Стуки при трогании с места: в чем может быть причина

Рассказываем, какие неисправности сопровождаются подобными симптомами

Стук при трогании с места – явление достаточно распространенное. Особенно – у «возрастных» машин. Найти причины стука бывает не так просто, ведь причин его возникновения может быть несколько.

Природа возникновения стука может быть совершенно разной, но есть ряд типичных неисправностей, которые легко разбить на подгруппы и понять, что именно не так в автомобиле. Отвечаем на главные вопросы о стуке в автомобиле.

Яма, колесо
Источник: legion-media / Ronstik

Подвеска и рулевое управление: что стучит?

В ходовой и рулевом управлении автомобиля много деталей с резинометаллическими соединениями, шарнирами и другими частями, подверженными износу. Крепления также часто подвергаются износу.

В процессе эксплуатации – особенно в регионах с плохими дорогами – механический износ приводит к разрушению конструкции и люфту. При старте с места стук может быть слышен особенно отчетливо – забудьте о конфиденциальности в салоне.  

Глухой стук может возникать при износе сайлентблоков или шаровых опор в рычагах подвески, причем эти стуки будут явно слышны и в момент проезда различных неровностей, когда колеса попадают в яму (при сильном ударе могут пострадать и диски). Это должно сразу же насторожить.

Колесо
Источник: Pixabay

Неисправность верхних опорных подшипников передних стоек также может выражаться в стуках. В этой ситуации поможет замена этих деталей. Довольно часто эта проблема встречается у Renault Megane, Toyota, ВАЗ, Ford и Nissan (на последнем автор статьи не раз менял эти элементы, когда понял, что в автомобиле появился стук).

Впрочем, опорные подшипники можно диагностировать и при повороте руля на месте. Бывалые водители советуют проверять эти узлы хотя бы раз в месяц.

Также они рекомендуют внимательно прислушиваться к любым стукам в авто и при появлении посторонних стуков сразу заняться поиском из источника. Источником нестандартного стука может оказаться и рулевая рейка (или тяги и наконечники), но тогда стук будет отдаваться в руль небольшими «толчками». 

Опоры двигателя или коробки передач

У любителей резких стартов с места могут возникнуть проблемы с опорами силового агрегата (в простонародье – подушки). В их конструкции также используется резина, которая со временем теряет эластичность, крошится и рвется (это же касается и гидравлических опор). В итоге возникает стук при трогании с места, который отчетливо передается на кузов.

Автосервис
Источник: legion-media / Ruslan

Трансмиссия: как устранить стук

Здесь стук может быть, например, при люфте в механизме сцепления. Сами приводы, ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) или непосредственно коробка, в которой периодически следует менять масло, обычно проявляют себя в металлическом скрежете, гуле и треске.

Например, «стрекот» в авто спереди при повороте руля – это почти всегда неисправный ШРУС (это подтвердит любой специалист). Хруст при переключениях передач намекает, что стало плохо синхронизаторам, а повышенный шум при движении вперед или назад свидетельствует об износе подшипников или зубчатых колес.

У автомобилей с карданным валом частая причина стука – изношенная крестовина (с характерным «звонким» ударом, а любителей «подрифтить» поджидает неприятный сюрприз в виде порвавшегося резиновой демпферной муфтой.

Износ осей сателлитов и шестерен дифференциала полного привода также приводит к стуку при трогании с места. Если автомобиль – переднеприводный, то он будет слышен спереди, если дифференциал стоит сзади, то, соответственно, стук будет различим в районе задних колес.

Auto article image: 82542

Неисправности и поломки автоматических КПП (АКПП) обычно сопровождаются не только стуками, но и грубыми переключениями, рывками. Возможен износ шкивов или ремня/цепи вариатора. Недостаточный уровень масла (и его неправильный выбор) в «классическом» автомате также бывает причиной стука после старта.

Неисправности в коробке зачастую приводят к тому, что водитель начинает слышать неприятный стук. Таким неисправностям стоит уделять особенное внимание и доверять их поиск специалистам, которые проведут все необходимые работы с помощью специального оборудования.  

Выпускная система: стук и его причины

Да, у автомобиля стучать может и «выхлоп»! Появляется стук из-за изношенных опор двигателя, что приводит к более сильным перемещениям силового агрегата при старте с места, поэтому труба может касаться кузова – в этом и кроются основные причины появления стука.

Впрочем, самой характерной для российских дорог причиной обычно является отгнившее крепление (ослабло) – кронштейны не слишком стойко сопротивляются соли или реагентам.

slide image for gallery: 27544 | Renault Duster багажник

Другие причины стуков при трогании и торможении

Встречаются и иные источники стука при начале движения, которые могут быть слышны изредка или постоянно при нажатии на газ, – открутившаяся защита картера, незакрученные болты или гайки крепления колес, болтающаяся в тормозном суппорте накладка, колодки.

Некоторые водители часто настораживаются даже когда в багажнике автомобиля катается и бьется о стенки незакрепленный груз.

Что сделать, если в машине что-то стучит?

Сначала, чтобы найти, откуда исходит стук, – необходимо проверить, хорошо ли затянуты колесные болты и гайки, придется заглянуть под днище с обеих сторон на предмет «отвалившегося» выхлопа или защиты картера двигателя.

Возможно, причина кроется именно в этом – плохо затянутые болты могут стать источником стука. А при наличии вышеописанных симптомов лучше заехать на сервисную станцию, чтобы машину осмотрели по всем правилам на подъемнике – диагностика в такой ситуации будет полезна.

Если почитать комментарии автовладельцев на форумах, то станет понятно, что опытные водители рекомендуют проводить проверки и осмотр деталей минимум два раз в год, а лучше даже чаще. И при необходимости менять изношенные или поврежденные детали на новые.

Поэтому постарайтесь вспомнить, когда вы последний раз проверяли состояние своего авто. Одиночный стук не должен сильно вас пугать. А вот повторяющийся с определенной периодичностью – да. 

Шиномонтаж
Источник: legion-media / Valiantsin Suprunovich

Главное – долго не тянуть, потому что люфт в подвеске, рулевом управлении, трансмиссии или опорах силового агрегата не только влияет на безопасность движения, но и в дальнейшем будет прогрессировать, что приведет к повышенному износу смежных деталей.

И в результате ремонт окажется сложнее и дороже. Особенно это касается тех случаев, когда стуки сопровождаются другими неприятностями – грубой работой коробки или повышенным шумом при движении.

Игорь Самойлов