компании Ford