Экскурсия в будущее. Nissan LEAF

Венец своих электрических технологий ниссановцы привезли лишь для того, что чтобы показать журналистам и дать им немного покататься по закрытой территории Лужников, а потом провезти по всей России — пусть народ дивится!

Похоже, эра электромобилей уже находится не за очень высокими горами — за последнее время в России представили сразу три новинки на «батарейках». Сначала мы протестировали Mitsubishi i-MiEV, затем была презентация пары Renault, а следом свое видение этого перспективного жанра продемонстрировал и Nissan. Японцы привезли к нам европейский и мировой «Автомобиль года — 2011» LEAF. Пока, правда, на машину у представительства «конкретных планов нет» (дословно). Венец своих электрических технологий ниссановцы привезли лишь для того, что чтобы показать журналистам и дать им немного покататься по закрытой территории Лужников, а потом провезти по всей России — пусть народ дивится!

LEAF дебютировал в 2009 году, а продаваться начал год спустя. Сейчас электромобиль можно приобрести на рынках Японии, США, Великобритании, Ирландии, Нидерландов и Португалии. Всего за время выпуска было продано около 7,5 тысяч «листиков». В отличие от чудаковатого заднеприводного малыша i-MiEV, LEAF — автомобиль полноценный. Причем немаленький. По габаритным размерам — это полноценный представитель сегмента C, причем солидно разросшийся, одной ногой в D. Длина — почти 4,5 метра, колесная база — 2,7. Да и багажник получился просторный — 330 литров. Его можно немного увеличить, сложив задний ряд сидений.

Благодаря компактным размерам электромотора и меньшему количеству навесного оборудования, объем моторного отсека тут скромнее, чем у классической легковушки, что в некотором роде обусловило дизайн по типу cab forward. Литиево-ионные батареи размером 1570×1190×260 мм и массой в 300 кг расположены в базе, под полом и на объем багажника не влияют. Конечно, батареи обеспечивают солидную прибавку к общей массе, но их низкое расположение благотворно влияет на снижение центра тяжести автомобиля.

Электромотор тут трехфазный, синхронный и, конечно же, переменного тока. Сделанный в Японии, электродвижок выдает 109 л. с. уже с 2730 об/мин и 280 Н∙м с первого оборота. Японцы любят подчеркивать, что тяга у него — как у 2,5-литрового V6. Двигатель обеспечивает разгон до сотни за 11,9 секунд и максималку в 140 км/ч. Заявленный запас хода — около 175 км. Однако этот показатель может сильно изменяться в меньшую сторону в зависимости от манеры вождения или того, в каком режиме работает климат-контроль («печка» тут — второй по значимости убийца электроэнергии после мотора). А впоследствии — еще и в зависимости от возраста батарей.

При первой встрече LEAF не производит какого-то сногсшибательного или футуристического впечатления. Обычный пятидверный хэтчбек, выполненный во вполне ниссановской стилистике. Разве что, как и любой электрокар — с почти наглухо «задраенной» мордой. Разве что раскосые большие передние фары аэродинамической формы да оригинально решенная задняя часть способны хоть как-то привлечь внимание. Для все еще сомневающихся — надпись Zero Emission на пятой двери.

Усаживаюсь в салон. Выполнен интерьер отлично! Светлые и уютные тона, хорошие материалы, пухлые удобные кресла. Если сравнивать с тем же i-MiEV — небо и земля. Mitsubishi в силу своей аскетичности и малых размеров воспринимается как экспериментальная поделка, а LEAF — большой удобный и практичный автомобиль. Места достаточно как спереди, так и сзади. При росте почти 190 см я сажусь сам за собой без проблем. И только потолок немного давит на макушку.

Впрочем, обратно за руль! Машина активируется, когда брелок с чипом находится в салоне, а палец нажимает на кнопку старта. После чего, положив руку на крайне оригинальный селектор КПП, надо сдвинуть его в нефиксируемое положение Drive. Отпускаем тормоз — можно ехать. Если вы когда-то управляли гибридом, то абсолютно бесшумный старт вас не удивит. Удивит то, как бодро весело и бесступенчато при полном отсутствии шума автомобиль ускоряется дальше.

На той части набережной, которую специально отгородили от остального потока конусами, мне удалось достаточно быстро выжать из него 120 км/ч по спидометру. Тяга — троллейбусная, ускорение — в едином порыве. Дозировать мощность несложно. А в повороте, если передавить педаль «тока», колеса быстро срываются в небольшую пробуксовку, которую осекает система стабилизации VSC.

В остальном LEAF — обычный автомобиль. Он достаточно приятно рулится (нюансов понять не удалось, уж больно маленьким был маршрут пробега), не слишком сильно кренится и практические не клюет носом (спасибо низкому центру тяжести). В нем удобно и комфортабельно, и обзорность хорошая. Да и замедляется машина уверенно. Правда, как и у всех автомобилей с рекуперативной системой торможения тут можно почувствовать некую «ступенчатость» по обратной связи на педали тормоза.


Не удалось мне протестировать и ряд других эксплуатационных моментов, а именно — как, например, влияет включение кондиционера на запас хода. Инструктор делать мне это запретил, так все время теста машины проводили на одной зарядке, а толком подзарядиться у нас в Москве можно только на одной опытной электрозаправке, на Садовнической улице. Заморочка со стандартной 220-вольтовой розеткой (для чего, кстати, в комплекте с машиной идет переходник) стоит нескольких часов потраченного времени (для полной зарядки — 8 часов).

Тем не менее, можно предположить, что с хорошей загрузкой, в жару или холод (когда за счет электричества нужно либо греть, либо охлаждать) в городских пробках вы вряд ли проедете заявленные 175 км. Скорее всего, беззарядочный маршрут в таком случае будет колебаться около отметки в 100 км. Опционально машину можно оснастить небольшой солнечной батареей на антикрыле пятой двери. Если повезет и день будет безоблачным, то за ее счет можно будет питать сигнализацию и развлекательные системы автомобиля.

Еще обратила на себя внимание развитая мультимедийная составляющая LEAF. У машины есть большой тач-скрин дисплей, на который выводятся показатели экономичности, система показывает сколько «сжигает топлива» кондиционер или, как много вы накопили километров за счет рекуперативного торможения. LEAF можно подключить к современному смартфону или переносному компьютеру. Удаленно запрограммировать время зарядки или, например, попросить прогреть или охладить салон к приходу хозяина. В общем, этот автомобиль еще и модный гаджет.

Ну и в заключении о цене. Понятно, что ее никто не озвучил, так как в России машину продавать пока не собираются. Но сравнение на будущее означено. Если бы LEAF продавался у нас в стране, то его цена могла бы «конкурировать с автомобилем С-класса с дизельным двигателем в полной комплектации». Что ж, если это действительно было бы так, что LEAF стал бы интересным и конкурентоспособным предложением. Гораздо более адекватным, чем странный малыш Mitsubishi i-MiEV за почти 1,8 миллиона рублей. И еще — мы ждем от правительства льгот и развитую сеть заправок. Вот тогда эксплуатация электрокара может стать действительно увлекательной альтернативой безжалостно чадящим, но таким привычным и удобным бензиновым автомобилям.

Безопасность

Nissan LEAF стал первым электромобилем, который получил 5 звезд в ходе проверки пассивной безопасности по методике Euro NCAP. В ходе исследования было отмечено, что силовая структура несущего кузова одинаково хорошо защищает не только пассажиров, находящихся в салоне автомобиля, но и пласты литиево-ионных батарей, которые расположены под полом в специальном отсеке. Риск утечки высоковольтного напряжения сведен к минимуму. От себя добавим, что система безопасности автомобиля автоматически размыкает элетрическую цепь в случае ДТП.

Леонтий Тютелев
Фото компании Nissan

Подпишитесь на нас