Вон из гольф-клуба!

Volkswagen Jetta нового поколения — «всемирный» седан, который для всех рынков производится на заводе в Мексике. У немцев свой подход к созданию интернациональной четырехдверки

На Лазурный берег я приехал не для того, чтобы тестировать мордатый Rolls-Royce или писать репортаж о чудачествах российских чиновников и прочих гостящих здесь героев светской хроники. По набережной Променад дез Англе в сторону мыса Кап-Фера мы ехали на Volkswagen Jetta. Эта машина, конечно, из другого мира. Из жизни среднестатистического немца, а скорее даже американца (США — главный рынок сбыта фольксвагеновского седана). Не чужда она и представителям российского среднего класса. И зажиточным китайцам. Ведь Jetta — «всемирный» седан, который для всех рынков производится на заводе в Мексике. Впрочем, у немцев оказался свой подход к созданию интернациональной четырехдверки.

Идею сделать седан, который по размерам будет заметно крупнее Гольфа, но меньше Пассата, первыми воплотили в жизнь не фольксвагеновцы. На рынке уже есть такие переростки гольф-класса, как Renault Fluence и Chevrolet Cruze. Но ту же самую задумку немцы реализовали иначе.

— Я не верю, что можно сделать единый автомобиль для всех стран мира, — твердо заявляет Марк Штелин, представитель группы инженеров Volkswagen. — Поэтому версии Джетты для США, Европы и развивающихся стран сильно отличаются. В Россию пойдет европейская версия.

Хорошо это или плохо? В последнее время мы нередко получаем модификации, ориентированные на азиатские вкусы. Chevrolet Cruze сделан на платформе Opel Astra, но доводка его проходила в Корее, там же он и выпускается. Renault Fluence — это Megane, переделанный под рынки развивающихся стран.

Аналогичная удешевленная модификация есть и у Джетты, но европейский вариант, напротив, — улучшенный и дополненный. Он получил сзади вместо балки многорычажную подвеску, а также более качественный интерьер. И если везде, кроме Старого Света, его предлагают в фиксированных комплектациях, то в Европе и России машину можно будет оснащать опциями по выбору.

Направляясь к стоянке с разноцветными Джеттами, я ожидал как минимум по-европейски отточенной управляемости, приличного интерьера, ну и, разумеется, экологических «наворотов» вроде технологии BlueMotion с системой «старт-стоп».

Фольксвагеновцы не устают повторять, что Jetta — это теперь не просто Golf в кузове седан, а самостоятельная модель на общей платформе, как, например, Tiguan или Touran. Пожалуй, в этом утверждении практически нет маркетингового лукавства. В сравнении с прежним поколением Jetta изменилась радикально. Это действительно больше не «Гольф с багажником». Фольксвагеновский дизайнер Хосе-Карлос Павоне говорит, что команде, создававшей кузов, развязали руки: в результате передние стойки крыши сдвинулись чуть назад, капот удлинился, а крыша понизилась, что создало более динамичный силуэт. И, наконец, ни одна кузовная панель здесь не взята от базового хэтчбека.

По меркам гольф-класса размер кузова действительно впечатляет. Да что там гольф-класс! Jetta стала длиннее «трешки» BMW, а по ширине проигрывает «баварцу» меньше четырех сантиметров.

Для чего вообще производители взялись растягивать седаны гольф-класса в длину? В первую очередь — ради облегчения жизни задним седокам. В итоге по запасу пространства для ног автомобиль не очень сильно уступает Passat. Хотя по ширине это все еще Golf, так что втроем сзади будет тесно. Вырос и объем багажника, он примерно в полтора раза больше, чем в том же Golf (510 л). Разве что проем здесь слишком узкий.

Но есть одна нестыковка. Вроде и просторно, но нет ощущения, что сидишь в модели классом выше, чем Golf. На дверях — жесткий пластик. Никаких опций «повышенной комфортности», вроде обогрева заднего дивана, здесь не предусмотрено. Как позже пояснили фольксвагеновцы, это принципиальный иерархический момент: количество опций для Джетты намеренно уменьшено в сравнении с Пассатом. Базовая версия по уровню оснащения — типичный представитель гольф-класса. В наличии шесть подушек безопасности (опция — восемь), АБС и ESP, кондиционер с автоматическим управлением Climatiс, система помощи при трогании в гору, электрозеркала, четыре стеклоподъемника.

После 50-километровой поездки на заднем диване мне остро захотелось вперед, на фольксвагеновское, как обычно, эргономичное рабочее место водителя. Спереди салон отличается от Гольфа лишь нюансами вроде иных ручек дверей и воздуховодов, а также приборной панели, которая в угоду стиля лишилась «колодцев» приборов. Мой напарник за рулем сам предложил поменяться местами. То ли угадал мои мысли, то ли его не впечатлил базовый 1,2-литровый мотор TSI с турбонаддувом, развивающий 105 сил.

Аналогичный агрегат ставится на базовый Golf. Того, кто прежде не ездил на фольксвагеновских малолитражных наддувных двигателях, он способен удивить. Когда движешься в городском потоке, можно подумать, что под капотом обычный 1,6-литровый атмосферник. Реакции на газ не слишком бодрые, но какой-никакой запас тяги под педалью есть всегда, и обгоны можно совершать не напрягаясь. Приятно, что при рабочем объеме всего в 1,2 литра двигатель способен разогнать машину до 190 км/ч. Для сравнения: максимальная скорость 2-литрового Фокуса лишь на 5 км/ч выше.

Если новое поколение турбодвигателей сопоставимо с прежними атмосферниками, то, может, не стоило огород городить? На этот вопрос создатели Джетты отвечают, что вся суть новинки в экономичности. Причем новый седан потребляет топлива даже чуть меньше, чем более компактный Golf. В смешанном цикле Jetta 1.2 TSI сжигает всего 5,7 л на 100 км, а если взять версию BlueMotion с системой старт-стоп (которая автоматически глушит мотор на каждом светофоре), то такая машина будет тратить и вовсе 5,3 л/100 км. По заверениям Фольксвагена, это — рекорд экономичности в классе.

Про гамму моторов для российского рынка пока известно лишь одно: к нам точно пойдет более динамичная 1,4-литровая модификация TSI (122 л.с.). А вот насчет доступной версии 1.2 TSI представители марки пока отвечают, что вопрос в стадии обсуждения. Тут предположить можно вот что: с одной стороны, относительно недорогая 105-сильная Jetta — то, что надо большинству покупателей. Но у нас своя специфика... 1,2-литровый мотор на седане «почти D-класса» — непрестижно.

Оценить 1,4-литровую модификацию мы сможем лишь в июле, когда стартуют российские продажи. На тест-драйве в Ницце таких машин не было. Зато в качестве альтернативы нам предложили «топовую» версию 2.0 TDI (140 л.с.).

По утренней, еще не загруженной машинами набережной Ниццы дизельная Джетта весело набирает ход. Хотя заявления фольксвагеновцев о том, что новый седан обладает спортивными задатками, конечно, не стоит понимать буквально. Самый мощный мотор разгоняет модель до «сотни» за 9,5 с, что не является чем-то исключительным на фоне конкурентов.

И все же при желании на Джетте можно ездить напористо, но в том заслуга не столько двигателя, сколько шасси. На извилистых загородных дорожках седан идеально следует за поворотами руля. На автобане, когда стрелка спидометра переходит через отметку 150 км/ч, не приходится крепче сжимать руль: автомобиль остается очень устойчив. Кстати, инженеры пояснили: именно потому, что на дорогах Старого Света скорости движения в среднем выше, чем в США, в европейскую версию Джетты вживили многорычажную заднюю подвеску, которая лучше работает на высоких скоростях, чем скручивающаяся балка. Ну а еще один секрет хороших повадок Джетты в том, что, несмотря на увеличившийся размер, машина не набрала лишнего веса, а, наоборот, стала легче на 50 кг в сравнении с прежним поколением.

Все произошедшие с Джеттой метаморфозы можно было бы оценить только положительно, если, подобно Флюенсу и Крузу, модель оказалась бы сравнительно доступной. Но «немец» метит в другую лигу, и это пока не дает сделать однозначных выводов. Российские цены Volkswagen планирует объявить в мае. Если ориентироваться на уже известные европейские прайс-листы, то Jetta выглядит не так уж привлекательно. Цена в Германии — от 20 900 евро. Впрочем, по словам представителей Volkswagen, в некоторых случаях автоконцерны устанавливают для нашего рынка более низкие цены, чем в Европе. Так что делать выводы о дороговизне Джетты пока рано. А вот соотношение цен на модели соперников можно прикинуть уже сейчас.

Альтернатива

Павел Ёлшин,
фото автора и компании Volkswagen