«24 часа Ле-Мана». Судьбоносные круговые

Юбилейный, 80-й марафон «24 часа Ле-Мана» выиграл экипаж Audi. Но гонка могла сложиться иначе, если бы в её ход активно не вмешались... круговые

Ле-Ман, кольце Ле Сартэ, прошло пять часов ежегодного суточного марафона. Трибуны почти опустели – болельщики разбрелись по лавкам, магазинам, кафе, выставкам и аттракционам. Типичная картина для «24 часов Ле-Мана», где не протолкнуться только на старте и на финише гонки. Умиротворяющая атмосфера наводила на мысль – неужели юбилейный, 80-й «Ле-Ман» обойдётся без леденящих кровь аварий? Сглазили... Сначала режиссёр выхватил кадры, как из прототипа Toyota вылезает Энтони Дэвидсон. Спустя несколько секунд – повтор. Круговая Ferrari «режет» траекторию сине-белой TS030 Hybrid, контакт, Toyota взлетает в воздух, и через пару мгновений обе машины едва не разносят на куски отбойник. За голову схватились даже в павильоне Audi – они-то помнят, как в прошлом году в подобном эпизоде «убрали» R18 Майка Рокенфеллера!

content image for: 37495

Японцев из «Тойоты» было по-человечески жаль. Ведь они фактически спасли и интригу в «Ле-Мане», и новоиспечённый чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC). В середине января Peugeot неожиданно объявляет об уходе, оставляя Audi властвовать на французской земле. К счастью, незадолго до этого Toyota решила вернуться в Ле-Ман, за которым у них был должок – в 1999 году лишь взрыв покрышки не позволил им побороться за победу. Последующее больше похоже на сказку – весной они провели первые тесты, но до гонок шасси TS030 Hybrid так и не добралось, единственный тестовый прототип «разложил» Николя Ляпьер. С тех пор – ни одного «боевого» старта, сразу в омут с головой, фактический дебют состоялся на «24 часах Ле-Мана». Но, пропустив все этапы WEC, предшествующие «Ле-Ману», Toyota успела подготовить две машины к самой главной гонке сезона.

content image for: 37495

Тем удивительнее, что прототипы TS030 Hybrid отнюдь не выглядели мальчиками для битья, хотя противостояли им грозные Audi R18 e-tron quattro, уже прошедшие «обкатку» в гонке «6 часов Спа». И для обоих «гибридов» этот марафон должен был стать моментом истины. Способны ли они тягаться с проверенной дизельной и бензиновой техникой, будут ли надёжны? Любопытно, что немцы и японцы выбрали разные подходы. В Audi выбрали за основу R18 ultra, которую оснастили гибридной силовой установкой разработки Williams F1 (система схожа с KERS в Формуле-1), причём накопленная энергия через электромотор приводила... передние колёса. Впервые на старт «24 часов Ле-Мана» вышел дизельный гибридный полноприводный прототип!

content image for: 37495

Toyota выбрала другой путь – в основе TS030 Hybrid лежит атмосферный бензиновый V8 объёмом 3,4 литра, а накопленную в суперконденсаторах энергию электродвигатель передаёт на заднюю ось. То есть, Toyota, в отличие от Audi, всегда остаётся заднеприводной. Выглядит не слишком убедительно? Тем более, Audi, имея полноприводную трансмиссию, отнюдь не вышла за рамки минимально разрешённых правилами 900 кг. Но организаторы уравняли шансы, разрешив Audi передавать тягу на передние колёса только со скорости 120 км/ч. Впрочем, в «Ле-Мане» не запрещается использовать «трекшн-контроль».

content image for: 37495

В Audi всё же подстраховались на случай каких-либо неожиданностей, выставив на старт ещё и два «традиционных» дизельных прототипа R18. У «Тойоты» такой возможности не было, поэтому японцы в своём первом после возвращения «Ле-Мане» ожидаемо сделали ставку на надёжность – в тренировках лучшая TS030 Hybrid уступила самой быстрой Audi R18 e-tron quattro более 3 секунд. Однако в квалификации немцам уже пришлось попотеть – в итоге на старте одна из бело-синих «Тойота» смогла-таки разорвать строй Audi и пробилась на третью позицию, сократив отставание всего до секунды. Неплохо для дебюта! Думаете, первый ряд оккупировали «и-троны»? Как бы не так! Да, в «Ле-Мане» было суждено доминировать прошлогодним победителям – R18 e-tron quattro с «единичкой» на борту была недосягаемой до соперников. Но второе место заняла «обычная» R18 ultra.

content image for: 37495

Поначалу казалось, что борьбы за победу не будет – армада Audi унеслась вперёд от пары «Тойота». Но сначала в боксах задержалась R18 ultra под номером «4», а потом при обгоне кругового Porsche в первой шикане ткнулся в отбойник Ромэн Дюма (No3). Да, лидер оторвался уже более чем на минуту, но что такое 80 секунд по меркам «Ле-Мана»? Любая ступенька на подиуме для дебютной гонки была бы тойотовцам в радость, а тут сразу две машины в призовой тройке. Не судьба... В конце прямой Mulsanne Пьерджузеппе Пераццини решил, что в зеркала смотреть не обязательно и отправил Энтони Дэвидсона в полёт. Неопытный итальянец потом сидел на травке целым и невредимым, а британцу теперь предстоит залечивать компрессионный перелом двух позвонков.


На трассу, разумеется, выехали машины безопасности (в «Ле-Мане» из-за большой длины трассы используется несколько «сэйфти-каров»), которые больше часа водили за собой пелотон в ожидании, пока «коммунальщики» уберут повреждённые автомобили и починят отбойник. Зрители, сбежавшиеся на трибуны и прильнувшие к экранам после аварии Дэвидсона, предвкушали битву во время рестарта. И вот, наконец, дирекция гонки уводит «мигалки», маршалы вывешивают зелёные флаги, и пара Audi (с отставшим на круг номером «4») с «Тойотой» начинают свой прорыв через редуты скопившихся вместе круговых.

content image for: 37495

Одним из таких круговых оказался экспериментальный Nissan DeltaWing с 300-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра. Ехал он вне зачёта, но в квалификации каким-то чудом умудрился показать аж 29-е время из 56 участников, после чего внимание публики к этому любопытному образцу техники стало просто невероятным, людей как магнитом к нему тянуло – каждый норовил ткнуть пальцем в экран, где показывали DeltaWing, а трибуны неизменно провожали чёрный «треугольник» взглядом. Но во время рестарта Сатоси Мотояма, кажется, готов был сквозь землю провалиться, пока мимо него пролетали прототипы категорий LMP1 и LMP2. Катился себе спокойно по краешку трассы, стараясь не путаться под колёсами лидеров. Не помогло.


Казуки Накадзима, видать, так старался достать Audi, что не рассчитал манёвр и «пнул» Nissan DeltaWing, отправив его прямиком в бетонную стену. Благо, скорость там не особо высока, да и контакт был не сильным – пилоты никоим образом не пострадали. А вот технике досталось. И ещё неизвестно, кому из японцев от этого стало хуже. Nissan был вынужден досрочно завершить свой эксперимент, а Toyota... тут же отправилась в боксы. И это, увы, не было плановым пит-стопом. Оперативно починить задний обтекатель TS030 Hybrid не удалось, «семёрку» закатили в боксы, где она провела слишком много времени. Но даже финишировать «Тойоте» не удалось – в столкновении оказалась повреждена силовая установка. Дорого обошлась горячность Накадзимы его команде...

content image for: 37495


После этого происшествия гонка «24 часа Ле-Мана» превратилась в «17 часов Audi», но борьбу за победу вели уже только два экипажа – оба R18 e-tron quattro. «Единичка» уверенно лидировала, но её потихоньку настигали Алан МакНиш, Диндо Капелло и Том Кристенсен. И хотелось, чтобы выиграла именно титулованная «двойка». Почему? Да просто много красивых совпадений. Кристенсен стал бы девятикратным победителем «Ле-Мана», а для Капелло этот марафон был последним в карьере и наверняка итальянец хотел испить победного шампанского перед тем, как повесить шлем на гвоздь. Тем более, в воскресенье Капелло стукнуло 48 лет. Красиво мог уйти ветеран!

content image for: 37495

И, кстати, интрига эта сохранялась почти до самого финиша – два «и-трона» Audi менялись местами после пит-стопов, и кому в этой чехарде досталась бы победа, предугадать не мог никто. Ну, разве что доктор Вольфганг Ульрих, глава спортивного отделения Audi. Но и здесь судьбу гонки решила... круговая Ferrari. Более того, за три часа до клетчатого флага немцы едва не лишились сразу двух машин! Сначала в первой шикане в тот же самый отбойник «причалил» R18 ultra под номером «3». Только на этот раз Марку Жене никто не мешал. А на другом конце трассы, пока испанец ковылял на подбитой R18 ultra в боксы, при попытке обгона Ferrari вылетел Алан МакНиш! Контакт с рельсом безопасности был не слишком сильным, но шотландцу пришлось сделать лишний пит-стоп. Всё, финита.

content image for: 37495

В итоге одиннадцатую (!) победу Audi в Ле-Мане принёс экипаж, который ещё в прошлом году считался подающим надежды. Но теперь уже двукратные победители – Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе – доказали, что с ними придётся считаться признанным зубрам легендарной гонки. Им удалось избежать проблем с техникой, не было ошибок при обгоне круговых и в итоге R18 e-tron quattro с цифрой «1» намотала 5151,76 километров за 378 пройденных кругов. Вторыми финишировали Алан МакНиш, Диндо Капелло и Том Кристенсен, а тройку замкнули Оливер Джарвис, Марко Бонаноми и Майк Рокенфеллер. Тоже, разумеется, на прототипах Audi.

content image for: 37495

И, хотя все четыре Audi красиво финишировали вместе, четвёртое место досталось швейцарской команде Rebellion Racing. Николя Прост, Нил Яни и Ник Хайдфельд всю гонку были «лучшими среди остальных» и смогли не только удержать свои позиции, но и воспользоваться вылетом Марка Жене, которому потребовалось достаточно времени на ремонт, чтобы пропустить вперёд купе Lola B12/60 с мотором Toyota. Но, конечно, тягаться на равных с заводскими командами частникам не под силу. И вряд ли ситуация изменится в будущем в лучшую сторону.

content image for: 37495

Причина в росте интереса автопроизводителей к «Ле-Ману». Подвинуть Audi с насиженного первого места попытается и Toyota, которая, несомненно, будет представлять грозную силу и в следующем юбилейном марафоне – в 2013-м гонке стукнет 90 лет. Активны и другие японцы – Nissan и Honda обеспечивают моторами 15 из 20 прототипов LMP2, а через год к ним присоединится и Mazda, которая будет поставлять дизельные двигатели для машин той же категории. Возможно, что и французы из Peugeot «разморозят» свою программу, коли дела на европейском рынке у них наладятся. И не стоит забывать о рекордсмене «Ле-Мана», компании Porsche. Немцы, которые выигрывали на кольце Ле-Сартэ аж 16 раз, возвращаются в 2014 году в топ-дивизион LMP1. Эпоха возрождения «24 часов Ле-Мана»? Хотелось бы в это верить!

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» 2012:

В скобках указана позиция в классе

Вадим Гагарин
Фото автора и ACO

"
«24 часа Ле-Мана 2012». Лучшие моменты, часть 2
"
«24 часа Ле-Мана 2012». Лучшие моменты, часть 1
"
«24 часа Ле-Мана 2012». Вылет Ромэна Дюма (Audi)
Вадим Гагарин
Подпишитесь на нас