Opel Astra GTC. Солнце Майорки

Прежняя Astra OPC во многом обязана успеху эффектной внешности. Новая Astra GTC выглядит уж точно не хуже, но стала ли она лучше в другом? Выясняем это при личном знакомстве
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Предыдущее поколение Opel Astra GTC, несомненно, можно считать победой Opel. Пожалуй, это одна из немногих машин марки, которая заставляла душу встрепенуться от одного взгляда и разительно контрастировала с тогдашним модельным рядом компании. Приглянулась она и нашим соотечественникам. Шутка ли, в России на её долю приходилась треть продаж среди всех вариантов «Астры» – неслыханное дело для трёхдверки! В общем, Astra GTC подняла планку на высокий уровень. Но будет ли новое поколение Astra GTC столь же успешным? За ответами на этот и другие вопросы мы отправились на Майорку.

Средиземноморье... Если Москву в конце ноября поливает противный дождь, а небо словно перекрасили в серый цвет, то здесь – благодать. И рядок разноцветных хэтчбеков Astra GTC на парковке в аэропорту смотрится тут очень органично. Казалось бы, видели мы их уже – и на фотографиях, и на автосалоне во Франкфурте, где и состоялся первый показ GTC. Но в жёлтом «платье» да под ярким солнцем, щедро поливающим своими лучами самый крупный из Балеарских островов, Astra GTC чертовски эффектна.

Я наворачиваю круги вокруг GTC и не тороплюсь за руль, хочу рассмотреть в деталях. Ведь именно внешность предыдущей «Астры» GTC привлекала покупателей, как горящая лампа – мотыльков. В шоу-румах дилерских центров Opel толпились поклонники GTC, которые несли деньги и уезжали с улыбкой до ушей. Потом многие обжигались о неудобный салон, небольшой багажник или жёсткую до дискомфорта подвеску. Но всё это разбивалось о непрошибаемую силу красоты. Так что у Марка Адамса, шеф-дизайнера европейского отделения Opel, не было права на ошибку. Боюсь, его бы просто разорвали фанаты GTC.

И британец не сплоховал! То ли он готовил себе подарок на юбилей (в этом году он отмечает 50-летие), то ли и впрямь нашёл неисчерпаемый источник вдохновения, то ли на меня так действует солнце Майорки, но я не могу остаться равнодушным – Astra GTC явно удалась. Динамичные линии, «лезвие ножа» на двери, ставшее фирменным штрихом после появления Insignia, дверная ручка, которая, словно катер, рассекает «водную гладь» боковины и делит её на две части. Верхняя подштамповка продолжается до задних фонарей – они здесь куда эффектнее, чем у обычной «Астры». А как вам «мускулистые» колёсные арки? Особенно хороши задние, которые кажутся очень широкими из-за характерных стоек кузова.

Радует и то, что пассажиры отныне не являются заложниками соблазнительных форм кузова. Прежде чем оказаться за рулём, я и мой напарник, Антон Ширяев из журнала «Автомобили», придирчиво изучили багажник и заднее сиденье. Ура! Да, пробираться назад по-прежнему неудобно, но теперь даже взрослые люди не будут упираться головами в крышу. И места для ног достаточно. Стал больше и грузовой отсек, а за доплату (2 500 рублей) он будет оснащён двойным полом FlexFloor.

А спереди Astra GTC ничем не отличается от хорошо знакомой нам пятидверной Astra. Разве что вставки на руле в местах хвата обтянуты не обычной кожей, а перфорированной. За что ещё критиковали прежнюю GTC? За неудобные штатные кресла и плохую обзорность, причём как вперёд, так и назад. Всё это, словно по мановению волшебной палочки, чудесным образом изменилось. Опциональные сиденья с ортопедическим сертификатом немецкой ассоциации AGR великолепны, а за рулём уже не кажется, что ты управляешь танком – даже на закрученных серпантинах Майорки претензий к обзору вперёд не возникало.

Правда, в стандартных креслах «поездить» не удалось – ими были укомплектованы только машины с двухлитровым турбодизелем (165 л.с.). А эта версия неактуальна для нашего рынка, так как российские чиновники в очередной раз отменили переход на топливный стандарт «Евро-3» (до 2014 года), поэтому опелевцы засомневались в возможности эксплуатации «Астры» с мощным дизелем на всей территории России и будут дополнительно изучать этот вопрос. Так что у нас предлагают только 130-сильный вариант этого же двигателя, но такой модификации на тесте не было. Оставались лишь бензиновые GTC с единственным мотором.

Зато каким! Это самый мощный на настоящий момент вариант Astra GTC – под капотом 180-сильный турбомотор объёмом 1,6 литра. Да, он уже засветился на пятидверной «Астре» и, в общем-то, не нов. Но есть важное отличие – на GTC он сочетается исключительно с шестиступенчатой «механикой». Что ж, поездка по «затычным» дорожкам обещает быть весёлой.

Тем более, сцепление здесь настроено удачнее, чем на «Астре» 1.4 Turbo, да и рычагом КПП пользоваться приятно, хотя он и не балует оружейной чёткостью. Но где динамика?! 180 «турбокобыл» с «ручкой» – заведомо драйверское сочетание, однако Astra GTC разгоняется напористо, но без огонька и совсем не радует занудным жужжанием мотора. Открываю инструкцию. Что ж, всё подтверждается – 8,3 секунды до «сотни» и 220 км/ч максимальной скорости. Например, 160-сильный Volkswagen Scirocco по паспорту должен выполнять тот же норматив за 8 секунд.

Ответ нужно искать в тех же самых паспортных данных. Оказывается, Astra GTC даже с базовым для Европы двигателем (1.4 турбо, 140 л.с.) и без дополнительного оборудования весит 1393 кг с учётом массы водителя. А в графе 1.6 Turbo стоит и вовсе пугающая цифра – 1471 кг! Почему так много? На то есть причины. Astra GTC стала крупнее машины предыдущего поколения. Кроме того, она заметно тише, хотя на абразивных шоссе Майорки нещадно голосят шины Bridgestone Potenza S001 шириной аж 235 мм. Колёсные диски у GTC – минимум 17-дюймовые, а на тестовых машинах были установлены и вовсе «19-е»! И ещё у трёхдверки на 8 кг тяжелее шасси.

На презентации нам продемонстрировали переднюю и заднюю подвески пятидверной «Астры» и версии GTC. Конечно, механизм Уатта сзади никуда не делся – здесь по массе паритет, а вот спереди «прописались» стойки HiPerStrut от Insignia OPC. По сути, это обычные стойки типа МакФерсон, но амортизаторы не поворачиваются вместе с кулаками. Обычно такая схема используется на мощных переднеприводных хэтчбеках (Renault Megane RS, Clio RS, Ford Focus RS), чтобы уменьшить паразитные моменты на руле при полностью открытом дросселе и улучшить управляемость за счёт меньшего плеча обкатки. Но HiPerStrut входит в оснащение любой модификации Astra GTC!

Неудивительно, что на горных дорожках даже не вспоминаешь о сравнительно высокой массе. Шпилька, вторая передача, разгон «в пол», третья, снова вторая. Не дорога, а раллийный спецучасток. Жаль только, что очень узкий. В общем, довольно скоро мы сбросили скорость – на серпантинах попадается не только встречный трафик, они ещё изобилуют баранами и козами. И вряд ли организаторы оценили бы «подарок» в виде тушки для шашлыка.

Контраст с пятидверной «Астрой» разительный. Помнится, я сетовал на «пустой» руль, вынуждающий ехать в поворотах практически на ощупь, да и отклики на газ в версии 1.4 Turbo были далеки от желаемых. В GTC всё исправлено! «Баранка» в меру информативна даже в самом расслабленном режиме Tour опционального адаптивного шасси FlexRide, а в Sport наливается заметным усилием. Плюс обостряются реакции на действия акселератором, и, похоже, дроссельная заслонка открывается на больший угол при неизменном положении правой педали.

Отрадно, что настроить режимы работы подвески, дросселя, усилителя руля и изменения подсветки приборного щитка можно индивидуально. Например, сделать так, чтобы при нажатии кнопки Sport руль становился «плотнее», а подвеска оставалась в более комфортном режиме. Хотя, надо признать, даже в «зажатом» состоянии Astra GTC не вытрясает всю душу. Более того, она не жёстче пятидверной «Астры», а Astra-то как раз удивила своей плавностью хода в российских условиях.

Я не зря упомянул выше своего напарника по экипажу – у Ширяева до недавнего времени была Astra GTC предыдущего поколения. И в конце теста он бегал с горящими глазами, терзая представителей Opel вопросами, когда машина доберётся до России. Его можно понять – новая Astra GTC стала во всех отношениях лучше предшественницы и отнюдь не растеряла ярких черт во внешности. За ужином Сергей Офицеров из отдела маркетинга европейского офиса Opel подтвердил – у нас GTC появится ещё до новогодних праздников! Ему вторит Томас Велш, руководитель проекта Astra GTC: «Российский рынок для GTC очень важен. Мы рассчитываем на третье место по продажам после Великобритании и Германии».

Кстати, базовым для России станет 140-сильный атмосферный двигатель объёмом 1,8 литра – тот же, что ставился и на прежние «Астры». Ожидается, что его будут выбирать покупатели, не уверенные в надёжности турбомоторов на нашем топливе (планируется, что 15-20% продаж придётся на эту модификацию). Цена – от 696 900 рублей за комплектацию Enjoy с механической КПП.

Ступенью выше – более экономичная и тяговитая Astra GTC с турбомотором 1.4 той же мощности. Она обойдётся минимум в 716 тысяч рублей. И только эта версия с бензиновым двигателем предлагается с шестидиапазонным «автоматом» (доплата 35 000 рублей). 180-сильная Astra GTC с «механикой» стартует с 771 000 рублей. Для неё АКПП пока не предусмотрена – опелевцы говорят, что с такой коробкой достаточно и 140 сил. Но, скорее всего, дело в другом – в Европе такой модификации попросту нет, а специально для нас производить её вряд ли будут.

Astra GTC с дизельным 130-сильным двигателем предлагается только в топ-комплектации Sport и стоит от 826 900 рублей. И её можно купить с «автоматом». Кстати, Astra GTC с дизелем и АКПП (от 861 900 рублей) получается всего на 21 900 рублей дороже модификации 1.6 Turbo (c «механикой»), хотя имеет 350 Н∙м крутящего момента против 230 Н∙м и существенно экономичнее. Точных цифр для этой версии мотора пока нет, но расход явно будет меньше, чем заявленные 9,3 л/100 км в городском цикле у GTC 1.6 Turbo.

Что ж, оптимизм опелевцев можно понять. Astra GTC имеет все шансы стать бестселлером. Во всяком случае, слагаемые успеха на месте: привлекательная внешность, приятное поведение на дороге, разумные цены. Которые, кстати, могут стать ещё ниже или, хотя бы, не вырасти заметно в следующем году – у Opel есть производственные площадки в России. Но решение о российской сборке будут принимать, исходя из продаж. И, сдаётся мне, Astra GTC оправдает ожидания.

Opel Astra GTC ОРС

«Заряженная» Astra GTC OPC дебютирует только весной, на автосалоне в Женеве, но в рамках теста GTC нам показали и её. Агрессор!

Под капот заглянуть не удалось, но уже известно, что там скрывается двухлитровый турбомотор, который выдаёт 280 сил и 400 Н∙м крутящего момента. Очевидно, что она будет быстрее прежней OPC, которая, напомним, разгонялась до «сотни» за 6,4 секунды и достигала 244 км/ч.

О ценах пока говорить рано, но в России новинка обещается к началу лета. Похоже, сезон-2012 будет жарким!

БЕЗОПАСНОСТЬ

Совсем недавно Opel Astra GTC подверглась испытаниям ассоциации Euro NCAP. Обошлось без сенсаций – машина уверенно заслужила пятизвёздочный рейтинг, заработав 91% в тесте на защиту взрослых пассажиров, 79% за защиту детей и 50% за защиту пешеходов. Кроме того, эксперты отметили инновационные для этого класса систему Opel Eye и адаптивную оптику AFL+.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Opel

Конкуренты

Соперников у стильной Opel Astra GTC не так и много – в обзор мы включили только те хэтчбеки, чьи формы напоминают о спортивных купе. Впрочем, одно доступное купе мы всё же добавили – это ближайший «родственник» хэтчбека KIA Pro_cee’d, открывающий наш «хит-парад».

KIA Pro_cee’d

В отличие от «Астры», никакого разнообразия потенциальным покупателям Pro_cee'd не предлагает – машина доступна только со 126-сильным двигателем объёмом 1,6 литра. На выбор только коробка передач: шестиступенчатая «механика», либо четырёхдиапазонный «автомат» (мощность в этом случае падает до 122 л.с.). Динамику, естественно, едва ли назовёшь соответствующей внешности автомобиля – с «ручкой» Pro_cee'd достигает «сотни» за 10,8 секунды. А с «автоматом» и вовсе за 11,9. Да и комплектация только одна – Prestige за 699 900. Доплата за «автомат» составляет 40 тысяч рублей.


Причём для Pro_cee'd не предлагаются ни ксеноновые фары, ни навигационная система, ни кожаный салон, ни мощная аудиосистема, да и колёсные диски без вариантов – только 16-дюймовые. Зато до 31 декабря на машину действует специальное предложение: скидка на Pro_cee'd 1.6 МТ составляет 10 тысяч рублей, а на 1.6 АТ – 20 тысяч. Не иначе, сделали это для того, чтобы «кореец» оказался хоть на йоту, но дешевле Opel Astra GTC.

KIA Cerato Koup

Ещё один «кореец» может похвастать настоящим кузовом купе, то есть двумя дверьми и отдельной от стекла крышкой багажника. И тем, кому понравилась вполне привлекательная внешность Cerato Koup, предлагается куда более широкий выбор модификаций, нежели для Pro_cee'd. База похожа – 126-сильный 1.6 с «механикой» (719 900 рублей) или «автоматом» (759 900 рублей), причём АКПП здесь уже шестидиапазонная.

А на вершине гаммы – Cerato Koup с двухлитровым двигателем мощностью 150 л.с. С «механикой» такое купе за 799 тысяч рублей разгоняется до «сотни» уже за 9,1 секунды, с «автоматом» (829 900 рублей) – на 0,7 с медленнее. Топ-исполнение Prestige доступно только с мотором 2.0 и АКПП и потянет уже на 899 900 рублей. Причём на Cerato Koup никаких спецпредложений нет.

Volvo C30

Удивительно, но «начальная» версия Volvo C30 1.6 (100 л.с.) обойдётся ровно в такую же сумму, что и KIA Pro_cee'd – 699 900 рублей. Конечно, шведский хэтчбек оснащён беднее, но считается более престижным. Главный же минус в том, что C30 1.6, независимо от комплектации (а их ещё две) доступен исключительно с механической 5-ступенчатой коробкой.

А вот двухлитровый (145 л.с.), наоборот, сочетается только с преселективным «роботом» Powershift с двойным сцеплением – такая C30 стартует уже с 859 900 рублей в исполнении Base, а топ-комплектация Summum потянет на 1 009 900 рублей. Есть в гамме и «заряженная» версия T5 R-Design с аэродинамическим обвесом и 230-сильным турбомотором объёмом 2,5 литра. Но такой «овёс» дорог – от 1 313 900 рублей. Доплата за 5-диапазонную АКПП составит ещё 73 тысячи.

Renault Megane Coupe

Французы в этом сегменте предлагают Megane Coupe – машина доступна с одним из двух двигателей (1.6 110 л.с. или 2.0 140 л.с.) и в одной из двух комплектаций (Dynamique или Privilege). Цены начинаются с 710 тысяч рублей за 110-сильный хэтчбек с «механикой». Версия Dynamique с аналогичным силовым агрегатом обойдётся на 40 тысяч дороже, но дополнительно включает в себя поворотные биксеноновые фары и комбинированную обивку салона.

Двухлитровые «Меганы» предлагаются только с бесступенчатым вариатором и стоят от 830 тысяч за Dynamique и от 870 тысяч за Privilege. В списке опций – панорамная крыша, навигационная система и система комфортного доступа. А главное, уже весной в продаже появятся «заряженная» версия Megane RS. Причём французы обещают весьма привлекательные цены – так, за хорошо оснащённый 250-сильный хэтчбек (R18, 4-поршневые тормоза Brembo, двухзонный «климат», биксеноновые фары, «парктроник» и т.д.) попросят от 1 125 тысяч рублей. В списке опций: дифференциал повышенного трения, лёгкие «ковши» Recaro, более жёсткое шасси, панорамная крыша и «музыка» Bose. Впрочем, это уже прямой конкурент будущей «ракете» Opel Astra OPC.

Volkswagen Scirocco

Пожалуй, основной соперник новой Astra GTC. Но цены шокируют. Scirocco с «механикой» и 122-сильным турбомотором объёмом 1,4 литра обойдётся как минимум... в 923 тысячи рублей! Почти на 140 тысяч дороже аналогично оснащённой «Астры»! А 160-сильный Scirocco (1.4 с компрессором и турбонаддувом) потянет и вовсе на 1 038 000 рублей (+ 68 000 рублей за семиступенчатый «робот» DSG с двойным сцеплением).

VW Scirocco с 210-сильным двухлитровым турбомотором – он на 138 тысяч дороже 160-сильной версии с «роботом». Но, во-первых, он быстрее (7,1 с до «сотни» против 8,0 и 233 км/ч против 218 км/ч. А во-вторых, DSG здесь шестиступенчатая, она способна «переварить» больший момент и считается более надёжной, чем семиступенчатый агрегат. 265-сильный вариант Scirocco R у нас не предлагается.

ИСТОРИЯ

Формально, машина на фотографиях – это не трёхдверный хэтчбек, а самое настоящее купе. Но именно оно стало первой «Астрой» с эффектным кузовом. Разрабатывали его в известном итальянском ателье Bertone, причём машина выпускалась там же вручную (!). Opel Astra Coupe выпускался с 2000 по 2005 годы и имел в гамме «заряженную» 200-сильную версию с двухлитровым турбомотором.



В 2005-м на свет появилась первая Astra с индексом GTC. Тогда никто не верил, что смелый концепт-кар в итоге почти в первозданном виде попадёт на конвейер. Но именно так и произошло, и трёхдверка со спортивными формами покорила немалое число людей. Вершиной гаммы была 240-сильная Astra GTC OPC и её специальная версия Nurburgring Edition.

Вадим Гагарин

Opel Astra GTC