C Маздой MX-5 меня связывают странные отношения – я много раз ездил на ней, но при этом почти не выезжал на дороги общего пользования. Прошлым летом я брал MX-5 у знакомого на пару попыток в любительском спринте, затем оказался за рулём подготовленной машины в итальянской Адрии на четырёхчасовой гонке MX-5 Open Race 2010, потом был Zoom-Zoom Challenge, закончившийся нашей победой. Казалось, уж в Крыму, куда нас пригласили для теста обновлённой MX-5, и настанет час откинуть крышу для неспешного променада вдоль побережья. Ан нет, всё началось совсем иначе!
![](https://resizer.mail.ru/p/48072019-f089-5536-ac26-e4993fc20731/AQABMUwzXgzZ9y24-TJloKXLhQHpWQFKl329IEVA1Z9ddRN6sENoUH2oQ1wVaXoXA8PIkfMsrunsXMLBDuKZxGUjhIY.jpg)
Погрузившись в чрево небольшого автобуса в аэропорту Симферополя, думалось о чём угодно – о погоде, море, знаменитых крымских троллейбусах, но только не о гонках. Ведь главный повод знакомства с машиной – это даже не лёгкий рестайлинг, а появление в качестве опции автоматической КПП. И даже когда мы свернули с дороги и начали подниматься в горы, никто не заподозрил неладного. Стоит себе небольшой шатёр и рядок MX-5 возле него – что в этом особенного?
![](https://resizer.mail.ru/p/decd18fb-c382-51ed-895e-1c4fac615574/AQABPTypF1p4iGigOILxNHTvmBHOL9e5Sy4WpIXBPKdN1msuzAoe3LjrP3P7gR04WyoaaYzAiri6QB9QX7uKtgGJfKs.jpg)
Но что здесь делает стартовый створ со светофором и старенькая «боевая» Mazda 323? Медицинская страховка, соглашение о безопасности, инструктаж и, главное, – стенограмма. Нас ждёт ралли! С перекрытым участком дороги и хронометражом. Экипаж сформировался быстро – в штурманы я посадил своего старого знакомого и коллегу, Влада Клепача. «Автомат», говорите? Нет уж, хотим с «механикой». Ознакомительный проезд за машиной безопасности, после чего мы решили немного доработать стенограмму, исключив из неё все расстояния короче 50 метров и всё – свободное плавание. Никаких ограничений – мчи во весь опор!
![](https://resizer.mail.ru/p/1127f2d5-779d-5773-8910-3e21e5a09c56/AQAB04jJkjX429u5e6wMe3KJHKNENBvVyMpQzhbJq8eB7vQKKVv3oRR8B7oEvV-nWNr28wlxveqdIkkaj76oZag8tzs.jpg)
Ага, легко сказать! Пока стартовый светофор один за другим зажигает огни, а правая нога удерживает 4 тысячи оборотов, всё хорошо. «Пять, четыре, три, два, один, старт!». С небольшой пробуксовкой Mazda срывается с места. Первая связка поворотов просматривается хорошо, нервы в порядке. MX-5 визжит шинами (для этого дела машины переобули в Michelin Pilot Exalto вместо штатных Bridgestone Potenza RE050A), и мы вваливаемся в «шпильку».
![](https://resizer.mail.ru/p/1bcc1a98-8ce9-5998-b58e-fc3161c9f610/AQABVDOlPNvZ-RjZ30hPIGGpOXID7QCMn1tMv7SnvPB4VXYMRPGrFimGbaP8v1PohcCs0CbQU7Jk-o9XiMzOPkaw2g0.jpg)
Врываемся в лес, узкое серое щербатое полотно серпантина, который по совместительству является спецучастком «Лучистое» ралли «Легенды Крыма», начинает петлять ещё сильнее. «Левый два на правый два, двойной, 50, подброс»... По краям – сплошной зелёный коридор, скорость – 120 км/ч. Нога инстинктивно сбрасывает газ – непривычно «валить» на всю катушку в незнакомых «слепых» поворотах, доверяя одному лишь штурману. Да что уж греха таить, страшно!
![](https://resizer.mail.ru/p/8dfc3055-6f70-5e02-94d9-8cbf5f088066/AQAB9mbdVXtj8LRCzkHybmd0pchcesEn7-SRi-rJVC_j0TtWuamnbRZydVABL3gswT-wPtaH2qqoe0p7654NnULw_30.jpg)
Сердце бьётся, как отбойный молоток. Ещё километр и вот он, финиш. Останавливаемся. Накрывший минутой назад страх быстро сменяется восторгом – хотим ещё! Ждём коллег и спускаемся организованной толпой вниз, попутно отмечая, где можно прибавить. Из «шпилек» выходим на первой передаче, а в «двушках» надо заставлять себя топить «в пол». И никаких заносов – иначе система стабилизации испортит последующий разгон. Впереди второе прохождение, а отключать DSC в незнакомом лесу нам не рекомендовали...
![](https://resizer.mail.ru/p/7248e844-b931-5a9f-a15d-f939c7de3d9e/AQABeWmwDXX4OclHWSMco9mV9g4NgxaA6DHIBP6BH7Lm1AayevSfa4UI98GjZ6XrIH1xgkqnZ0UFbgSwVsmlneCEvAQ.jpg)
Мало 160 сил, говорите? За глаза! В таких условиях о динамике думаешь в последнюю очередь. «Правый три, узко» – короткое торможение, Mazda охотно заходит на дугу, а дальше – только разгон. «Левый два, 50, правый два, 50, левая шпилька» – полным ходом забираемся на горку, «боевые» колодки Ferodo вгрызаются в тормозные диски, вторая, первая, отлично! Быстро уходим на самую ходовую часть «допа». Ррр, а каков звук мотора! Сочный и неожиданно басовитый для такого объёма.
![](https://resizer.mail.ru/p/cd2798b0-2a01-54c1-b9be-bc1e7784b1c2/AQABT8GtTVJ2TDRg2zuw1QJMU7bsvKHiwJ4Pz0tADcmFyVRbAMaRcO_GRV573UdZddpssCfbYYGzw-mD-dsvN6D-4UE.jpg)
Уже знакомая связка из левого и двойного правого, после чего тот самый бугор. Помню, не бросать газ. Получилось! Если в первой попытке Mazda едва разгрузила подвеску, то на этот раз мы оторвались всеми четырьмя колёсами. «Правый три на левый четыре» – MX-5 охотно перекладывается на противоположное направление. А в двойном длинном «третьем» родстер приседает на наружнее заднее колесо и буквально ввинчивается в поворот при подаче топлива. Подвеска слишком мягкая для таких режимов – кренится машина знатно. Разгон, снова «шпилька». О, нет! Мажу с торможением и теряю драгоценные метры на входе в поворот. Финиш...
![Несмотря на то, что была изменена конструкция передней подвески (положение шаровых опор), крены всё равно велики и заставляют сбрасывать скорость, хотя MX-5 при этом продолжает мёртвой хваткой цепляться за дорогу. Дело привычки… Несмотря на то, что была изменена конструкция передней подвески (положение шаровых опор), крены всё равно велики и заставляют сбрасывать скорость, хотя MX-5 при этом продолжает мёртвой хваткой цепляться за дорогу. Дело привычки…](https://resizer.mail.ru/p/2e064ea7-5361-5a38-af0e-a72dba68dcf0/AQAB2zPQHngZk5l7CXozN7oeDqKcExTTEdbFyez0cYB9zK2x4GolKk9cHH435LUJLa9dUj_gq-9QFHVkXOEeFp-IEtY.jpg)
Несмотря на эту ошибку, удалось снять две секунды – я зафиксировал время 1 минуту 46,19 секунды. Меняемся местами, теперь стенограмма на моей совести. Штурман из меня оказался никудышный – когда я едва не проворонил ту самую связку «правый три на левый четыре», и мы ввалили туда чуть ли не полным ходом, стало не по себе. Правда, этот момент быстренько меня настроил на нужный лад и в дальнейшем проблем не возникло. В тот день мы явно были в ударе – кроме нас двоих, из 1:50 выехал только один человек (Влад проехал за 1:48).
![](https://resizer.mail.ru/p/cbfee17f-15fb-55b8-8e74-907ce2099a69/AQABuNXG3sMFjG25KQUwO7lOKs-5FtEU_PkIt0uSbeCl3LBm5FjiLvu70TSABrNow-cEHG6VEUT6rCmqSOUhc_L3utk.jpg)
Дальше – короткий марш-бросок до Алушты. Ехали спокойно, тихо обалдевая от прошедших событий. И непонятно, что сложнее – заставить себя «валить» с нуля под указания свежеиспечённого штурмана по универсальной стенограмме или осмелиться организовать такие гонки для целой толпы журналистов. Удивительно, но обошлось не только без серьёзных вылетов, а даже без косметических последствий.
![](https://resizer.mail.ru/p/736cd56d-d1ae-5f9c-8cda-db315caba44a/AQABsc-ufXGLA9684cOw9MOzu4nv-rS6dr0Hi10HOwkRnrZ6lzm-_CSZAsgy6N_lcJH6L8jyZHNpji2o61Q3QUFWII0.jpg)
Утро началось с неспешной прогулки по набережной Алушты, а дальше мы направились в сторону Ай-Петри по широкому шоссе. И, хотя аэродинамика MX-5 позволяет ехать быстро с опущенной крышей без риска свалиться с простудой, мы остановились на 90 км/ч. После изнуряющей московской жары и смога хотелось не «головомойку», а лёгкого ветерка и свежего воздуха. Да и казавшаяся вчера излишне мягкой подвеска (и это в версии Sport с амортизаторами Bilstein!) на обычных дорогах не слишком тревожила организм. А асфальт в Крыму местами в средненьком состоянии...
![](https://resizer.mail.ru/p/642b13e1-890f-5c12-b149-94f363e4a4af/AQABm_ph62Xe2HvX51XMyuIEJFWE0wotVuppvC8RQuEdY3Hhik5aYL2ScXD8SRqps2ixe14S94pVbPkXsl93iWgZt4s.jpg)
Проехав несколько десятков километров в таком темпе, сворачиваем направо. Дорога подозрительно становится всё уже и уже и начинает уходить вверх. Ага, это подъём на Ай-Петри! Но недолго продлилась радость – серпантин забит туристическими микроавтобусами. Так и тащились мы за стареньким «Спринтером», пока... не вьехали в стену ливня. А крышу-то на ходу поднять нельзя. К счастью, быстро нашли широкую обочину. Стоп машина! 12 секунд и дело в шляпе.
Естественно, «валить» по сырой узкой дороге никто и не собирался. Стенограммы нет, трасса не перекрыта. И мы даже начали жалеть, что утром не взяли у коллег MX-5 с тем самым «автоматом». Но разочарование длилось недолго – после пары остановок на смотровых площадках мы преодолели подъём (а вместе с ним и полчища автобусов) и добрались до спуска.
![](https://resizer.mail.ru/p/c4dc193e-3ab9-5688-96d9-a45a9a351a7b/AQABmAgpb1NwqzB8A-O8xitjsARZA-UOh5ZUx9kc2_a1jiL64QYkBXMWh0eibTqFftnM0FtqxSlEku0JdCNk3Mv_4aA.jpg)
Ба, да тут никого! Широкий серпантин в полумраке, минимум трафика... Сами не заметили, как скорость начала расти, а вместе с ней начало зашкаливать и настроение. Какой кайф! На спуске совсем не испытываешь недостатка в тяге, MX-5 радует быстрыми и точными реакциями и буквально провоцирует «зажечь». Главное – не резать левые повороты с выходом на встречную, всё остальное – можно. Нужно! Особенный восторг – от связок «левый-правый» (или наоборот), когда быстро меняется профиль дороги. Свалился влево и тут же перепрыгнул в «бэнкинг». Как на горных лыжах.
![](https://resizer.mail.ru/p/b1d34852-48d9-51a3-8287-da5ffb0c6f2c/AQABDsHNBpzBnoY9ubqdMf9PdM6HMu-fRueSL7Lt6fXzhEHlFNN0uwtSIm2Gz0vRQ2nvSwtsLASvizzzF_20AULCRFY.jpg)
А в «шпильках» можно закинуть заднюю ось, даже не выключая DSC. Надо при торможении, когда разгружена «корма», просто сделать импульс рулём. MX-5 уходит в лёгкий занос и хорошо тянется «газом», даже несмотря на не ахти какой мощный двигатель. Кстати, в комплектацию Sport входит ещё и задний самоблокирующийся дифференциал.
![Ещё одна важная деталь обновлённого интерьера – сиденья Recaro, обтянутые кожей и алькантарой. Они куда удобнее базовых кресел и входят в оснащение версии Sport. Хотите такие с «автоматом»? Придётся доплатить 16 тысяч. Управление коробкой передач на руле требует привыкания. Не доступна в исполнении Comfort и аудиосистема Bose Ещё одна важная деталь обновлённого интерьера – сиденья Recaro, обтянутые кожей и алькантарой. Они куда удобнее базовых кресел и входят в оснащение версии Sport. Хотите такие с «автоматом»? Придётся доплатить 16 тысяч. Управление коробкой передач на руле требует привыкания. Не доступна в исполнении Comfort и аудиосистема Bose](https://resizer.mail.ru/p/065b03ba-3f5a-592c-a3ad-6a75c89b41ec/AQABaoEB_Hb7-cRjL9Mknk7dz0aMi2HKk2bCHhDgdGQMYEgr--3yPUhNuYFvP1KBZmeqsfFHOX2bmHq4fgexZSZTwXc.jpg)
Об «автомате» мы и не вспоминали – «механика» на MX-5 изумительная. Короткоходный и чёткий рычаг КПП в сочетании с внятным сцеплением и быстрыми откликами на газ так и провоцирует лишний раз переключиться. Даже когда в этом нет особой необходимости. При должной сноровке можно пользоваться правой ногой для торможения с перегазовками – делать их на MX-5 легко.
![](https://resizer.mail.ru/p/c36537c5-95c3-50d0-b5ca-364b38cd2f7a/AQABhwzoWgDy0KGdTPTWyNMv3PlL54X1UaNehUITzpauo4Yg2_KW83JnTMFbmpPwde_m7tI5uoZhCHsbc-rZqtlyrmA.jpg)
Спуск с Ай-Петри закончился незаметно... Смотрим на часы. Лучше пропустим обед, разворачиваемся! И под изумлённые взгляды коллег мчим обратно вверх. А потом снова вниз. К слову, после ралли колодки нам вернули заводские, но и они не перегревались. Всё-таки, небольшая масса машины даёт о себе знать. Да и вообще, залог успеха MX-5 скрывается именно в лёгкости.
![](https://resizer.mail.ru/p/03d462c1-20d8-57c9-8109-16882cc84a37/AQABu3dEARmNqESYjlNdEcK74q9NjbqjQ6ef1tr3E4B5rSVo2oh-jzZE3fKZs9K49nBphpYsrHV4w8lfLXjtXS3JB1Y.jpg)
И дело не только в массе. MX-5 лёгкая во всём. В повадках, в дизайне, в эмоциях. Удивительно, но в этой машине не обращаешь внимание на привычные недостатки. На тесный и простенький салон, отделанный жёстким пластиком, на скромный багажник, на небольшой клиренс – это, в конце концов, родстер, а не семейный универсал. Руль не регулируется по вылету? Ничего, приспособимся. Главное в MX-5 – это эмоции, которые она доставляет. Это не унылое средство передвижения из «А» в «Б» – это любимая игрушка, источник постоянного удовольствия.
![](https://resizer.mail.ru/p/18989cae-9698-586b-8035-dbad3df70184/AQABFt2SKY23nus7CZudiUDXQgk2maMCNaFpED2B8s-1cpP1IlR47vm_1fPd9vx7gyErr0ARk4d23NH43OdAnvAgilI.jpg)
К счастью, эмоции эти действительно положительны. Ехать на MX-5 приятно и быстро, и медленно. И испортить впечатление о машине не в состоянии даже «автомат». Мы всё-таки пересилили себя и поменялись на такую машину в Севастополе. Мало того, он отнюдь не противоречит характеру Мазды MX-5. И хотя шестиступенчатая коробка не имеет спортивного алгоритма, работает она настолько адекватно, что в ручном режиме нет никакого смысла. Тем более, замороченная схема кнопок на руле и подрулевых рычажков сбивает с толка. Оба рычажка дают команду на переключение «вверх», а кнопки – «вниз». Путаница неизбежна
![](https://resizer.mail.ru/p/1555e65e-aa28-5880-8e1d-6082264c6dd3/AQAB0_y2mOKOY9Uwbt-lfTyGCb5QUW9SbOvQ5XWU9gCvCNDSpgKbSsRva4PGATMUfH0nDo46lGXETOPb16U5R6tr1N0.jpg)
Конечно, гидротрансформатор «сжирает» секунду разгона до «сотни» – MX-5 с «автоматом» тратит на это 8,9 секунды против 7,9 у «механической» родственницы. Меньше и максимальная скорость – она падает с 218 км/ч до 194 км/ч. И отклики на газ потеряли свою остроту. Даже звук выхлопа другой. Кроме того, версия с АКПП не имеет «самоблока» и спортивной подвески. Но, к счастью, с появлением этой коробки маздовский родстер не лишился своей сути – яркого характера! Теперь для того, чтобы насладиться управляемостью и харизмой самого востребованного в мире родстера, не нужно мириться с педалью сцепления. И для кого-то это станет решающим фактором.
Вадим Гагарин
Фото: Сергей Крестов (Mazda)
ИСТОРИЯ
Одним из отцов-основателей Мазды MX-5 можно считать американского журналиста Боба Холла, который в 1979 году во время интервью с главой отдела развития компании Mazda, Кеничи Ямамото, предложил создать лёгкий спортивный автомобиль. Идея понравилась японцам и спустя десять лет идея трансформировалась в серийную MX-5, представленную в 1989 году на автосалоне в Чикаго.
![](https://resizer.mail.ru/p/3035399e-b6a8-5958-a159-d9058d68affa/AQABPc7F7csaoY76JkceBnTCkzlvQqOrAXHolcUzoH9CtmxkfJTf_fyLnCwlFg6KXaE6nF-unb_0BY4o3N-pfdFi3HQ.jpg)
MX-5 (на американском рынке модель называлась Miata) быстро заслужила признание во всём мире. Лёгкий родстер (955 кг) привлекал не только своим дизайном, но и ходовыми качествами. Кроме того, скромная масса позволила использовать и компактные лёгкие двигатели. Даже с мотором объёмом 1,6 литра Mazda достигала 100 км/ч за 8,8 секунды. А в ходе рестайлинга 1994 года машина получила 131-сильную «четвёрку» объёмом 1,8 литра, что тут же отразилось в характеристиках – разгон до «сотни» сократился до 8 секунд. Тогда же в списке опций появились ABS и 4-ступенчатый «автомат».
![](https://resizer.mail.ru/p/80efa582-0fe8-5e8d-9c54-ad8272678886/AQABBZSwizKrLsKDZv9hlRH05JUskmXKX_MnMJqXA0md7VujTvMHCtS0fl4NMPKGrikpDo1rVyobBwCKfgFe0mYGJbw.jpg)
Второе поколение MX-5 дебютировало в 1997 году. Машина получила стационарные фары взамен выдвижных, которые постепенно вышли из моды и, к тому же, не удовлетворяли требованиям по безопасности пешеходов. Развитие было эволюционным. Двигатель объёмом 1,8 литра форсировали до 140 «лошадей», появился задний самоблокирующийся дифференциал, немного улучшилась аэродинамика.
![](https://resizer.mail.ru/p/9ce90cb6-7929-50ff-9e12-6791ca2c8cc5/AQABHUh2Zn2OZYb_o1MajkAcIIdW8uJL2Wt_qlo0VcMWzVX2T8xcf0WtSGhREaqxY3abGGTxHyVyCS588ns4t9nLfn8.jpg)
Современная Mazda MX-5, представленная в 2005 году, примечательна прежде всего тем, что впервые получила в качестве опции складную жёсткую крышу (в России продаётся исключительно такой вариант модели) и двухлитровый двигатель мощностью 160 л.с. Был снижен центр тяжести, а жёсткость кузова на кручение выросла сразу на 47%. Родстер получил в качестве опции климат-контроль, ксеноновые фары и акустическую систему Bose. Модель пережила рестайлинг в середине 2009 года, а до России такие машины добрались этим летом.