Выделенная полоса, желтые номера, особый статус

В Москве прошел круглый стол, посвященный взгляду бизнеса на новую концепцию развития таксомоторных перевозчиков. Как мы убедились, требования и пожелания перевозчиков далеко не всегда однозначные

Власти Москвы должны создать условия для легальных таксомоторных перевозчиков, а также жестко бороться с компаниями, работающими нелегально. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного новой модели развития такси в Москве.

content image for: 38060

По словам председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Б. Коношенко, в настоящее время власти слишком мало делают для улучшения условий легальных таксомоторных компаний. К примеру, в столице до сих пор действует запрет для такси на выезд на полосу для движения общественного транспорта, что не только замедляет скорость передвижения по городу, но и мешает высадке и посадке пассажиров. Кроме того, Коношенко отметил, что главной проблемой остаются нелегальные перевозчики: они заполонили вокзалы и аэропорты, а борьба с такими лже-таксистами практически не ведется. Один из директоров даже рассказал, как его работниками была предпринята попытка подъехать к Курскому вокзалу и встать в общую очередь, как это принято в Европе. Попытка, как и следовало ожидать, натолкнулась на сопротивление «местных» и не увенчалась успехом.

content image for: 38060

И тут с руководителями таксомоторных компаний нельзя не согласиться. Лицензирование на таксомоторные услуги действует в России с 1 сентября 2011 года, получить лицензию индивидуальному предпринимателю не так уж и сложно, а в Москве с 13 апреля за нелегальные перевозки штрафуют на 5 000 рублей. Казалось бы, кому теперь должно быть выгодно заниматься нелегальным извозом? Однако на практике в этой сфере мало что поменялось — стоит подойти к краю проезжей части и поднять руку, как со всех сторон появляются «бомбилы». К тому же, правоохранительные органы недостаточно плотно занимаются именно таким типом нелегальных таксистов. Оно и понятно — куда проще заказать по Интернету такси, а потом уже по факту оштрафовать водителя за отсутствие лицензии или счетчика. Куда труднее поймать «бомбилу», работающего «от бордюра», ведь для этого факт незаконной деятельности еще надо доказать. А что делать, если такой таксист начнет отпираться и уверять, что он лишь подвозил друга или решил помочь бедному заблудившемуся прохожему и, разумеется, не думал брать с него деньги.

content image for: 38060

Впрочем, борьба с нелегальными перевозчиками — не единственный пункт, беспокоивший участников круглого стола. Много вопросов вызвала и сама концепция развития столичного такси. Так, бизнесмены выступили решительно против введения единого тарифа для всех перевозчиков. По их словам, подобная практика приведет к снижению конкуренции и качества предоставляемых услуг, а потребитель выиграет лишь в том, что будет четко знать порядок цен. Не понравилась участникам форума и идея привести все такси к одинаковому цвету и маркам автомобилей. И хотя директоры признали, что во многих городах мира такая практика действительно существует, по их мнению, она приведет лишь к удорожанию проезда, поскольку таксомоторным компаниям придется менять или, в лучшем случае, перекрашивать машины.

Конечно, требования ко внешнему виду автомобилей повлечет за собой увеличение расходов компаний. Вот только такси в других странах потому и считается общественным транспортом, что такие автомобили видно издалека, их нетрудно найти, а бороться за клиента компании предпочитают не демпинговыми ценами, а удобством автомобиля, вежливостью водителя и скоростью подачи машины. Нью-Йорк, Лондон, Париж, Мюнхен — мало ли городов со стандартным внешним видом такси можно привести. Однако даже пример столицы Белоруссии Минска может показать, насколько официальное такси может стать приятнее, даже несмотря на то, что бомбилы там никуда не делись.

content image for: 38060

P.S. Не покидает ощущение, что власти и бизнес просто играют друг с другом в некий пинг-понг. «Вы должны платить налоги и выдавать чеки!» — кричат одни. «Пустите нас на выделенные полосы!» — отвечают им другие. «Сначала сделайте машины одного цвета!» — доносится им в ответ. И при этом и те и другие забывают, что легальным такси начнут шире пользоваться тогда, когда человек сможет вызывать по телефону комфортный автомобиль, который видно издалека и ни с чем не спутаешь, а если «трубки» под рукой нет — сесть в такой автомобиль на специализированной стоянке. «Так чем же будут лучше легальные такси, если остановить «бомбилу» быстрее, удобнее и, главное, — дешевле?» — раздался вопрос из зала. Внятного ответа на него за время круглого стола так и не прозвучало.

Тимофей Исаев