После продолжительных метелей во дворах и на проездах к ним образуются снежные наносы, которые существенно затрудняют движение легковых автомобилей. Водителям приходится брать штурмом эти препятствия, расталкивая снег бампером. Машина при этом идет в глубокой колее, царапая днище и рычаги подвески.
Не менее часто автомобили буксуют перед въездом на парковочные места, потому как им приходится переваливаться через приличные наносы, которые набрасывают грейдеры и тракторы с щетками. Насколько такой режим эксплуатации машины вредит ее техническому состоянию?
Вода под капотом
Снег меняет консистенцию в зависимости от температуры. Если стоит морозная погода, то свежие рассыпчатые сугробы легко пробиваются бампером. Снежные вихри поднимаются вверх, проникают в арки колес, в моторный отсек и оседают на холодных металлических и пластиковых деталях.
Порой после подобных проездов белый налет лежит ровной поверхностью на крышках навесного оборудования. Затем после постановки машины на стоянку от радиатора и от системы выпуска в подкапотном пространстве скапливается теплый воздух, который растапливает снежную корку. Вода проникает внутрь крышек, скапливается на электрических проводах, попадает в разъемы, датчики и приборы.
Вода может протечь в генератор, на катушки зажигания, оказаться в труднодоступных местах впуска. А дальше начинаются проблемы. Во время стоянки вода вновь замерзает и может порвать резиновые прокладки, уплотнители и прочие детали. Вода поступает внутрь узлов и замерзает.
Возникают ошибки в работе датчиков и прочих систем. Иногда таким образом замерзает даже тросик селектора автомата или рычаги механической коробки. Водитель пытается снять трансмиссию с режима «P-паркинг», а рукоятка не двигается. Пока моторный отсек хорошенько не прогреется и лед не растает, автомобиль не сможет тронуться с места.
Лед на защите картера
Еще одним проблемным местом автомобиля является нештатная защита картера. При проезде через сугробы туда набивается снег, который тает и спрессовывается, а затем превращается в ледяную прослойку, блокирующую двигатель. В итоге после ночной стоянки на морозе лед так прихватывает силовой агрегат, что его подушки не способны гасить возникающие в процессе работы колебания.
Вибрации передаются через лед на кузов. При запуске мотора ощущаются даже удары, скрежатания, потряхивания и прочие неприятные звуки, которые могут напугать автовладельца.
Вибрации примерзшего двигателя приводят к повреждению опорных подушек, к ослаблению болтов, хомутов и прочих соединений. Поэтому лед необходимо растопить. Для этого придется посетить мастерскую, где металлический лист на днище демонтируют и продуют нижнюю часть отсека строительным феном. Заново устанавливать беспокойную защиту не рекомендуется, потому как проблем от нее зимой больше, чем пользы.
Порванные «гранаты»
После снежных буксований необходимо следить за состоянием ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей), через которые передается крутящий момент от коробки передач к колесам. При движении по сугробам на них также скапливается снег, превращается в мокрую корку, а затем замерзает с проникновением внутрь микроскопических трещинок на резиновых пыльниках.
После ночной стоянки въевшийся в резину лед сковывает пыльник, нарушает эластичность материала и заодно примерзает к подвижной части вала. В итоге утром при начале движения пыльник рвется. Через трещинки внутрь механизма устремляется вода, грязь, из-за чего вымывается и сохнет смазка. Ресурс всего технического узла стремительно сокращается.
К весне ШРУС, или в простонародье «граната», может заскрежетать. Иногда неисправный ШРУС даже блокируется во время движения на высокой скорости, возникают пугающие удары и скрежетания.
Снег в арках
В снегопады на загородных трассах создаются идеальные условия для образования снежных наростов в арках колес. В течение нескольких часов автомобиль преодолевает переменно то заснеженные, то мокрые участки дорог, в результате чего на подкрылках образуется слоеная корка, промоченная талой водой.
Она вновь замерзает на ветру, и над вращающимися колесами растет твердая глыба, которая достаточно надежно сидит на арке и брызговике. При проезде ям или лежачих полицейских наросты отваливаются и со скрежетом царапают пороги.
Но хуже всего, когда глыбы падают в крутых поворотах при вывернутых колесах. Бывали случаи, когда во время поворотов на высокой скорости крепкая льдина попадала в щель между покрышкой и краем подкрылка, застревала на несколько секунд и препятствовала возвращению колеса обратно.
Водитель ощущал на руле пугающее усилие и не мог вернуть руль обратно. Он терял контроль над ситуацией и жал на тормоза, чтобы остановиться. В итоге неконтролируемый занос приводил к ДТП.
В общем, в такой ситуации необходимо взять себя в руки и возвращать руль изо всех сил назад. Усилитель рулевого управления обладает достаточной мощностью, чтобы раздавить не только ледяной нарост, но и вещи покрепче.