НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Рейтинг крутых ресторанов и автомобильные шины: как они связаны

15 января 2020 09:00
«Мишленовские» рестораны и покрышки Michelin правда имеют самое непосредственное друг к другу отношение. Производитель резины в свое время решил выпускать гид для путешественников, прославивший Michelin не меньше Бибендума. А это кто, знаете?

15 января 1853 года в Париже родился Андре Жюль Аристид Мишлен — французский инженер и промышленник. Именно он в 1889 году вместе со своим братом Эдуардом Мишленом соучредил компанию по производству шин.

Андре Жюль Аристид Мишлен. Фото: Национальная библиотека Франции

В 1900 году братья Мишлен создали Красный гид Мишлен — невероятно точное с картографической точки зрения пособие для путешественников — впоследствии взявшее обыкновение присуждать ресторанам одноименные звезды (не более трех).

За звездами Michelin предприятия общественного питания до сих пор активно гоняются.Фото: Michelin

Сегодня, помимо производства и продажи шин для любых видов техники, компания Michelin издает туристические путеводители, гиды по отелям и ресторанам, дорожные карты и атласы, предлагая цифровые продукты и услуги, повышающие мобильность.

А еще братья Мишлен вместе с графом Дион, братьями Рено, Луи Панардом и прочими промышленниками в 1900 году соучредили ежедневную (!) спортивную газету «Авто-вело» (l'Auto-Vélo), известную впоследствии под именем l'Auto. Пионер автомобильной прессы выходил с 16 октября 1900 года по 17 августа 1944 года. Фото: Национальная библиотека Франции

Нынче Группа Мichelin со штаб-квартирой в Клермон-Ферране представлена в 170 странах мира, насчитывает 67 заводов, расположенных в 17 странах, включая и Россию. В Группе насчитывается порядка 111 700 сотрудников по всему миру. Все научные исследования и разработки осуществляются в Технологических Центрах Michelin с подразделениями в Европе, Северной Америке и Азии.

Спасли от краха завод мячей

А начиналось все вполне заурядно. В 1889 году братья Андре и Эдуард Мишлен спасают от краха пришедшее в упадок производство сельхозоборудования и резиновых мячей в Клермон-Ферране. Сперва Андре становится временным управляющим завода, а вскоре он просит брата помочь в управлении компанией. Эдуард закрывает свою художественную мастерскую в Париже и становится совладельцем предприятия, которое 28 мая 1889 года именуется «Мишлен и Ко.»

Успех компании предопределил случай, произошедший в 1891 году. Некто Большой Пьер — местный богач и велосипедист, заехавший на завод в Клермон-Ферране, чтобы купить материалы для ремонта велосипедной шины, отчасти предопределил будущее компании. Велосипедные пневматики конструкции Джона Бойда Данлопа, появившиеся всего три года назад, намертво приклеивались к ободам колес. Поэтому прокол, а гвоздей из лошадиных подков по тем временам на дорогах было с избытком, отремонтировать было сложно: три часа на демонтаж трубки; потом ее нужно было заклеить и приклеить заново; затем все это оставить на ночь, чтобы подсох клей... Ремонт шины длился 15 часов!

Фото: Michelin

А наутро при пробной поездке шина вновь была проколота. И здесь Андре Мишлен записал в блокнот две мысли. Первая — за пневматическими шинами будущее. Вторая — шины должны быть быстросъемными, с внутренней камерой, чтобы любой мог поменять камеру за 15 минут. Именно такие шины (разумеется, не точно такие, а аналогичные по конструкции) были разработаны и запатентованы летом того же года, после чего практически сразу поступили в продажу.

Проиграли гонку, но выиграли день

В 1895 году для состязания в гонке Париж-Бордо-Париж братья Мишлен подготовили сразу три автомобиля на съемных пневматических шинах. На одном из них — под названием «Молния» — они стартуют сами. В гонке братья приходят последними, из их команды лишь «Молния» добралась до финиша, едва не сгорев по дороге.

Однако они доказали, что пневматические шины выдерживают вес автомобиля, а также могут успешно применяться на велосипедах и фиакрах. Говорят, что Эмиль Левассор — победитель гонки на автомобиле собственной конструкции — был удивлен и так прокомментировал ситуацию с братьями Мишлен: «Они проиграли эту гонку, но выиграли этот день».

Фото: Michelin

Бибендум и карта-гармошка

В 1898 году родился Мистер Мишлен, также известный как Бибендум. В 1894 году Андре и Эдуард Мишлен посетили международную выставку в Лионе. На экспозиции братья наткнулись на штабель шин, напоминающий человечка. Вскоре после этого Андре знакомится с оригинальным рисунком карикатуриста Мариуса О'Галопа, на котором изображен знакомый силуэт.

Впоследствии братья меняют эскиз, в итоге получается фигурка человечка из шин. Иллюстрация: Michelin

Спустя 12 лет, в 1910 году Компания Michelin публикует первую дорожную карту. Карта складывается «гармошкой», что также стало ноу-хау братьев Мишлен. А между тем, Красный гид существует и развивается уже 10 лет.

Прорывы прошлого века

Следующий прорыв в истории компании состоялся в 1937 году: Michelin представляет стальной каркас для шин. Новый продукт более устойчив к перегреву и нагрузке. В том же году на рынок выходит первая шина серии Pilot — шина увеличенной ширины, что позволило двигаться с более высокой скоростью, в том числе по мокрой дороге.

Первая в мире шина со стальным, а не текстильным кордом называлась Metalic, предназначалась для грузовиков. Решение позволило увеличить прочность и ресурс шины. Иллюстрация: Michelin

Меньше чем через 10 лет, в 1946 году, масштабные научные исследования компании приводят к впечатляющему технологическому прорыву — радиальной шине. В отличие от диагональной шины, каркас которой состоит из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются, в радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким поясом из высокопрочного корда. Новинка более безопасна и выигрывает у традиционных шин в топливной экономичности и сроке службы, долго сохраняет свои первоначальные характеристики. Первая радиальная шина выпускается в 1949 году под названием MICHELIN X.

«Сороконожка» для испытаний

На базе легендарного Citroen DS19 компания в 1970 году создает необычный автомобиль для проведения испытаний грузовых шин, известный как «Сороконожка». Мобильная лаборатория весом 9 тонн получила десять независимых колес и два двигателя Chevrolet V8. В машине установлены измерительные приборы для испытания грузовых шин. В течение нескольких лет этот автомобиль считался передовым изобретением для безопасного тестирования шин на высоких скоростях.

В течение нескольких лет этот автомобиль считался передовым изобретением для безопасного тестирования шин на высоких скоростях. Фото: Michelin

Дальше было множество побед. Технологических и спортивных. Например, создание «зеленой» шины с добавлением к резиновой смеси диоксида кремния. Эта технология улучшает энергоэффективность, повышая безопасность и долговечность шины. У «зеленых» шин низкий коэффициент сопротивления качению, что позволяет экономить топливо.

Что касается спортивных побед, то здесь Michelin не было равных. Долгие годы и до сих пор компания победно шефствовала над многими спортивными сериями и чемпионатами, одерживая победы в самых громких из них, начиная от «Формулы-1» и гонок на выносливость в Ле-Мане, заканчивая Чемпионатом мира по ралли и ралли-рейдами Париж-Дакар. В 2006 Группа Michelin вошла в пятерку крупнейших компаний мира, имеющих наилучшую репутацию.

Лето для зимы и шины без воздуха

В 2015-м компания выводит на рынок MICHELIN CrossClimate — первую летнюю шину с зимним сертификатом. А в 2017 году Michelin представляет революционный прототип «шины будущего» под названием Vision. Протектор цельной безвоздушной шины, созданной из прочных биоразлагаемых материалов, при износе можно будет напечатать на 3D-принтере. 2019-й отметился презентацией MICHELIN UPTIS (Unique Punctureproof Tire System) — первого безвоздушного решения нового поколения.

Прототип UPTIS создан на основе технологии MICHELIN Tweel и имеет схожие особенности конструкции. Фото: Michelin

Шина представляет собой колесо в сборе с диском, спицами, несущими нагрузку, гибким ободом. Шины UPTIS созданы из новых композитных материалов, которые позволяют выдерживать нагрузки, скорость и динамику современных легковых автомобилей. Безвоздушная конструкция минимизирует возможность проколов и снижения давления. Вывод шины на рынок запланирован в 2024 году. Как она выглядит, смотрите в нашей видеоистории: