7 января
Audi A4 2.0 TDI 143hp CVT
да через полгода эксплуатации могу сказать, машина своих денег стоит. Хороший разбег, отличная динамика, типичный классный немец. Твердая пятерочка.
4.8
28 сентября
Audi A4 1.6 MT
Машина прото кусок метала, постоянно ломалась. За 2 года менял все 4 стоикй + новая ходовая, бегунок с свечями и проводку, дачик температуры охл жидкость, термостат, замок багажника, блок центрального...
4.3
Другие отзывы о Audi A4 Все отзывы
29 марта 2011 12:58, Безопасность, Автошкола

Ледяные кольца

Как стать «властелином колец» на ледовой трассе? Ищем ответ на занятиях фирменной школы вождения Audi

Сначала  перелёт из Москвы в Санкт-Петербург. Потом – несколько часов в автобусе до посёлка Косалма, что под Петрозаводском. И вот я стою на льду замёрзшего водоёма Кончезеро и не знаю, куда деться от жуткого ветра, хозяйничающего тут в минус 15 по Цельсию. Неудачное стечение обстоятельств? Наоборот  мне повезло! Поехал я сюда не просто так, а ради программы «Четыре дня с quattro» –  так называется, пожалуй, самый интересный курс фирменной школы вождения Audi.

Школа quattro существует с 2001 года, но переломным моментом стал 2003-й, когда на пост директора пришёл Дмитрий Цибин и пригласил в качестве главного инструктора Евгения Васина. Спустя год, в 2004-м, появился и курс в Карелии. Штаб-квартира – гостиница «Калевала». Кстати, за всё это время обучение в школе quattro прошло уже более 16 тысяч человек (включая площадку в Подмосковье и временно закрытый курс на Урале, который обещают в скором времени возобновить). А карельский план на 2011-й год – 360 человек

Мало того, повезло мне вдвойне! Двое сотрудников редакции уже проходили этот курс. Но если в 2008-м Виталий Кабышев довольствовался дизельным седаном Audi A6 с «автоматом», то для нас выкатили менее громоздкие Audi A4 с 211-сильным двухлитровым турбомотором и скорострельным «роботом» S tronic. И на них стояли не «гражданские» шины, а раллийные покрышки BF Goodrich D10, в каждой из которых красовалось по 400 3-миллиметровых «гвоздей». Денис Смольянов уже ездил на таких два года назад, но на хэтчбеке Audi A3 с муфтой Haldex.

«Боевые» BF Goodrich шириной 185 мм спокойно «встают» на штатные 16-дюймовые диски A4. В Ралли Монте-Карло такие шины (только с шипами длиной 2,5 мм) используют, когда невозможно угадать погоду. Совсем недавно мы носились по легендарному «допу» с перевалом Коль-де-Турини на Audi RS 3 Sportback – внизу был асфальт, а наверху ещё не растаял снег. И это в марте, а гонка-то проходит в январе! Кстати, такие шины школа quattro использует лишь третий год. И выгода налицо. Во-первых, из них почти не вылетают шипы, и они служат дольше, во-вторых, это даёт возможность отодвинуть безопасный порог скорости и увеличить влияние силы инерции на управляемость. Да и удовольствия гораздо больше.

А у нас всё по-честному – старый добрый дифференциал Torsen, который после модернизации стал распределять крутящий момент в соотношении 40/60 в пользу задней оси. Такие же шины, кстати, используются спортсменами в Ралли Монте-Карло – гонке с весьма непредсказуемой погодой. И с ней не понаслышке знаком Евгений Васин, занявший в «Монте» второе место в двухлитровом зачёте в 1996 году, – лицо школы quattro, один из самых титулованных российских раллистов и обладатель Кубка Европы.

На теорию уходит не так много времени. Предполагается, что в Карелию приезжают относительно опытные водители, знакомые с базовыми курсами вождения. К слову, непрошибаемых «дятлов» бывает на занятиях очень мало. Многие сюда приезжают с готовностью к обучению, а не ради того, чтобы доказать что-либо окружающим. Команда, работавшая с нашей группой: Цибин, Васин и «четыре Алекса» – Александры и Алексеи

Несмотря на то что программа называется «Четыре дня с quattro», времени на «расслабон» нет вообще. График очень плотный, и процесс обучения начинается едва ли не с момента выгрузки из автобуса. Сначала – теоретическая часть и краткий ликбез по базовым вещам. Посадка за рулём, терминология и так далее, ничего нового. И все же первое утро оказалось весьма волнительным. Дело в том, что до этого я выезжал на лёд ради активной езды лишь пару раз – несколько лет назад на коротеньком базовом курсе одной из столичных школ да в конце 2009-го на журналистском
«Кубке Ибица»
. И то на средненьких нешипованных шинах. А тут – сразу в боевые условия. Поэтому я не стал долго выбирать напарника (группа включала в себя 22 человека) и плюхнулся в Audi под номером «11» к Максу Ахтямову – челябинскому пареньку, для которого зимнее утро начинается не с чашки кофе, а с прописки стенограммы на местных соревнованиях по автоспринту. Будет у кого позаимствовать опыт.

Каждая пауза перед новым упражнением начинается с картины «Васин у мольберта». Евгений не задерживает на холоде почём зря (в последние два дня ударили 30-градусные морозы) и даёт основные вещи – что и как делать

Первое упражнение – святая святых любой школы вождения, азы, без которых не обходится ни одна тренировка. Конечно же, это слалом. Начинаем аккуратно, «прощупывая» поведение Audi на незнакомых шинах. Упираем не на скорость, а на качество прохождения. Рация молчит – значит, обходимся без «косяков». Дальше задача усложняется – «змейка» с переменным шагом. Сначала всё как прежде, что вселяет ложную уверенность. Ты пытаешься ехать быстрее, а вот в конце интервал между конусами сокращается! Радио уже не дремлет, щедро раздавая «подзатыльники» вкусившим скорость и не вписывающимся в «хвост» коллегам. И дальше – по накатанной. Причём в прямом смысле! Свежевыпавший снег моментально растаскивается одиннадцатью машинами, обнажая проплешины льда. 


А затем – обязательная пара проездов гуськом, чтобы теоретический инструктаж стал ещё понятнее. Ещё одна особенность, которую однозначно можно занести в плюсы площадки, – неравномерная расчистка трассы колёсами. Сначала на ней проходит упражнение по одной траектории, потом совсем другое. Из-за этого бывает так, что в одном повороте снег, а в другом – лёд. Для тренировки лучше не придумаешь!

Вот тут-то и началось. Новая «разметка» – скоростная «змейка», где за счёт инерции A4 гораздо охотнее закидывала корму. И первая же попытка зайти пошире и зацепиться за снежок закончилась… вылетом с траектории метра на два! Что такое? Ещё пара заездов, и понимаем – специфические шины цепляются за лёд гораздо лучше, чем за снег. Так и записываем – снег не используем, «держака» там нет.


«Расчёска» – весьма сложное упражнение. Нужно точно рассчитать и траекторию движения, и моменты начала работы газом и рулём. В противном случае два варианта – снесёшь конус или, наоборот, уедешь от него слишком далеко. Да и за прокатывание по прямой между конусами тоже ругали. Здесь мы все проторчали немало времени, собрав кучу замечаний по рации

Одно из самых интересных упражнений первого дня – это широко разнесённая «змейка» или, как мы её прозвали, «расчёска». Сложность в необходимости постоянного движения в скольжении. Вот тут рация голосом Васина проснулась окончательно! «Четвёртый, не умираем, газ-газ-газ-газ, куда мы крутим рулём?! Восьмой, не надо целиться в конус, представьте, что это дерево! Одиннадцатый, зачем гасим занос?!» Ну дела! Происходит постоянная ломка. Как нас всегда учили? Занос тут же парируем обратным движением руля. А здесь нужно использовать инерцию машины! И контролировать её в основном газом, а не яростным наматыванием на «баранку». Причём делать всё нужно сильно заранее.

Audi A4 quattro оказалась весьма понятной и предсказуемой – для «учебной» машины это плюс. Понравилась и работа полного привода - из-за «заднеприводного» характера распределения крутящего момента на добавление газа A4 quattro однозначно закидывает хвост. Конечно, при условии равномерного износа шин – как показала практика, это важное замечание. Кстати, кроме шин, защиты днища и пластиковой «капы» снизу переднего бампера, автомобили абсолютно стандартные. Впрочем, на льду и снегу износа практически никакого – нагрузки не те

Сложно. Жарко. И непонятно. Мы отсекали время секундомером и удивлялись, зачем нас принуждают использовать занос даже в обычной «переставке», ведь так медленнее! Да и сложно перестроиться с переднеприводных привычек, где газ – это однозначное распрямление траектории. А в полном приводе газ, как выяснилось, – важнейший инструмент! Понимание пришло позже, а пока мы экспериментировали на других упражнениях. Например, на эллипсе, где два прямика соединены длинными дугами. Тут главное – «зацепить» переднюю ось, а затем двигаться с небольшим углом заноса максимально близко к внутреннему брустверу. Да, мы ехали уже между сугробов – конусы остались на площадке. И лично мне так было гораздо проще. Всё-таки реальные обочины, а не какие-то абстрактные оранжево-белые пластиковые «ёлочки».

Инструкторы равномерно распределяются по большой площадке активной управляемости (там проходили все упражнения с конусами) – иначе сложно увидеть, кто и где ошибается. Если надо поправить, то сначала называют номер машины, а затем свои замечания. Типичное вмешательство в эфир: «Одиннадцатый номер, опаздываете с газом!»

Ну а на «закуску» – гантель! Именно это упражнение нам понравилось больше всего из программы первого дня. По сути – тот же эллипс, но вместо прямиков построены два кривых «пит-лейна». Прошёл в заносе дугу, должен попасть на параллельную дорожку и, проскочив поворот, вынырнуть снова перед дугой. Вот здесь очень хорошо чувствовались изменения баланса машины и работа полного привода. Загрузил «морду», добавил газу, пошла «корма», а дальше – игра углом поворота руля и степенью нажатия правой педали. Руль внутрь, угол заноса больше. Наружу – наоборот. В идеале нужно выставить машину сразу, одним движением, а дальше вернуть руль в «ноль» и вести A4 в «дрифте» только газом, выходя на прямую с прямыми колёсами. Но получалось не слишком стабильно, максимум через раз.


Базовые принципы при движении по льду такие же, как в любых других условиях, физику-то никто не отменял, и силы, действующие на автомобиль, аналогичны. Главное, к чему надо стремиться при управлении машиной на скользких покрытиях, – это плавность и упреждающие действия рулём и газом. Автомобиль начинает скользить на гораздо меньших скоростях, а фаза скольжения длится существенно дольше, чем на асфальте. Кстати, Евгений Васин считает, что водитель, который хорошо ездит на переднем приводе, быстрее адаптируется к полному, чем «заднеприводный» драйвер. Всё дело в привычке «цепляться» передними колёсами, не допуская сноса. Обладателю Кубка Европы на переднеприводной технике и пилоту, приезжавшему в призах на этапах Чемпионата Европы за рулём Peugeot 206 WRC, можно поверить!

Конец каждого учебного дня выглядел примерно одинаково. Быстрый ужин, а дальше падаешь без сил и спишь как убитый. Нет Интернета в гостинице? Да и не нужен, пользоваться им не успеваешь! Второй день начался уже с нескрываемым интересом – что же ещё придумали «кватровцы»? Никаких конусов – теперь работа на закрепление полученных днём ранее навыков. Главное отличие – нас разбивают на группы по 2 машины и отправляют на разные площадки. Почти индивидуальный подход!
Первым упражнением второго дня для нашего экипажа стала трасса, где с помощью установленной на двух машинах телеметрии и видеокамеры измеряли время круга и делали запись заезда. Конфигурация оказалась не слишком интересной и быстрой – максимум мы успевали разогнаться до 80 км/ч. В итоге наш экипаж оказался первым с эфемерным преимуществом 0.2 секунды в мою пользу. Но, как оказалось, самые «вкусные» трассы приготовили на вечер!

Утром нам досталась Audi под номером «9» с бонусом в виде неработающей ABS (из-за частых вылетов в глубокие сугробы повреждаются датчики). Вот и славно, попробуем. Оказалось то ещё удовольствие! У всех автомобилей, изначально оснащённых ABS, педаль тормоза гораздо мягче, чем у тех, которые лишены антиблокировочной системы. Поэтому дозировать усилие с неисправной ABS сложнее. В результате появляется дополнительный фактор, требующий пристального внимания, так как момент блокировки передних колёс почти не чувствуется. А с заблокированными колёсами Audi скользит, как на лыжах. Прямиком в сугроб независимо от положения руля. Да, привыкаешь достаточно быстро, за несколько интенсивных торможений. Но пример очень нагляден – с ABS машина всегда остаётся управляемой. Для абсолютного большинства водителей на дорогах общего пользования – неоспоримый плюс.
Перед каждым выездом на трассу нас просили сделать две вещи – отключить ESP и перевести режим работы Audi drive select в Dynamic. Причины понятны. ESP приводит к большим потерям времени на треке – я не стал деактивировать её на одной из трасс (ради эксперимента) и получил разницу в 4 секунды. Но, конечно, при обычной езде лучше не брезговать электронным помощником, работает ESP очень эффективно. А в алгоритме Dynamic коробка охотнее удерживает низшие ступени. Тяга в повороте очень важна, иначе машина не довернёт под газом там, где это необходимо

Следующим испытанием был круг. Простой круг, который нужно ехать в непрерывном заносе. А покрытие уже неровное, измученное колеями от длинных шипов. И тут выяснился ещё один нюанс – у нашей «новой» машины хуже цеплялась передняя ось (видимо, сказался износ шин). Ох и намучились мы! Добавляешь газ, а вместо ожидаемого заноса A4 уезжает наружу. Отчаявшись с акселератором, решили использовать тормоз. Хитрость сработала! Слегка дотормаживая в повороте, мы импульсами «запихивали» строптивый седан внутрь.

Вечернее «развлекалово» между окончанием заездов и ужином включало в себя зимний картинг и импровизированный хоккей. Картинг, конечно, штука полезная, но без шипованных шин он не особо захватывал. А вот в хоккей «рубились» серьёзно

А потом снова «расчёска», но уже без конусов, а между реальных сугробов. Здесь нам пришлось обратиться за помощью к Евгению Васину. Он понял, что мы ищем пути, как ехать быстрее, сел за руль и прокатил нас несколько кругов. Получалось у него удивительно легко, а ехал он так, как мы и предполагали – без дикой работы рулём от упора до упора, скупо, аккуратно и быстро. Так для чего ж тогда все эти непрерывные заносы? «Мы это требуем только для того, чтобы ученик знал о причинах их возникновения, о поведении машины в скольжении, как она поведёт себя за гранью, и мог это исправить. Или и вовсе не допустить», - ответил Евгений. Вот в чём корень! Не попробовав, не узнаешь. А где ещё это делать, как не на безопасном полигоне под присмотром опытного инструктора?

Несмотря на «злые» шины, вылетов было предостаточно – пикап Mitsubishi L200 с лебёдкой не простаивал без дела. И если в тех упражнениях, где было по две машины, это не слишком мешало, а даже давало некоторое время для передышки, то при движении в общей куче приходилось часто останавливаться всем. Но без изучения сугробов не обошёлся ни один экипаж, так что поводов для обиды друг на друга не было

И под занавес – настоящий кайф. Скоростные ходовые длинные трассы. Тут нужно использовать весь накопленный за полтора дня багаж знаний. Подкатываемся к старту, включаем телеметрию Racelogic. Поехали! Ухх, фантастическое сочетание ходовых виражей, затяжных дуг с переменным радиусом и неожиданных «затычных» поворотов. Плюс знакопеременные быстрые связки типа «правый-левый». Скорости растут, начинается адреналин. Ход дикий – скорость переваливает за сотню. В итоге Макс показывает 1:39.8, и мы меняемся. Первые круги медленно. Надо ускоряться. В связках появляется раскачка – «корма» начинает гулять при сбросе газа! Думаю, как прижать машину. Торможение правой ногой не подходит, слишком много времени уходит на перенос ноги, и задняя ось снова отправляется в небольшой занос. Что ж, попробуем не допустить этого мягким и коротким нажатием на тормоз левой ногой. Помогло! Появилась стабильность в связках, нет потери скорости, и даже при помарках в других поворотах свой результат я улучшил на две секунды – 1:40.0!

Минимум скольжений – залог хорошего времени круга и стабильности машины на выходе из поворота. Руль прямо, газ в пол, и ты уже разгоняешься, пока «соперники» борются с заносом или сносом. Поэтому всегда лучше тормозить немного с запасом и точно «поставить» автомобиль, нежели пытаться погасить излишки скорости в боковом скольжении

Финальный день был посвящён соревнованиям, хотя мы уже устраивали их внутри нашего экипажа и до этого. Сначала – квалификация, один круг на время. Тут я поосторожничал и оказался даже не вторым, а третьим. Ну а дальше для восьмёрки финалистов начинались парные заезды – прям как раллийный «супердоп»! На первом старте я оконфузился – забыл перевести коробку из P! Пока двигатель сбросил обороты, пока снова нажал на тормоз, пока перешёл в D, соперник уже проехал первый поворот. К счастью, догнать и обогнать я успел! Но в главном заезде «дожать» Макса на узкой и очень медленной трассе уже не смог, заняв второе место. Бронза же досталась Алексею Мочалову.


Впрочем, я совсем не расстроился. Наоборот! «Четыре дня с quattro» оказались не только крайне захватывающими, но и весьма полезными! Постоянные скольжения учат их не бояться, и за эти дни полностью компенсируется отсутствие полноприводного или ледового опыта! Ускорились под конец курса абсолютно все ученики. Значит, эти знания актуальны для любого водителя. Я же выполнил и ещё одну важную задачу – полученные навыки и привычка к «держаку» на длинном шипе мне очень помогли в ледовой гонке
MX-5 Ice Race 2011
в Швеции.
Судя по довольным лицам, понравилось всем! И правда. Даже когда подошёл автобус, многие не хотели уезжать и толпились вокруг Евгения Васина, будто надеясь на чудо: «Может, ещё денёк?» Увы, «Четыре дня с quattro» закончились за четыре календарных дня (ездовая программа – 2,5 дня), ни больше ни меньше. А на память у меня остался сертификат и симпатичная медалька за второе место

К тому же это просто удовольствие. И не только из-за приятной усталости после крайне плотной ездовой программы. Прекрасная природа, баня, сауна, активный отдых между заездами и ужином плюс обязательный поход в аутентичный карельский ресторан в финальный вечер. Неудивительно, что некоторые клиенты школы, прошедшие обучение, снова возвращаются сюда! Тем более, ценник на «Четыре дня с quattro» стал гораздо гуманнее. Если два года назад за курс просили 2700 евро (по тогдашнему курсу – 123 тысячи рублей!), то сейчас – всего 67 000 рублей, то есть почти вдвое меньше (правда, цена не включает трансфер до Петрозаводска). Много ли за бесценный опыт и памятные несколько дней на природе в отличной компании?

Вадим Гагарин
Фото компании Audi

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
14
Антон Емельянов
Ох друзья, как же я люблю такие посты! Особенно когда настроение не очень. Сейчас правда отличное, но все равно хочу немного общения.))) Отвечу всем 8-ми комментаторам, поскольку каждый высказал свое мнение, но только не все они верны к сожалению. Итак, Сергей! Субару машина отличная, с точки зрения водителя, спорить не буду. Можно отлично на ней отжечь! Но кто вам сказал, что Ауди для снега подходят мало? Из за того, что распределение сейчас 40/60? А когда раньше было 50/50 они подходили лучше? Или у Субару бампер выше и он никогда не цепляется за снег? Это бред, извините! Сергей из СССР и Виталий Мирошниченко, это недорого для такого мероприятия, поверьте. Давайте по пунктам: Проживание, питание, организация мероприятия и развлекательных программ, машины, обслуживание, персонал.... и много чего еще.Это мероприятие связанное с техникой, причем не дешевой, а это всегда дороже валяния в шезлонге в Турции и попивания коктейля. Земляк! Авто не золотое, Чер-мет и алюминий. Так что в музей пока рано. Екатерина не волнуйтесь! Датчики там ломаются только потому, что иногда на лед выступает вода. Даже в минус 20 и ниже. Это неопасно, но вода попадая на механизмы и на провода датчиков в том числе, замерзает и обрывает их. Это всего лишь специфика данного курса. В городе такое маловероятно. Алексей Геннадьевич, с подвеской проблем не так много как об этом говорят. И самое главное не больше чем у других производителей. И самый интересный ответ, это от Ден Бена! Вы сами вроде как на BMW ездите. Но почему то до сих пор не знаете, что кампания уже давно переходит на турбо двигатели. А у вас наверное Е46 с замечательной атмосферной шестеркой. Или Все же единичка. 316... И перестаньте уже сами устраивать клоунаду, давая необдуманые ответы Ден. Всем удачи на дорогах!
СсылкаПожаловаться
Вжик Оп
avtojournal.ucoz.com Новый сайт авто журналов в электронном виде, свежие журналы, журналы «За рулем»!
СсылкаПожаловаться
ESV
А чего ауди занесли в российский раздел?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru