Создание правительственных автомобилей всегда проходит в строжайшей секретности, и все наброски, вариации и альтернативные идеи так и остаются за закрытыми дверьми. Организаторы выставки «Дизайн под грифом “Секретно”, проходящей на ВДНХ на территории музея Гаража особого назначения ФСО России, решили собрать редчайшие рисунки, фотографии, масштабные деревянные и пластилиновые модели, прототипы и автомобили, созданные для первых лиц государства, о существовании которых большинство из нас не знало и не догадывалось.
Перед вами первый советский лимузин — автомобиль «Ленинград-1», также известный под именем «Красный Путиловец».
На заводе «Красный Путиловец» выпускали тракторы «Фордзон». Это была самая распространенная модель трактора в 1920-е годы, но в 30-х ее конструкция уже считалась устаревшей. Производственные площади решили перевести под выпуск легковых автомобилей высшего класса, но в итоге на «Красном Путиловце» в 1933-м собрали только шесть лимузинов «Ленинград-1». Проект закрыл Сталин, отказавшийся выделять деньги на перестройку цехов: требовалось 2,9 млн рублей в валюте.
Первый советский лимузин был создан на основе Buick 32−90 1932-го модельного года. В конструкции использовался рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 5641 см куб. мощностью 105 л.с.
Секретность с этого прототипа сняли буквально накануне открытия выставки. На фото вы видите созданный в единственном экземпляре прототип «Маруся L2» — таким мог стать автомобиль представительского класса «Седан» из проекта «Маруся “Кортеж”.
Дизайнеры L2 вдохновлялись внешностью 21-й «Волги» 1956 года выпуска.
Планировалось, что в проект «Кортеж» будет входить целое семейство автомобилей «Маруся». На базе седана L2 хотели сделать лимузин L1, плюс создать внедорожник сопровождения Marussia FB — автомобиль представительского класса SUV, а также микроавтобус «Маруся V1».
На выставке представлен полноразмерный прототип «Маруся FB», созданный в 2013 году в единственном экземпляре и также рассекреченный буквально накануне ее открытия.
Немного технической информации:
- Габариты: длина — 4900 мм, ширина — 1940 мм, высота — 1705 мм,
- База: 3000 мм,
- Дорожный просвет: 250 мм,
- Размерность шин: 265/45/20.
Создатели FB черпали вдохновение в облике ГАЗ М-72 1955 года выпуска.
А это прототип А лимузина «Аурус» из проекта «Кортеж».
Единая Модульная Платформа «Ауруса» была разработана в 2014—2015 годах, а осенью 2015 года именно этот лимузин, красующийся сейчас в музее на ВДНХ, был представлен Президенту России и получил положительную оценку.
Салон прототипа А ЕМП-Лимузина из проекта «Кортеж».
В 1988 году были построены два ходовых прототипа одной из десяти моделей, входящих в «Перечень перспективных легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ». Это были седаны ЗИЛ-4102 без броневой защиты, которым дали прозвища «Миша» и «Рая» — в честь Михаила Сергеевича Горбачева и его супруги. Они отличались друг от друга лишь в деталях, а также окраской.
После начала Перестройки весь проект по автомобилям высшего класса ЗИЛ был закрыт, а из созданных 4102 сохранился только один — седан светлого цвета с именем «Рая».
Конструкторы и художники работали над проектами правительственных лимузинов во все времена. В СССР Владимир Арямов рисовал футуристические автомобили «Москва» и кабриолеты «Мир». Эрик Сабо предлагал создать неординарный дизайн для правительственных ЗИЛов. Фантазировали на тему «автомобилей власти» Юрий Долматовский, Валентин Ростков, Татьяна Кисилёва. Представлены на выставке и дипломные работы молодых современных дизайнеров.
Выставка «Дизайн под грифом “Секретно” проходит со 2 февраля по 16 апреля в зале сменных экспозиций московского музея Гаража особого назначения ФСО России.
До этого здесь также проводились интересные автомобильные выставки: