21 ноября
Nissan X-Trail 2.5 CVT 4WD
Если вам нужно просто ехать и у вас есть лишние 2 млн., берите смело. Если вы хотите комфорта, который ожидаете от автомобиля такого класса и за та...
2.8
3 декабря
Nissan Teana 2.5 CVT
машина 2008 г. Япония. пробег 360000 км! за 10 лет. масло не ест. за 10 лет не менял ни свечи ни аккумулятор. не ремонтировал мотор. правда все ма...
3.8
Другие отзывы о NissanВсе отзывы
26 июля 2011 12:47, Безопасность, Автошкола

Магия заносов

Постигаем азы контролируемых скольжений на легендарной «дрифт-машине» Nissan Silvia S15

Дрифт! Для многих это слово ассоциируется с картинами из фильма «Форсаж» или заставок к видеоиграм – разукрашенные спортивные машины «облизывают» повороты на приличных скоростях, двигаясь в эффектном заносе с дымом из-под колёс. Красота, в общем. И со стороны кажется – легко. Даже недоумеваешь, почему дрифт считается одной из дисциплин автоспорта. Баловство же в чистом виде. Но вот я сижу в «ковше», пристёгнутый четырёхточечными ремнями, руки усердно вращают замшевый руль, а «моё» бело-оранжевое купе Nissan Silvia упорно отказывается делать то, что я хочу!

Школа «МастерКласс» и раньше предлагала программу «Дрифт», но занятия проводились на машинах учеников. А теперь у них появился настоящий боевой аппарат — Nissan Silvia, подготовленный по классу Drift-PRO. На бумаге это выглядит несколько дороже — 9500 рублей за 1 час обучения основам дрифта против 12 900 за 3,5 часа на своей машине. Но цена включает в себя стоимость шин, да и личный автомобиль насиловать асфальтовыми скольжениями не нужно

Предложение ощутить всё на собственной шкуре было неожиданным – нам позвонили старые знакомые из школы вождения «МастерКласс» и предложили попробовать их новую программу. Конечно же, упрашивать меня не пришлось. Тем более, постигать азы дрифта нужно было на машине, сделанной по всем законам жанра. Под капотом «Сильвии» – двухлитровый турбомотор, форсированный до 340 «лошадок», а вся мощь обрушивается на задние колёса. Коробка передач – естественно, механическая.

Изначально дрифт зародился в Японии, а популярным этот способ прохождения поворотов стал в конце 80-х. Конечно, способствовали росту интереса не только успехи Кейичи Цучии (которого называют не иначе как «Король дрифта»), но и целый выводок доступных и мощных заднеприводных автомобилей для местного рынка. Это легендарная Toyota Corolla AE86, Mazda RX-7 и, конечно, Nissan Silvia и их вариации. Любят дрифт и в США, да и в России это движение набирает обороты – на территории нашей страны уже проводятся серьёзные соревнования 

Первое упражнение – банальный слалом. Зачем? Чтобы привыкнуть к машине! Жёсткая регулируемая подвеска, отсутствие усилителя руля и дифференциал в заднем редукторе, который блокируется и при разгоне, и при торможении, наделяют «Сильвию» весьма строптивым характером. Плюс большая турбина (двигатель-то прибавил почти сотню сил!) с «ямой» до 4 тысяч оборотов и это обязательно надо учитывать при попытке сорвать автомобиль в занос тягой.

Садиться в каркашенный Nissan так же «легко», как и в любую другую боевую машину. Перелезаешь через трубы, плюхаешься в тесное кресло и намертво фиксируешь себя ремнями. Руль, кстати, левый, хотя в этом кузове (S15) выпускались исключительно праворульные купе. Но перенести «баранку» было не так сложно — салон как таковой тут отсутствует, а управление в «дрифт-карах» всё равно приходится дорабатывать, чтобы колёса поворачивались на больший угол. Шкала тахометра, где «рабочая» зона начинается с 4 тысяч оборотов, недвусмысленно намекает на характер двигателя

А сделать это не так-то просто. Облегчённая Silvia на цепких шинах (спереди – настоящий гоночный слик Dunlop, сзади – недорогой Federal) цепляется за асфальт, как приклеенная! При этом реакции очень быстрые – Nissan остро реагирует на любые действия водителя и изменение баланса машины. Первое время прохождение «змейки» кажется издевательством. Едешь быстро, Silvia идёт, как по рельсам – «держак» фантастический, ни о каких скольжениях нет и речи.

Обычно на передней и задней оси используются разные шины. Задача передних — обеспечить максимальное сцепление с дорогой (на «нашем» Ниссане стояли гоночные слики Dunlop). Но это не означает, что назад можно поставить «Таганку». Шины должны быть низкопрофильными и иметь каркас с прочными боковинами, иначе можно «разуться». Плюс ко всему протектор должен выдерживать высокую температуру (колесо же всё время буксует!). Поэтому даже на заднюю ось приходится ставить спортивные шины. В последнее время дрифтеры часто отдают предпочтение относительно недорогим «полусликами» марок Hankook, Kumho, Federal, Nitto.

Потом понимаешь, что надо ускоряться ещё. Для того, чтобы перекладывать «Сильвию» в заносе влево-вправо, нужна инерция. И вот тут начинается… Предел очень высок, машина цепляется до последнего, но срыв происходит намного резче и быстрее. Причём и сцепление с дорогой восстанавливается точно так же быстро! Чуть опоздал с коррекцией рулём – либо косишь вешки, либо попросту «выпадаешь» из траектории и приходится сбавлять темп, вставать на путь истинный и снова пытаться заставить скользить заднеприводную бестию. Фух…

Двухлитровый двигатель форсирован с 250 до 340 лошадиных сил. Интеркулер расположен сверху — это минимизирует стоимость ремонта в случае контакта с барьером на соревнованиях

20 минут мытарств на «змейке» и из-за руля вылезаешь насквозь мокрый. Жара, кондиционера нет, а крутить «баранкой» приходится с бешеной скоростью. К счастью, специально для учеников в «Сильвии» лежат перчатки – иначе можно стереть руки о замшевый «бублик». А голова недоумевает – как же так, вроде бы со стороны всё так легко, а на самом-то деле на асфальте всё гораздо сложнее, нежели на снегу или льду. Зимой мы лихо носились на 4-миллиметровых шипах и делали всё, что хотели с заднеприводными Porsche на курсе Ice-Force. Но там фазы скольжений сильно растянуты и сорвать машину можно на куда меньшей скорости, поэтому исправлять собственные ошибки проще.




Следующий пункт – 90-градусные повороты. Как проходить их в заносе? Есть несколько способов. Можно хорошенько «пнуть» педаль газа на входе, и задняя ось из-за избытка тяги уйдёт в скольжение. Можно выжать сцепление, поднять обороты коленвала и резко отпустить левую педаль – эффект будет аналогичный. Ещё вариант – воспользоваться «ручником» (благо, он тут гидравлический, так как тросы обычно растягиваются или рвутся). А на более высоких скоростях уже можно использовать инерцию во благо – как и в ралли, в дрифте никто не запрещает раскачивать машину контрсмещением, тормозить в повороте или «играть» балансом при условии соответствующих настроек автомобиля.
«Аутентичный» дрифт – это только скольжение заднеприводного автомобиля на асфальте и никак иначе. Поэтому потуги ездить с «ручником» на переднем приводе зимой к дрифту не имеют никакого отношения. Как, впрочем, и прохождение поворота в заносе на машине с полноприводной трансмиссией

Какая наиболее эффективная? Да все! Нет никаких рамок, пилот волен сам выбирать, как именно ему жечь шины, а на соревнованиях используются любые комбинации. Главная задача – «зацепить» переднюю ось (именно поэтому спереди всегда ставят слик или «псевдослик») и разгрузить заднюю. Без соблюдения этого правила никакого дрифта не получится. Следует сразу оговориться, что начинать нужно с базовых способов, ибо слишком легко «разложить» машину, если увлекаться скоростью.

Как и в любом спортивном курсе, новичкам путь сюда заказан. Минимальные требования — стаж вождения от 3 лет, владение навыками скоростного руления и уверенные навыки обращения с «механикой». Кроме того, есть ограничения по «физическим» показателям — в гоночные «ковши» влезет далеко не каждый. Плюс предусмотрена материальная ответственность за повреждение автомобиля по вине ученика

Мне до профессиональных дрифтеров далеко, поэтому начинаю с азов. Задача – «облизать» в заносе виртуальный 90-градусных поворот, апекс которого обозначен конусом. Подъезжаем, бросаем газ, чтобы загрузить переднюю ось, одновременно с этим поворачиваем руль и снова утапливаем правую педаль. «Корма» срывается в скольжение. Эффект достигнут? Как бы не так! Руки, привыкшие к быстрой коррекции заноса, не дают машине скользить столько, сколько нужно! Реакция «ловить» убегающую заднюю ось записана уже на подкорке. От этого я отучался на зимних курсах школы quattro и Porsche Driving Experience во время отработки специальных упражнений (сначала намеренно ошибаемся, потом исправляем), теперь пришлось перестраиваться и на асфальте.

Вот ещё одна сложность. Люди, которые регулярно ездят на картинг, трек-дни и прочие «кольцевые» активности, привыкают либо гасить занос в зародыше, либо использовать его в крайне минимальных углах. А тут – всё наоборот! К тому же, из глубокого скольжения вытаскивать машину куда сложнее. Основная ошибка – «передерживание» руля в момент коррекции первого заноса. Возникший потом хлыст придаёт на асфальте такой импульс, что нужно моментально вырулить до упора обратно и затем тут же поставить руль прямо. То, что меня ни разу не развернуло – пожалуй, единственное, чем можно гордиться на первом занятии.

Под конец задача ещё усложнилась. Освоив базовую технику, переходим на «ручник». Подъезжаем к повороту, выжимаем сцепление, дёргаем «ручник», поворачиваем, отпускаем сцепление, нажимаем на газ. Элементарно, Ватсон! Но на деле выходит коряво. Ошалевший за час скольжений и бешеных вращений рулём организм начинает «косячить», голова отказывается переваривать информацию. В общем, понятно, почему программа первого дня рассчитана именно на такое время. Кататься дольше новичкам не имеет никакого смысла.

А на второй день понимаешь – подсел на иглу! Новые упражнения (скольжение по кругу и «восьмёрка») даются уже лучше после того, как привык к машине. Становится понятнее, какими действиями лучше выводить её из равновесия. И недоумение с разочарованием сменяются восторгом, когда начинает хоть что-то получаться. Рёв мотора, визг шин, боковые перегрузки. Кайф! А что дальше? Здесь уже всё зависит от способностей и пожеланий будущего дрифтера – общей программы нет, только индивидуальные занятия.

Совершенствование навыков — следующая ступень после базовой подготовки. Стоит обучение 7000 рублей за час, но сюда расходы на шины уже не включены

Мне же для знакомства с дрифтом хватило и базовых упражнений. И теперь я смотрю на него другими глазами. Конечно, при условии, что это именно соревнования по дрифту, а не жалкое подобие, которые устраивают некоторые водители во время снегопадов. Это искусство требует немало усилий, а чтобы дойти хоть до какого-то приемлемого уровня, нужно регулярно и интенсивно тренироваться. К счастью, теперь у любителей (конечно, достаточно обеспеченных) такая возможность есть. Впрочем, даже те, кто не собирается пополнять ряды профессиональных дрифтеров, получат незабываемые впечатления и удовольствие. Проверено!

Вадим Гагарин
Фото: Влад Клепач

Подпишитесь на новую рассылку Mail.ru Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
45
Николай Подоляк
Машина классная,у моего друга мечта когда придёт с армии купить такую же!
СсылкаПожаловаться
Александр Иавнченко
Че значит ''жалкое подобие''? По мнению автора управлять заносом по снегу, это так чтоли игрушки? Гонит.
СсылкаПожаловаться
Alexey
дрифтануть умеючи не убив пешиков и не раздолбанить тачку, это же красота
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Mail.ru Авто