НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как работают сервисы онлайн-покупки автомобилей

22 сентября 2020 10:30
Пока мировая экономика пытается оправиться от последствий пандемии коронавируса, традиционно «физический рынок», в частности автомобильный, активно переходит в онлайн. Авто Mail.ru рассказывает всю самую важную информацию о покупке автомобиля онлайн

Во время кризиса и самоизоляции автодилеры начали спешно адаптироваться к ситуации и решили дать клиентам возможность купить автомобиль, не выходя из дома. Теперь все привычные процессы, связанные с покупкой автомобиля, переходят в онлайн. Это — индивидуальные видеоконсультации, онлайн-услуги страхования и автокредитования, оплата и бронь через сервисы приема онлайн-платежей. Причем дистанционное сопровождение сейчас возможно при покупке как новых, так и поддержанных машин.

Кто из автокомпаний уже запустил онлайн-продажи

Приобрести новый автомобиль можно прямо на сайте автопроизводителя. Такую услугу уже оказывают Lada, BMW, Hyundai, Volkswagen, Land Rover, Volvo и Chery.

Механизм покупки выглядит так:

  1. Выбор модели и комплектации автомобиля в наличии у конкретного дилерского центра;
  2. Заполнение онлайн-заявки на бронирование;
  3. Консультация менеджера, видеопрезентация, уточнение деталей покупки;
  4. Дистанционное оформление и подписание коммерческого предложения (некоторые компании доставляют документы на дом), выставление счета;
  5. Установка дополнительного оборудования, оформление кредита, страховки или оценка trade-in также проходят онлайн;
  6. Внесение предоплаты или полной суммы на онлайн-сервисе (оплата банковской картой, по QR-коду с реквизитами или через сервисы Apple Pay, Google Pay);
  7. Выдача автомобиля — самостоятельно из салона или доставкой на эвакуаторе.

Компания Land Rover, помимо прочего, позволяет своим клиентам оформить выездной тест-драйв. А при онлайн-бронировании у Chery действует скидка до 40 000 руб.

Компания Jaguar публикуют все актуальные спецпредложения и программы по дистанционной покупке автомобиля на своем сайте — всю информацию можно очень быстро найти.

Онлайн-покупка автомобиля Hyundai будет доступна с октября 2020 года. Сейчас же в онлайн-сервисе Hyundai можно ознакомиться с автомобилем в виртуальном шоу-руме, рассчитать стоимость и продлить полис ОСАГО, а также оформить заявку на получение кредита.

Многие автокомпании ввели «частичную» возможность покупки автомобиля через Интернет. Так, выбрать автомобиль, отправить заявку на бронирование и внести предоплату на сайте можно у Renault, Mercedes, Mitsubishi, Nissan и Infiniti. Также в онлайн-формате можно оформить кредит и купить страховку. А вот для того, чтобы подписать договор, внести оставшуюся сумму и забрать автомобиль, придется приехать в дилерский центр.

При этом в 2019 году компанией Renault была предпринята попытка продать 300 новинок (купе-кроссовер Renault Arkana Edition One) онлайн со стопроцентной предоплатой (бонусом шла бесплатная доставка автомобиля на дом). Тогда компания использовала интерфейс, позволяющий производить оплату с нескольких банковских карт в течение нескольких дней. Таким образом продали только 2 автомобиля, эта идея на российском рынке провалилась. И дело не в том, что российские покупатели не оценили по достоинству этот современный способ покупки автомобиля. Главная проблема в том, что клиентам невыгодно платить высокий процент при прямом переводе денег.

У Mitsubishi продажа машин со стопроцентной предоплатой практикуется в других странах, в России же есть пока только онлайн-предоплата в размере 10 тысяч руб. Зато с 3 августа этого года компания запустила свой сервис по онлайн-кредитованию.

Выбрать модель и комплектацию автомобиля можно и в интернет-каталогах Kia, Skoda, Citroen, Honda, Subaru, Porsche, Foton, JAC и Jeep. Отправить заявку на автомобиль можно на сайте, но все дальнейшие шаги по покупке доступны лишь при личном посещении автосалона.

Маркетплейсы и банки

С маркетплейсами российские покупатели знакомы уже очень хорошо. Но не все знают, что там можно приобрести и автомобиль. Особенность таких маркетплейсов в том, что на них можно размещать объявление о продаже автомобиля и закрывать сделки там же. Покупателю не надо переходить на сайт продавца — он оформляет заказ, платит и выбирает способ доставки прямо на площадке.

В России первым маркетплейсом, который стал продавать машины в онлайн-режиме, стал AliExpress в марте 2019 года. Его первым партнером стал Chery. Компания предложила также «специальные условия» для покупателей с AliExpress. Но инициатива провалилась, сейчас на российском рынке приобрести автомобиль через AliExpress нельзя.

На других популярных маркетплейсах можно выбрать новый автомобиль у официального дилера или же подержанную машину у частного лица. Для оформления покупки необходимо связаться с продавцом. На самом маркетплейсе сделать заказ нельзя — получается, что сайт просто выступает в роли посредника между продавцом и покупателем.

А вот Озон уже расширяет свои функции в посредничестве при продаже автомобилей и готов начать работать с официальными дилерами. Партнеры планируют продавать на маркетплейсе автомобили Hyundai, Nissan, Kia, Renault, Volkswagen. Всего будет представлено 14 брендов. Покупатель сможет выбрать модель, комплектацию и забронировать автомобиль прямо на сайте. При этом гарантировать исполнение заказа и передачу машины клиенту будет дилер. На этапе запуска на маркетплейсе можно купить новые автомобили только в Москве и Подмосковье.

Популярность онлайн-покупки автомобилей побудила российские банки создать собственные маркетплейсы с льготными условиями кредитования, персональными скидками и специальными предложениями для клиентов банка.

Фото: depositphotos.com
Источник: depositphotos.com

Так, Сбербанк запустил свое мобильное приложение «Сберавто», где можно напрямую купить автомобиль от производителя. Оно функционирует при помощи единой системы авторизации Sberbank ID. Первое сотрудничество Сбербанк оформил с Jeep. В приложении покупатель выбирает автомобиль, а все заботы по проверке машины, оформлению страховки и бронированию переходят личному помощнику. Счет на оплату выставляется также в «Сберавто».

Русфинанс Банк позволяет оформить онлайн-кредит на автомобиль. Для этого нужно выбрать модель из каталога на сайте банка, оставить онлайн-заявку на кредит и получить решение банка. Подписать документы и забрать автомобиль можно только в салоне вместе с представителем банка.

Больше всего на российском рынке отличился ВТБ. В апреле этого года в Москве в пилотном режиме был продан первый автомобиль в кредит полностью в дистанционном формате. Клиент ВТБ выбрал автомобиль на маркетплейсе, там же оформил заявку на кредит, получил одобрение. Документы подписывались электронной подписью. Как получить автомобиль? На выбор — самовывоз или доставка.

Что такое онлайн-агрегаторы и как с их помощью купить машину

Агрегатор — это не полноценная площадка для купли-продажи автомобиля, а просто каталог, собирающий автомобили со всех интернет-источников. В ход идут частные объявления и реклама от официальных дилеров. Приобрести на онлайн-агрегаторах можно только пакет услуг и различные тарифы по пользованию сервисом.

Классические примеры таких агрегаторов — это ILSA, Авто. Ру, Robasta и Haraba.

ILSA формирует базу машин, продающихся у 1111 официального дилера в 147 городах России. Подобрать можно только новый автомобиль по фильтрам поиска. Выбрав несколько моделей, можно сравнить их по общим и различающимся характеристикам. Определившись с выбором, клиент связывается с официальным дилером. Далее взаимодействие между дилером и клиентом проходит без посредничества ILSA. Сервис полностью бесплатный и дополнительных услуг не предоставляет.

У Авто. Ру схожая схема работы, за исключением того, что на сайте можно провести оценку автомобиля, получить отчет по VIN (платная услуга). К тому же у агрегатора развитая система отзывов и рейтингов и широкий ассортимент выбора: от легковых до коммерческих автомобилей, новых и подержанных, мотоциклов и запчастей.

Robasta оценивает рыночную стоимость автомобилей. На агрегаторе анализируются предложения как новых, так и подержанных автомобилей крупнейших российских сайтов покупки машин у частных продавцов и официальных дилеров. После оценки на сайте по умолчанию появляются результаты сравнения. Связь с продавцом такая же, как и на предыдущих агрегаторах, — через контактные данные продавца на сайте.

Фото: depositphotos.com
Источник: depositphotos.com

Особенность Robasta — это очень подробный отчет оценки автомобиля, изучение зависимости цены от вида и мощности двигателя, срока эксплуатации, типа привода и кузова. Услуги Robasta не бесплатны, для получения подписки, в которую входят Telegram-рассылка, услуги оценки стоимости авто, подключение API, нужно оплатить тариф банковской картой на сайте агрегатора.

Haraba во многом похож на Robasta. На сайте этого агрегатора можно узнать историю продажи и эксплуатации автомобиля, а также сколько машин было продано с телефона, указанного в объявлении. Это сделано для того, чтобы обезопасить покупателей от мошенников и перекупщиков.

Дальше всех зашел AutoSpot. На этом онлайн-агрегаторе можно сразу приобрести автомобиль, не переходя на сторонние сайты. После выбора машины из каталога агрегатора и подачи заявки с клиентом связывается менеджер AutoSpot и уточняет детали покупки. Далее он присылает сканы необходимых документов с подписью продавца: ДКП, дополнительное соглашение, заказ-наряд на установку оборудования, документы, подтверждающие покупку иных товаров, а также счет с реквизитами ДКП и уникальную ссылку на онлайн-оплату через Сбербанк. Все оригиналы передают при выдаче автомобиля. Автомобиль вместе с пакетом документов можно получить в салоне или заказать доставку на дом.