Уход с рынка автоконцернов, тюрьма для злостных нарушителей дорожных правил и очередные поправки в ПДД. Авто Mail.ru рассказывает о главных событиях года, которые повлияли на жизнь водителей
Многие законодательные решения этого года были направлены на смягчение последствий кризиса, чтобы облегчить жизнь людей. Но не без исключений. Давайте вспомним основные вехи уходящего года, важные для тех, кто не мыслит своей жизни без руля.
Требования к безопасности конструкции автомобилей откатились на пару десятилетий назад
Безусловно, 2022-й год стал для автоиндустрии шоковым. Схлопнулись продажи новых машин, встряхнуло вторичный рынок, пострадал ассортимент и качество запасных частей и расходников.
Ситуация постепенно начинает стабилизироваться, но последствия кризиса, безусловно, будут ощущаться еще не один год. Говоря о мерах, принятых государством, нельзя не вспомнить про смягчение требований к конструкции транспортных средств, как производимых в стране, так и ввозимых из-за рубежа.
До этой же даты снижены требования к активной и пассивной безопасности вновь выпускаемых отечественными автозаводами транспортных средств, включая возможность продажи машин без антиблокировочной тормозной системы, подушек безопасности, преднатяжителей ремней и со сниженными экологическими требованиями. Эта мера едва ли пойдет на пользу безопасности на дорогах нашей страны, но она вынужденная.
Реализована реформа техосмотра, предусматривающая в числе прочего отказ от обязательного прохождения проверки состояния личного легкового транспорта. Теперь получение диагностической карты, напомним, обязательно только при смене собственника транспортного средства, если оно старше 4 лет. Одновременно введена ответственность за отсутствие карты на те транспортные средства, для которых техосмотр остался обязательным. С 1 марта нарушителей, севших за руль таких машин, штрафуют на 2000 рублей. Штраф можно выписывать в том числе с помощью дорожных камер, но не чаще, чем раз в сутки.
Одновременно понизили планку требований, предъявляемых к машинам при осмотре. Из списка обязательных проверок с 1 сентября вычеркнули аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. Не меряют больше уровень шума, исправность стеклоомывателя и кое-что еще. В то же время добавился ряд обязательных для проверки параметров, в том числе герметичность систем впуска и выпуска двигателей внутреннего сгорания. Впрочем, счет все равно в пользу упрощения процедуры.
Права продлили на 5 лет, а получить их станет проще
Порядка 5 миллионов водителей могут повременить с заменой водительских удостоверений, срок действия которых истекает с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Российское Правительство продлило их на 5 лет. Например, с правами, заканчивающимися 1 декабря 2022 года, можно будет ездить вплоть до 1 декабря 2027 года.
Скорректированы и примерные программы подготовки водителей. С 1 сентября добавилось 9 новых программ переподготовки. Например, теперь, имея категорию «А», можно пройти сокращенный курс переподготовки на получение водительского удостоверения категории «В».
В сами программы включены вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией транспортных средств, оснащенных автоматизированными системам управления, а также электромобилей. При этом следом за упрощением порядка приема экзаменов в ГИБДД сократился объем обучения выполнению упражнений на автодроме, но увеличилось количество часов, отведенных на вождение в реальных условиях. Добавилась учебная езда на автомагистралях. Помимо прочего, новым приказом МВД России ужесточен регламент взаимодействия автошкол с экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции.
С весны действует новый порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей. Основные нововведения связаны с ужесточением проверки в отношении водителей, которые проходят медкомиссию при возврате прав после лишения за езду пьяным. Для них предусмотрены более глубокие исследования на предмет наличия алкогольной и наркотической зависимости. Сама справка теперь оформляется на обновленном бланке.
ОСАГО продолжает дорожать
В очередной раз расширен коридор тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Страховщики декларируют, что это сделано для того, чтобы дополнительно стимулировать дисциплинированных водителей и призвать к порядку системных виновников ДТП, но по факту размер страховой премии увеличился для всех. Особенно это почувствовали таксисты, что заставило многих из них просто-напросто отказаться от полиса ОСАГО вообще.
Трижды в этом году обновились справочники для расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Четвертое обновление ожидается в декабре. В любом случае работы и запчасти стали дороже, значит, не за горами очередное повышение тарифов. Ну а водителям имеет смысл стать осторожнее на дорогах, ведь починить машину быстро и дешево теперь точно не получится.
За выезд на встречку и лихачество водителя — за решетку, а машину — с молотка!
Всерьез взялись за злостных системных нарушителей Правил дорожного движения. Так, летом в статье 12.7 КоАП РФ появилась новая часть 4, установившая ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством водителем, лишенным права управления.
Нарушителю грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей либо обязательные работы на благо общества продолжительностью от 50 до 200 часов.
Если и этого оказалось мало, и рецидивист продолжает садиться за руль, то в следующий раз он привлекается уже к уголовной ответственности по новой, принятой тем же законом статье 264.3 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 150 тысяч рублей, максимальное — лишение свободы на год. Одновременно к уже назначенному сроку лишения прав может добавиться еще 2 года. Если же попался водитель, лишенный прав по статье 264 УК РФ за совершение ДТП с тяжело пострадавшими или погибшими, минимальный штраф вырастает до 200 тысяч, а максимальный срок лишения свободы — до 2 лет. Плюс лишение прав на 3 года.
Еще одно нововведение уходящего года — уголовная ответственность за значительное (более чем на 60 км/ч) превышение скорости или выезд на встречную полосу в том случае, когда водитель уже привлекался к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством за аналогичные нарушения, совершенные повторно.
Иными словами, как и в ранее описанном случае, уголовка грозит за третье аналогичное нарушение. Самым везучим удастся отделаться штрафом в размере 200 тысяч рублей, а невезучим придется провести в тюрьме 2 года. Хотя права там не нужны, но к моменту выхода на свободу они по-прежнему будут недоступны, так как прежний срок лишения судья мог продлить на 3 года. Но если и это не остановит рецидивиста, следующий суд вправе отправить его на зону на 3 года и лишить прав на 6 лет. Все это следует из новой статьи 264.2 УК РФ, принятой в конце прошлого года, но вступившей в силу в этом.
«Вишенкой на торте» стала возможность конфискации транспортного средства, принадлежащего рецидивисту, осужденному за преступления по статьям 264.1, 264.2 и 264.3. Прецедент в этом году создан, и несколько автовладельцев уже расстались со своим имуществом.
Продолжает развиваться система фотовидеофиксации нарушений ПДД. Камер становится больше, и они умнеют. Например, научились неплохо распознавать непристегнутый ремень безопасности и разговор по мобильному телефону без системы хэндс-фри. Плюс ко всему в нескольких регионах начали выносить постановления с камер, установленных в светосигнальных балках патрульных автомобилей Госавтоинспекции. По словам руководства службы, скоро они станут обыденностью на наших дорогах. Адресаты «писем счастья» получили возможность их электронного обжалования непосредственно на портале государственных и муниципальных услуг.
СИМ в законе
Наконец, в сентябре Правительством приняты долгожданные поправки в Правила дорожного движения. Но вступят в силу они лишь 1 марта 2023 года. Самое главное — урегулирован правовой статус электросамокатов, моноколес, сигвеев, гироскутеров и прочих аналогичных устройств, получивших название средства индивидуальной мобильности.
В документе сформулирована иерархия мест, где на них разрешено движение, а также условия использования. В порядке убывания возможности движение на СИМ будет разрешено по велодорожкам и велополосам, тротуарам и пешеходным дорожкам, обочинам дорог и проезжей части (при соблюдении ряда условий). Максимальная скорость движения — 25 км/ч, допустимая масса СИМ для движения по пешеходной инфраструктуре — 35 кг. Помимо прочего, в ПДД внесен и ряд других корректив, в том числе узаконивших новые дорожные знаки, разметку, элементы дорожной инфраструктуры и тому подобное.