Дать ключ на старт!

Экспедиция «Звездный Городок — Байконур — Звездный Городок», организованная LAV Productions совместно с Audi в честь 50-летия полета в космос первого человека в мире, Юрия Алексеевича Гагарина, сообщает — запуск состоялся!

Экспедиция «Звездный Городок — Байконур — Звездный Городок», организованная LAV Productions совместно с Audi в честь 50-летия полета в космос первого человека в мире, Юрия Алексеевича Гагарина, сообщает — запуск состоялся!

content image for: 34474

Наш график пребывания в Байконуре был расписан плотно. На следующий после приезда день мы поехали на космодром — смотреть, как устанавливают космический корабль. Действие это началось в 5 утра — а по Москве это 3 часа ночи — так что дорогу на космодром все пропустили, провалившись в глубокий сон. Кстати, сам космодром находится примерно в 30 км от города, все подъезды к площадке охраняются. К сожалению, из-за усиленных мер безопасности проезд сюда для наших Audi был закрыт, несмотря на все предварительные договоренности. Перемещаться пришлось на автобусе.

content image for: 34502

Рано утром, как только в пустыне начало светать, у большого ангара столпилось огромное количество людей с фото- и видеокамерами. В открытых воротах была видна часть космического корабля «СОЮЗ-ТМА». Наконец тепловоз подцепил ракету и медленно двинулся к стартовой площадке. Расстояние там немалое, скорость движения — 5 километров в час: так было заведено еще при Королеве, и традиция соблюдается до сих пор (впрочем, как и многие другие), поэтому все действо занимает несколько часов. За железнодорожными путями постоянно следят, состав с ракетой сопровождает вертолет.

content image for: 34502

Когда видишь космический корабль, проезжающий мимо тебя по рельсам на расстоянии четырех метров, то понимаешь, что ракета куда меньше, чем можно было себе представить. Наконец корабль проехал мимо нас и добрался до стартового стола. Его установили вертикально, и началась подготовка к заветному часу. Тысячи людей работали над этим проектом, проводили расчеты, и теперь настал самый ответственный момент — заправка, последние приготовления и... старт, который увенчает долгий и упорный труд инженеров, техников, ученых, врачей и многих-многих других...

content image for: 34502

На следующий день мы были приглашены на пресс-конференцию, которую космонавты традиционно дают перед запуском в космос. Экипаж международный: командир корабля россиянин Сергей Волков, японец Сатоши Фурукава и американец Майкл Фоссум. Вот они, три обычных человека с необычным призванием. Они сидят за стеклом, общаются, шутят и отвечают на вопросы, и даже никак не укладывается в голове то, что через день их не будет на Земле — они улетят в космос на 5,5 месяца, оставят здесь семьи, друзей и свои земные привычки.

content image for: 34502

После пресс-конференции мы снова оказались на стартовом столе — здесь прошел обряд освящения космического корабля.

content image for: 34502

Уже вечером, вернувшись обратно в город, мы получили предложение сходить на экскурсию в одно удивительное место — Международную Космическую школу. Здесь детей, помимо общепринятых предметов, обучают аэрокосмическому моделированию. Малыши своими руками делают модели летательных аппаратов, да не простые — каждый экземпляр функционирует! А многие и вовсе летают по тому же принципу, что и реальный прототип — ракеты также при запуске сжигают топливо, сбрасывают ступени... Это просто фантастика, кто бы мог подумать, что такое под силу начинающим конструкторам! А еще в школе уникальная экспозиция, где есть макеты космодромов, настоящее кресло от «Бурана» с катапультой (которого, кстати, нет даже в самом «Буране», выставленном у музея на космодроме), элементы космических кораблей и двигателей, скафандр... Сомнений нет — детям здесь интересно! И полезно! 99 процентов выпускников школы гарантированно поступают в ВУЗы, преимущественно — в Бауманку и МАИ. Математика, физика, биология, химия тут преподаются раза в два интенсивнее, чем в обычных школах, и вообще говоря, если здесь, в Международной Космической, ребенок получает тройку, то в обычной школе это было бы «отлично».

content image for: 34502

По традиции, сложившейся в этой школе, нам предлагают в конце экскурсии... запуск ракеты. Эти макеты сделаны также учениками. Они устанавливаются на специальные подставки, к ним подсоединяется пульт управления, и по командам нашего экскурсовода Виктора мы по очереди запускаем каждый свою ракету! В воздухе витает запах пороха, а ракеты, поднявшись на небольшую высоту, выбрасывают парашюты и спускаются вниз, на радость местной детворе.

content image for: 34502

Следующий день у нас снова насыщенный, по сути, это самый ответственный день нашей поездки. Сегодня мы своими глазами увидим то, о чем мечтал каждый советский мальчишка. Нетерпение, нетерпение и еще раз нетерпение!

content image for: 34502

Но первую часть дня нужно потратить на то, чтобы наконец проехать по городу и посмотреть местные достопримечательности, которые в буквальном смысле встречаются на каждом шагу. Это настоящие самолеты, паровозы, макет ракеты «СОЮЗ» в натуральную величину и еще множество стел и памятников. Весь город утопает в зелени, и, пока мы проезжаем его вдоль и поперек, складывается ощущение, что здесь все сохранилось в том виде, что и несколько десятков лет назад.

content image for: 34502

Байконур, построенный некогда всем Союзом, сегодня принадлежит Казахстану и взят в аренду Россией. Здесь российские законы, российские деньги и даже свой автомобильный региональный код — 94. При этом емкость буквенно-числовых комбинаций значительно превышает число автомобилей, так что все повально ездят с «красивыми» номерами. Скажем, номер Е005КХ, который в Москве невозможно купить ни за какие деньги (серия закреплена за ФСО), тут мы заметили на сильно видавшем виды Иж-Комби, забитом дровами! Вообще, автомобильный парк тут старый, но машины прекрасно сохраняются из-за сухого климата. Фольксвагены и Ауди начала 80-х годов тут ездят буквально в музейном состоянии. Удивительно, но там, где отправляются в космос самые совершенные и высокотехнологичные творения человеческого гения, наши хайтечные Ауди воспринимались практически как НЛО. Особенно местных спецов удивляло, что в автопроме уже используются космические технологи и материалы — алюминий, клееные детали, сверхлегкие пространственные конструкции...

content image for: 34502

Вечером мы едем встречать космонавтов из гостиницы. Вот они идут по дорожке, улыбаются и машут руками, садятся в автобусы и уезжают готовиться к старту. Запуск корабля состоится в 02-12 по местному времени, или в 00-12 по Москве.

content image for: 34502

В следующий раз, когда мы увидим героев через пару часов, они уже снова будут за стеклом, в специальной комнате, облаченные в скафандры. Здесь проверят космические костюмы на герметичность, и вот наконец они выходят на специальную площадку и отчитываются перед комиссией: «Экипаж корабля «СОЮЗ-ТМА-02М» к пуску готов!» Под бурные аплодисменты экипаж садится в автобус и уезжает на стартовую площадку.

content image for: 34502

Мы наблюдаем за запуском со специальной площадки в 900 метрах от стартового стола. До старта остается полчаса... 15 минут... 5 минут... минута... «Дать ключ на старт!» – «Есть ключ на старт!» Голос командира, Сергея Волкова, спокоен. И вот... тот момент, которого мы все ждали. Яркая вспышка, грохот, небо наполняется белым светом, становится светло как днем... и «СОЮЗ-ТМА» отрывается от Земли! Космический корабль поднимается все выше и выше, унося с собой экипаж ближе к звездам. Первая ступень отделилась успешно... Вторая... И третья. Все, кто наблюдал за пуском вместе с нами, аплодируют, на лицах счастье — все прошло прекрасно, корабль стартовал легко.

content image for: 34502

Даже не верится, всего несколько часов назад они стояли рядом с нами, улыбались, а теперь... А теперь их нет на Земле, они ближе к звездам...
Если честно, то какое-то время никто из нас не мог подобрать правильные слова, чтобы объяснить, что же творится сейчас в душе. Пожалуй, ничего прекраснее в жизни мне видеть не доводилось. И это точно стоит того, чтобы хоть раз в жизни посмотреть своими глазами. Забыть такое зрелище невозможно, и это большое счастье — принять участие в таком масштабном проекте.

content image for: 34502

Но на этом наша история не заканчивается. Нас ждет дорога обратно, по пути мы заедем на место приземления Юрия Гагарина, в Монино, в Музей ВВС, и снова вернемся в Звездный Городок.

Текст и фото Матвеева Анна LAV Productions.

Начало экспедиции:

Продолжение: