Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 апреля 2011 13:04, Безопасность, Автошкола

Полярное сияние

Кто сказал, что на Porsche нельзя быстро ездить по льду? Опровергаем это заблуждение на фирменном курсе Porsche Ice Force в Заполярье
11 января
Porsche Cayenne 4.8 Turbo S AT
Очень надежный автомобиль,езди​ла на трассах свыше 1500км в любую погоду (гололед снег) машина ведет себя просто безукоризненно удивляя своими возможностями.
4.5
31 октября
Porsche Cayenne 3.2 i V6 24V
Ничего хорошего в нем нет,бензин пьет ведрами и все.В обслуживании очень дорогой автомобиль.У меня до него был прадик дизель 1kz это была машина для Российских условий.А ПОРШ на наших дорогах как коло...
3.3
Другие отзывы о Porsche Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Шестицилиндровый оппозит клокочет за спиной, наполняя тесный кокпит хриплым «голосом», над головой беснуется тоненький брезентовый «зонтик». Я за рулём Porsche Boxster Spyder! Снять бы крышу да насладиться природой и рёвом двигателя без всяких «посредников». Но, увы, я не в Ницце и не в Калифорнии, а в 300 километрах к северу от Полярного круга, на замёрзшем озере неподалёку от городка Ивало. Чёрт, вот занесло!

Полярное сияние - Фото 1
Занесло… Останавливаюсь и снова пытаюсь покорить коварный среднемоторный родстер. Кто только додумался выпустить 320-сильный заднеприводный Boxster на голый лёд? Неужели владельцы Porsche когда-нибудь ездят в таких условиях? Ездят! Как минимум каждой зимой, приезжая в Финляндию на один из самых интересных водительских тренингов в мире – Porsche Ice-Force. И я стал одним из счастливчиков, попав в последнюю в этом сезоне волну слушателей.

Полярное сияние - Фото 2
Чёткая организация – визитная карточка курсов Porsche. Каждая смена машин или парковка перед обедом – всё по строгому сценарию. Каждая группа становится в колонну за своим инструктором. И так во всём

Мне действительно повезло. На курс Ice-Force может попасть только тот, кто прошёл хотя бы одну из более простых программ – либо базовую Camp в Австрии, либо продвинутые Camp4/Camp 4S в Финляндии. Для четверых российских журналистов сделали исключение, грозно наказав прислать только тех, кто не разложит «Поршаки» по сугробам и не намотает их вокруг деревьев. В общем, напугали нас ещё до начала мероприятия.

Полярное сияние - Фото 3
В один из дней произошёл курьёз. Наш автобус застрял в безобидной проталине и пару километров пришлось топать пешком. Но прогулка по свежему воздуху и чистому снегу была только в радость

Но уже в аэропорту Ивало напряжение спало. Автобус с гордой наклейкой Porsche Driving Experience в аэропорту был забит под завязку, а, значит, будет кому «отличиться» и помимо нас. От желающих отбоя нет! Очередной «заплыв» – и очередные 40 человек. И все они не только успешно завершили предыдущие испытания, но и заплатили в кассу немецкого производителя по 5,5 тысяч евро. Сумма немаленькая, если учесть, что за первый курс надо отдать 2 тысячи. И за что такие деньги? Попробуем разобраться!

Полярное сияние - Фото 4
На всех машинах были установлены специальные шины. Это Nokian Hakkapeliitta 7, но ошипованная 120-ю 4-миллиметровыми шипами, а сама смесь мягче, чем у дорожной «Хакки 7». Проблемы с покрышками чаще всего сводились к большой потере шипов, поэтому с этого года изменили форму шипа и теперь сажают их на клей

Брифинг утром первого дня был кратким и ёмким – никаких основ, только непосредственно то, на чём следует заострить внимание в предстоящих упражнениях. Короткие и наглядные ролики, демонстрирующие возникновение недостаточной или избыточной поворачиваемости, ликбез по трансмиссии Porsche Traction Management (PTM) на полноприводных машинах. Предполагается, что люди, приехавшие на Ice-Force, уже в курсе аспектов вроде посадки за рулём, траектории движения, техники руления и прочих азов.

Полярное сияние - Фото 5
Наверное, именно так может выглядеть автомобильный рай...

Так и есть. Но когда автобус привёз нас к невзрачному ангару, а инструкторы открыли ворота, все ахнули. Целый гараж Porsche! К счастью, нас распределили по группам и присвоили номера машин ещё до выезда из отеля. Иначе можно битый час выбирать, что больше нравится. Выбор сводился к четырём моделям: Boxster Spyder, 911 Carrera S со спортивным пакетом и «аэро-китом» в стиле GT3 и полноприводные 911 Carrera 4S и 911 Turbo. Все оснащены фирменным «роботом» PDK. Во-первых, работает он настолько хорошо, что никакая «механика» не нужна (в этом мы убедились, тестируя 911 и Panamera Turbo в Москве). А, во-вторых, не нужно отвлекаться на лишние манипуляции педалями, можно сосредоточиться на других вещах.

 

Полярное сияние - Фото 6
У специальных шин Nokian есть плюс. В отличие от «полубоевых» BF Goodrich в школе quattro или чисто гоночных покрышек Black Rocket, они отлично цеплялись и за снег, поэтому сцепление с покрытием оставалось стабильным


Первым мне достался 911 Turbo. Ох, я бы предпочёл версию попроще для знакомства с «911-м» на льду. 500 сил и 650 Н∙м крутящего момента (700 – в режиме overboost) – тут уже не до шуток. Впрочем, дополнительную уверенность мне придавал опыт, полученный недавно в школе quattro и во время ледовой гонки Mazda MX-5 Ice Race. Аналогий со школой quattro не избежать – слишком похожи условия. Первое упражнение даже на Porsche Ice Force – это всё тот же слалом. Нет ничего лучше, чтобы почувствовать машину и быстро «вкатиться» в ритм. Отключаем систему стабилизации (PSM), поехали! Удивительно, но 911 Turbo оказался весьма дружелюбным и отнюдь не «сожрал» меня за две минуты. Я даже пожалел, что Turbo достался мне именно на это испытание. Потому что после «змейки» мы пересели в 911 Carrera 4S.

 

Полярное сияние - Фото 7
Перед каждым новым упражнением или очередной трассой  контрольная пара проездов за инструктором, а затем свободное плавание. В случае ошибки последует немедленный комментарий по рации

Разметка – обычная «восьмёрка». Но ехать нужно постоянно в заносе, используя «хлыст» при смене направления движения. Сначала получается рвано – то просто прокатываешься без скольжений, то угол избыточен, то «перекладка» не вовремя. Но стоит проехать несколько раз, и едешь так, будто всю жизнь только этим и занимался. Carrera 4S – весьма послушный автомобиль. Начинаешь задумываться, а что же такого сложного в заднемоторной компоновке?

Полярное сияние - Фото 8
И тут – словно ушат холодной воды на голову! Заднеприводный 911 Carrera S с 408-сильным мотором. Задача – ехать по кругу в непрерывном скольжении. Помнится, и на Audi A4 quattro это вызывало некоторые трудности, но что творил этот красный «лягушонок»… Чуть перебор с газом – моментальный разворот, без вариантов. Чувствуешь себя «чайником». К счастью, происходит всё это лишь на глазах у нашей группы (три машины, в каждой по два человека) и инструктора.

Полярное сияние - Фото 9
Мести хвостом весело, но неэффективно. Я задал Яну Кэлмару тот же вопрос, что и Евгению Васину  шеф-инструктору школы quattro: «Для чего такие глубокие углы, если это неэффективно?» Ответ был аналогичным: «Чтобы понимать, как себя ведёт машина в таких режимах и что даже из глубокого заноса можно выйти»

Помогло неожиданное решение – я иначе расположил ногу на непривычной напольной педали газа, чтобы точнее дозировать усилие. И выбрал вторую передачу, чтобы избежать резкого скачка тяги при переходе «вниз». Вторая попытка – как по маслу. Слышу в рацию голос инструктора: «Похоже, мне пора менять работу». Нашего наставника я запомню надолго. Датчанин Ян Кэлмар не только опытный пилот в гонках на выносливость и владелец пары команд (одна из которых готовит сейчас два Lotus Evora для серии ILMC), но и прекрасный педагог.

Полярное сияние - Фото 10
Ник и Ян (справа)  главные действующие лица нашего курса Ice-Force. Кстати, два инструктора на группу  это новшество для Ice-Force. Решение удачное  для большинства упражнений нас разбивали на 2 подгруппы, причём конкретно с нами всегда оставался Ян. Любимая машина Яна  Porsche 911 GT3, а из тех, на которых мы ездили,  911 Carrera 4S. Сам он при этом, правда, рассекал на Turbo. Положение обязывает

Темперамент – совсем не нордический, как будто и не скандинав вовсе. Своими шутками и комментариями он настолько заряжал энергией, что можно было запитать весь Ивало. «Газ-газ-гааааз-гааааз, да-даа!» – без умолка трещала рация. Любит Ян пройтись и по коллегам: «Это немецкое мероприятие, не смейтесь так много». Досталось и голландцам: «Помните, только плохим водителям выдают жёлтые номера». И, хотя на ужине Ян продолжал «жечь глаголом», всё же было видно – выкладывается он по полной и сильно устаёт. Немудрено, ведь он провёл уже 16 групп Ice-Force за те три года, что существует эта программа, а наша стала для него шестой подряд. Так или иначе, любое его появление мы встречали неизменной улыбкой.

Полярное сияние - Фото 11
Ян с нами возился, как с детьми. Мог прокатить сам (кстати, на Кайене это просто незабываемые впечатления из-за того, что сидишь на метр выше, а едешь точно так же боком!), а мог следовать за машиной и комментировать по рации все действия

Второй день программы был посвящён… ралли! Впрочем, это не удивляет, когда узнаёшь, что как минимум половина инструкторов пришла именно из этой дисциплины автоспорта. Брифинг включал в себя основные правила составления стенограммы. Оказывается, днём мы должны «прописать» два спецучастка, а ехать по ним предстояло уже в тёмное время суток. Причём с учётом времени прохождения. Да уж, ещё одно новое испытание.

Полярное сияние - Фото 12
Большинство европейских владельцев Porsche явно приехали покуражиться  чай не каждый день в Старом свете по льду ездишь. Приезжая на «кофе-брейк» для смены машин, мы в 90% случаев натыкались на открытый люк, большой угол наклона спинки водительского кресла, включенную музыку и климат-контроль, установленный на 17-18 градусов. Видимо, жарко было крутить рулём при глубоких и бесполезных углах заноса. Что ж, у каждого свой кайф

Но сначала – повторение пройденного. Опять начинаем с 911 Turbo, но уже не на упражнениях, а на ходовой трассе. Ты ограничен только брустверами и пластиковыми ограничителями в некоторых поворотах, делай что хочешь. Ехать на 911-м намного интереснее, чем на той же Audi A4 quattro! Мотор, расположенный сзади, позволяет эффективнее использовать его для прохождения поворотов. Сброс газа, и «корма» тут же уходит в скольжение, угол которого легко корректируется. Жмёшь газ в пол, руль в сторону заноса – и машина расширяет траекторию. Внутрь – сужает. И всё это при неизменном давлении на педаль. Электронный мозг PTM самостоятельно решает, куда и сколько направить крутящего момента, причём трансмиссия способна отправить 100% тяги хоть на переднюю ось, хоть на заднюю. По сути, один раз поставив 911 на пусть истинный, ведёшь его дальше газом. Отпад!

Полярное сияние - Фото 13
Каждая машина накрутила за три дня почти шесть сотен «боевых» километров. К счастью, брустверы были очень мягкими, поэтому даже глубокие вылеты заканчивались лишь «накормленным» снегом передним бампером. Любопытно, что пробег «школьных» Porsche колебался от 2 до 34 тысяч километров. Видимо, выдерживают повышенные нагрузки без особых проблем

Причём реакции абсолютно предсказуемые. Даже при, казалось бы, критическом угле заноса, когда тебя неизменно развернёт или ткнёт носом в сугроб, дожимаешь газ при выкрученном руле, и «911-й» уводит «морду» от бруствера. Сначала в это тяжело поверить, но со временем мы привыкли и всё активнее пользовались широчайшими возможностями машины. Кстати, на 911 Carrera 4S полный привод аналогичен модификации Turbo. А на льду тяги за глаза хватает и у атмосферника.

Полярное сияние - Фото 14
Дозаправка проводилась непосредственно возле ангара рядом с озером. Наш «пит-стоп» длился чуть больше 40 секунд. Этим же хронографом (он входит в пакет Sport Chrono) мы замеряли время и на трассах

Заднеприводные модели гораздо сложнее. Здесь самое главное – не переборщить с газом. В противном случае ждёт либо разворот, если опоздал с коррекцией, либо большая потеря скорости. Быстрее всего ехать, не жадничая, эффективно работая рулём и газом. А самый простой способ – воткнуть, например, четвёртую передачу. Тогда дозировать тягу будет существенно легче. Но зато как приятно балансировать на грани, когда машина очень чутко реагирует на любые действия.

Полярное сияние - Фото 15
Единственное, что нужно сделать для таких манёвров  отключить PSM. А режимами Sport и Sport Plus мы побаловались лишь единожды  в них нет необходимости. Особенно на заднеприводных моделях  слишком обостряются реакции на газ. А на льду, наоборот, делать всё надо очень плавно

Отдельная история – Boxster. Такое ощущение, что в скользком повороте он едет по диагонали! Он кажется более стабильным, чем «911-й», но, в то же время, более вёртким. И двигатель тут ближе к водителю, он буквально за спиной, и ты всем телом чувствуешь клёкот оппозитного мотора. Эмоции! Вкатываться приходится дольше – много времени уходит на понимание того, какую ось сорвёт первой. В общем, крутить рулём «Бокстера» приходится гораздо больше, из-за чего порой трудно определить, в каком положении находятся передние колёса.

Полярное сияние - Фото 16
На скользких покрытиях Porsche ещё интереснее, чем на асфальте! Фантастические настройки всего и вся! Рулевое управление, отклики на газ, звук двигателя  всё настолько «живое», что совершенно теряешь голову. Вроде и понимаешь, что не может быть всё идеально, однако реально придраться не к чему удовольствие получаешь от любой модели. Жаль, что это всё не про нашу зиму. Толку-то от повадок, когда скребёшь днищем по неубранным дорогам и не можешь проехать в двор?

Между тем, именно на заднеприводных машинах нам и предстояло проехать два «допа» на время. Едем писать стенограмму. Справа – Паша Карин из «Авторевю», мы все эти дни ездили в одной «упряжке». И тут же вопрос: «А что писать?» Трассы извилистые, расстояния между поворотами будут только отвлекать, этот пункт исключаем сразу. А основная сложность при определении градации поворотов – скорость. На «прописке» едешь медленно, поэтому любая дуга кажется более пологой. С грехом пополам за два проезда что-то вышло. На третьем проверили, что-то поправили. Пашина стенограмма оказалась чуть более сложной.

Полярное сияние - Фото 17
Так как импровизированное ралли у нас было вечером, стала актуальной проблема освещения, чтобы читать стенограмму. Оказалось, для этих целей отлично подходит... подсветка в пассажирском козырьке. Со стенограммой проблем не возникло, глобальных ошибок ни я, ни мой «ко-драйвер» не совершали. Кстати, ночное вождение  ещё одно новшество этого сезона Ice-Force

К вечеру повалил снег, что исключало использование дальнего света. Придётся поверить тому, что сам и написал. «Доп» на красной «Каррере» мне понравился больше. Особенно связка «правый три, переходит в правый крутой». Заправляешь нос внутрь и срываешь корму в занос, а ближе к следующему повороту коротко нажимаешь левой ногой на тормоз, задняя ось разгружается, и угол скольжения становится больше. В результате вся связка проходится чуть ли не единым движением. Красота! Трасса настолько меня воодушевила, что я выиграл импровизированный спецучасток с преимуществом в 2 секунды. А вот с «Бокстером» опять пришлось повозиться. Лишь начав использовать четвёртую ступень, я избавился от излишка тяги и буквально на последней попытке смог-таки опередить лидера нашей группы на какие-то 0,4 секунды.

Полярное сияние - Фото 18
После пары контрольных прохождений казалось, что от стенограммы нет никакого толка  трассу-то уже почти выучил. Жестокое разочарование постигло наутро, когда мы поехали уже без подсказок. Как без рук!

В финальный день брифинга уже не было. Мы катались с инструкторами, они катались с нами и за нами, фиксируя ошибки. Никаких упражнений, только скоростные и извилистые трассы. Прогресс был налицо – даже на заднеприводных Porsche местами удавалось достичь 100 км/ч и при этом не сидеть в сугробах. Кстати, наш с Кариным экипаж оказался единственным, которому не потребовалась помощь «Кайена» с тросом. Мелочь, а приятно.

Полярное сияние - Фото 19
Хэтчбек Porsche Panamera Turbo мне уже знаком. Но было интересно, как большая машина поедет по льду на «длинном» шипе. Так что в один из дней несколько минут я потратил на «Панамеру». Едет хорошо, но не хватает коварства «Бокстера» и изящества «911-го». Оно и понятно  тяжёлый и мотор спереди

Но не обошлось без приятного сюрприза и от организаторов. Под занавес нам выкатили 911 Carrera S, обутый в шины BF Goodrich. По сути, это те же самые «Гудричи», что использует школа quattro, но c с вырезанной центральной канавкой и тремя сотнями 7-миллиметровых (!) шипов. Это уже элемент свежеизобретённой программы Ice-Force S. Трек – овал с двумя длинными прямыми. У нас есть три круга. Сажусь за руль, справа Ян. В конце прямой – небольшая шикана, обозначенная конусами. Разгоняюсь, скорость уже далеко за сотню. Начинаю тормозить. «Рано!» – кричит Ян. «Страшно!» – отвечаю я.

Полярное сияние - Фото 20
Самое сложное при езде на таких длинных шипах  поверить в то, что машина фантастически цепляется за дорогу. Если адаптироваться быстро, можно получить незабываемое удовольствие даже от трёх кругов. В программе Ice-Force S все упражнения практически идентичны курсу Ice-Force, но проводить тренинг будут уже только на таких шинах (в них обуют шесть Porsche) 

Перед второй дугой я уже понял, зачем нужна шикана и для чего нужна была тренировка торможения с боковым скольжением машины. Так чуть лучше гасится скорость на льду, а, кроме того, это позволяет сразу поставить «Карреру» на нужный угол, чтобы всю дугу идти под газом в непрерывном заносе. Но тормозить всё равно начинаю раньше. Невозможно поверить в такой «держак» на льду! А ведь мы и до этого ехали не на обычных шинах… Три круга – пять минут восторга.

Полярное сияние - Фото 21
Счастливые лица российской группы и наших инструкторов вполне передают те эмоции, что мы пережили за последние три дня. Рядом с Яном (вверху справа) Андрей  владелец Porsche 911 GT3. Он оказался не только весьма приятным в общении человеком  было видно, что приехал на Ice-Force он не для того, чтобы потом показывать друзьям фотографии, а именно для получения навыков. Неудивительно, что ехал он достаточно хорошо и быстро. Кстати, строгий наказ мы выполнили  ни один Porsche не пострадал

В общем, нас всех подсадили на крючок. В финальное утро хотелось только одного – чтобы автобус повёз нас не в аэропорт, а снова на озеро. Выбор машин поражает мозг, а их поведение цепляет за душу. Лишний повод взгрустнуть, что Porsche пока не по карману. А прекрасные трассы и работа классных инструкторов делает из этих трёх дней Ice-Force короткое мгновение. Курс захватывает до последней клеточки, как впервые увиденное полярное сияние (нам предоставилось и такое зрелище!). О таком приключении может мечтать любой человек, в крови которого есть хотя бы капелька бензина. Да, 5,5 тысяч евро – сумма очень серьёзная. Но и в следующем году на Ice-Force будет полна коробочка. Теперь у слушателей есть ещё один стимул – лучшим выпускникам пришлют приглашения на Ice-Force S. За это стоит побороться!

Полярное сияние - Фото 22

Вадим Гагарин
Фото автора, Станислава Шустицкого и компании Porsche

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
47
gnev-89@mail.ru
Design мне не очень нравится в этом авто))).....не знаю почему
СсылкаПожаловаться
флафий стилихон
ferrari ferrarri
СсылкаПожаловаться
МУП "Серпуховская теплосеть"
Не хватает видео!!!!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru