НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Банды и «слепые зоны». Что пугает российских дальнобойщиков?

29 августа 2019 13:14
Корреспондент АиФ.ru проехался с дальнобойщиком и узнал, какие опасности ждут его на дороге и есть ли здесь место дружбе, заботе и конкуренции

Продал дачу — купил «Реношика»

Дальнобойщик Денис Бесчастный грузит товар уже седьмой час. Ему предстоит поездка из Ростова-на-Дону в Волгоград. Он везет туда радиаторы отопления, пластиковые трубы, мебель. Дорога — 500 километров. «О каком режиме труда можно говорить? То у них компьютер завис, документы не могут быстро распечатать, то перекур, — начинает разговор автомобилист. — Я на ногах с раннего утра, а в Волгоград еще ехать 10 часов».

37-летний Денис Бесчастный уже семь лет занимается частным извозом грузов на своем большегрузе Renault Magnum. Французский автомобиль-кормилец они с женой ласково называют «Реношиком».

Денис — деревенский парень, вырос в станице Андреевской Ростовской области. Трудовую деятельность начал комбайнером, затем — армия, после колесил по стране в поисках хорошего заработка, переехал жить в Ростов-на-Дону. В областном центре работал на заводе, затем — в пекарне, на доставке булочек. После женитьбы водитель вновь отправился по стране в поисках лучшей доли: в Москву, в Цхинвал.

Нужда заставила молодую семью переехать в родную деревню Дениса, где он год проработал в школе учителем физкультуры. Но денег не хватало. На семейном совете приняли решение: продать дачный участок жены под Ростовом и купить грузовой автомобиль-автопоезд.

«На перевозках в 2012 году можно было хорошо заработать, но с 2015 года становится все хуже и хуже, — говорит Денис Бесчастный. — Что ни год — сюрприз от руководства страны. Топливо дорожает, появился “Платон” (система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн), ужесточились правила перевозки. Сейчас кризис, на рынке мало достойных предложений. Поэтому обновлять технику у меня нет никакой возможности. Если быть откровенным, то не хватает средств даже на положенное содержание».

Дальнобойщик приводит пример. В 2014—2015 годах он еще ездил в Сибирь и за Урал. Из Ростова-на-Дону до Новосибирска в одну сторону платили 150 тыс. рублей. Сейчас на рынке предложение доставить груз в Новосибирск оценивается в 90 тыс. рублей. Расценки снизились почти вдвое, при этом топливо тогда стоило 27-33 рубля за литр, не было «Платона» и других сопутствующих расходов. Такая поездка будет только в убыток, и это рулетка: заработаешь ли на обратном пути что-либо или поедешь порожняком. Однажды ростовчанин в Новосибирске пробыл три недели: искал загрузку на обратный путь.

«Работаю три-четыре месяца в году, если автомобиль не подводит, — поясняет дальнобойщик. — Как урожай соберут, возим овощи на ярмарки. Перед Новым годом можно еще заработать. А начиная с января и заканчивая маем работы очень мало, перебиваюсь случайными заработками».

Зарплата дальнобойщика колеблется от 35 до 60 тысяч рублей в месяц и зависит от многих факторов. Если работаешь в транспортной компании, то нужно быть на хорошем счету у начальства, чтобы тебе давали «хлебные» рейсы.

Дальнобойщик лично контролирует ход загрузки в фуру. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Готовим на стоянке»

Загрузка окончена, мы выезжаем. Денис везет шесть тонн, это почти в два раза меньше объема грузовика, поэтому в деньгах он недобирает. У дальнобойщика нет никаких примет или ритуалов перед дорогой, из оберегов — маленькая иконка в салоне. По его словам, главный ритуал — это соблюдение ПДД.

В салоне «Реношика» кондиционера нет, как нет и привычного многим автолюбителям навигатора. Денис хорошо знает дорогу и удобные подъезды к месту назначения. На полу кабины — баллон с питьевой водой, чайник.

«В дорогу всегда беру теплую одежду, кастрюлю, сковородку, газовую плитку. Готовим сами себе в дороге на стоянке. Так выходит дешевле, чем по кафе ходить», — поясняет водитель.

На выезде из города Денис сигналит легковым автомобилям, которые так и норовят то перед носом выскочить, то справа обогнать.

«Автолюбители зачастую создают аварийную ситуацию, — комментирует он. — На трассе, когда едешь в подъем, водитель легковой не всегда может тебя обогнать, поэтому он спешит и при возможности обгона вылетает вперед, подрезает, что может привести к аварийной ситуации. Другой момент — справа лезут по обочинам, обгоняют, а это очень опасно, ведь на грузовом автомобиле в правом зеркале плохой обзор, есть “слепые” зоны».

Почему фуры паркуются возле постов и кафе

На пути следования мелькают придорожные кафе, где стоят фуры. «Это проверенные точки у дальнобойщиков. Я тоже питаюсь только в опробованных кафе, — говорит водитель. — Но могу сказать и другое: сейчас обеды в кафе стали для дальнобойщиков роскошью, потому что командировочные выплаты такие маленькие, что хоть бы на лапшу заварную хватило».

Проезжаем пост ДПС. Автоинспектор внимательным взглядом провожает «Реношика».

«А почему возле постов всегда фуры паркуются? Дальнобои так отдыхают?» — спрашиваю я.

Денис улыбается: «Типа того. Якобы под присмотром, но не думаю, что сотрудники полиции в этот момент заняты безопасностью водителей. Надеяться можно только на себя. Бывает, вооружённая охрана машины сопровождает. Но и она не всегда может справиться с охраной груза, были случаи, когда эти люди убегали при появлении опасности».

Водители фур паркуются на знакомых стоянках. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Есть ли банды на трассе

Опасности в пути подстерегают разные: это и ДТП, и преступники.

«Криминальная обстановка в последнее время ухудшилась сильно, — подтверждает Денис Бесчастный. — От Москвы до Санкт-Петербурга часто обворовывают машины. Если возле Долгопрудного или Химок остановишься не на платной стоянке, жди беды. Бывает так: к месту загрузки-выгрузки подъехал ночью, но предприятия ночью не пускают фуры на территорию. В итоге водители до утра вынуждены ютиться на обочине рядом. Соответственно, люди, которые хотят легкого заработка, подъезжают. Тарабанят по кабине, требуют деньги якобы за безопасность, чтобы ничего с машиной не случилось. Лично со мной был такой случай в Химках. Подъехали четверо. Говорят, не дашь денег — отберем все. А что мне оставалось делать? У меня вариантов не было. Если полицию вызвать, то они сначала тебя проверят по полной программе, а в итоге ничем не помогут. Уже не рад будешь, что связался».

Коллега Дениса ехал по Пермскому краю, когда у него сломался автопоезд. К нему подъехали двое парней и стали вымогать деньги: говорят, не дашь — колеса порежем. Водитель ответил: «Режьте». Юноша начал ножиком ковырять колесо: шина взорвалась, ему оторвало кисть руки. Так молодой человек стал инвалидом по глупости.

У другого коллеги Дениса по дороге в Волгоград полмашины выгрузили на ходу. Ночью из-за перекрестка подъехала «Газель» без включенных фар, пристроилась сзади, открыли борта фуры и перегрузили часть груза.

Кабина дальнобойщика — одновременно и его дом на колесах. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Ехать или спать?

В дороге Денис придерживается требований тахографа (контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств): проехал три-четыре часа — отдыхает, осматривает машину. Чтобы не болела спина, делает разминку, может ненадолго прилечь.

Главное его правило — глубокой ночью не работать, в период с трех до семи утра — отдыхать, потому что это самое опасное время на трассе.

«Я не борюсь со сном. Если очень хочу спать, то сплю, — поясняет Денис. — Потому что в этом случае ни кофе, ни крепкий чай, ничего не помогает».

Самый долгий выезд Дениса — город Братск в Иркутской области, 6800 километров от Ростова.

Кто виноват в разбитых дорогах

На очередном ухабе говорю Денису, что многие считают, что именно такие, как он, дальнобойщики, делают дороги разбитыми.

«В России очень серьезные проблемы с качеством дорог, — отвечает дальнобойщик. — Я считаю, что виноваты в этом не грузовики, которые якобы разбивают и портят автомобильное полотно, а чиновники, которые принимают эти дороги, контролируют. Вот эти люди и виноваты. Если бы они качественно выполняли свою работу, было бы намного продуктивнее. На трассе М-4 “Дон” более-менее нормальные участки дороги платные. А большинство — двухполосные, одна полоса в одну и другую. Есть дороги, где на полосе машина помещается впритык, абсолютно нет запаса для маневра. У меня до сих пор зеркало повреждено, потому что со встречным грузовиком не разошлись».

О дружбе дальнобойщиков

Отношения между дальнобойщиками на дороге складываются не всегда просто.

«Есть такие водители, которым бы осла с тележкой не доверил, — поясняет Денис. — Кто-то к погрузочно-разгрузочной рампе не может задом подъехать, кто-то едет и в планшет смотрит, а другие и вовсе не знают, как устроена машина».

По его словам, взаимовыручка между дальнобойщиками быть должна, но не всегда это получается.

«Бывает, на парковке подходит коллега и просит подсказать, как цепи надевать на колеса. Я объясняю. А он потом: “Может, пойдешь и наденешь?” Это дилетанты в нашем деле, таким принципиально не помогаю».

Бывает, что по рации дальнобойщики зовут на помощь: колесо нужно закинуть или что-то тяжелое придержать. В таких случаях помощь им, скорее всего, окажут, хотя у многих водителей большегрузов времени на остановки нет.

Главная опасность

По мнению Дениса, главная опасность для дальнобойщиков на дороге — вовсе не бандиты, а система автоматического весогабаритного контроля. Пилотный проект запустил Росавтодор. Специальной системой грузовики взвешиваются прямо во время движения, и перегруз выявляют без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора.

Минимальный штраф для машины составляет от 150 тыс. рублей. Систему уже установили на краснодарском направлении.

«У моего приятеля такой же автомобиль, как у меня, ему прислали штраф на сумму 1 млн 650 тыс. рублей. У него машина даже столько не стоит. — говорит Денис. — Штраф за то, что он якобы превысил грузовые параметры, перегрузил машину. У него было загружено 11 тонн при максимуме возможного 12 тонн. Он проехал под четырьмя рамками из Краснодара до Ростова-на-Дону. Работу системы проверить невозможно, оспорить показания и штраф сложно, невиновность свою никак не докажешь. А если зимой на машину налипло снега, масса транспорта увеличилась на 300 кг, то будь добр, заплати штраф. Многие нормативные акты идут вразрез со здравым смыслом».

Денис считает, что клиенты сейчас скорее обратятся к частнику, чем в транспортную компанию.

«Я стараюсь цену держать, не беру загрузки, которые мне невыгодны. Мои услуги иногда стоят дороже, чем в крупной транспортной фирме. Но многие заказчики знают меня и предпочитают лучше чуть больше заплатить мне, но не искать потом свой груз по стоянкам. У меня есть репутация, — объясняет дальнобойщик. — Есть такие, кто пытается выгадать дешевле. Один такой через три дня позвонил, говорит, приезжай — грузись. Оказалось, что одна машина застряла с грузом на стоянке, другой водитель напился, третий вовремя не доставил груз, заезжал по своим делам в другой город. А заказчики предпочитают работать с проверенными людьми».

Есть ли будущее у профессии

Многие коллеги Дениса готовы продать транспорт и уйти из бизнеса. Но кто купит? Многим профессия кажется бесперспективной, спрос на большегрузы невысок.

«Транспортные предприятия развиваются, укрупняются, — рассказывает ростовчанин. — Набирают транспорт, берут водителей без опыта, без стажа, без навыков. Профессия сложная, но на это мало кто обращает внимание. Важно, чтобы ты груз доставил, деньги привез в компанию, а там уже заплатят или не заплатят водителю — это третье. Водитель постоит, помнется — и пойдет в другую компанию. И так многие по кругу ходят».

В конце беседы Денис добавил:

«Уже пять человек моих знакомых ушли из жизни — умерли. Сердце не выдержало, один скончался прямо за рулем. Им и сорока лет не было».

У Дениса двое детей, в октябре они с женой ждут третьего. Именно этот факт заставляет его садиться за баранку и колесить по дорогам.