НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Гоночные Porsche 911: 1,5 миллиона евро и 1500 «лошадей»

15 августа 2017 10:26
Три Porsche с индексами 911 GT3 Cup, GT3 R и RSR и полный комбинезон страха!

Я пристёгнут к ложементу и сжимаю в руках руль с 10 кнопками, 5 переключателями и огромным дисплеем в центре углепластиковой ступицы. Слева и справа — мощные трубы каркаса безопасности, на центральной консоли — ещё пара десятков тумблеров и клавиш. «Сначала включай зажигание, потом ты должен завести двигатель, тяни правый подрулевой лепесток на себя, жми педаль газа примерно на половину и плавно отпускай сцепление», — напутствует меня француз Кевин Эстре, чей боевой Porsche 911 RSR я должен вывести на трек, едва зажжётся зелёный сигнал светофора в конце пит-лейн. Сзади — 510-сильный атмосферник, а стоит эта машина 833 тысячи евро. А с налогами — целый миллион! Хм, сколько лет я буду в рабстве у Porsche, если встречусь с бетонным отбойником Лаузитцринга?

Слева направо: Porsche 911 RSR, 911 GT3 R, 911 GT3 Cup. На вид почти одинаковые, но цены сильно отличаются: 832 700 евро, 429 000 евро и 189 900 евро, соответственно. И это без учёта налогов!

В смелости ребятам из Porsche Motorsport не откажешь! Кто ещё решится собрать в самый разгар гоночного сезона два десятка журналистов со всего мира и выкатить для тест-драйва три гоночных купе 911 GT3 Cup, GT3 R и RSR? Причём последний дебютировал всего несколько месяцев назад — на январском марафоне «24 часа Дайтоны», а сейчас пилоты заводской команды борются на них за победы в чемпионате мира WEC и серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship. Да ладно, сначала нам дадут поездить на дорожных Porsche, как это было год назад во время знакомства с боевым «Кайманом» GT4 Clubsport. Как раз на пит-лейн стоит новый 911 GT3 (о нём подробно читайте в статье по ссылке) и уже коллекционный 911 R...

Нас инструктировали эти трое парней – гонщики заводской программы Porsche Motorsport. Слева – Мэт Кэмпбелл, победитель австралийского Porsche Carrera Cup 2016, ныне выступающий в Porsche Supercup на 911 GT3 Cup. В центре – Матьё Жамине, победитель французского Porsche Carrera Cup 2016, который в этом сезоне участвует в целой россыпи марафонских гонок (VLN, Blancpain Endurance Series, ADAC GT Masters) и серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship на 911 GT3 R. Справа – Кевин Эстре, пилотирующий 911 RSR в чемпионате мира FIA WEC и той же серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship

Дудки! Оливер Хилгер из PR-отдела Porsche Motorsport без тени волнения рассказывает план действий: «На этот раз никаких серийных машин. Сначала даём вам ознакомительный круг, затем вы заезжаете на пит-лейн, мы всё проверяем и — полный вперёд!» Похоже на сон, причём я даже не знаю, радоваться или бежать — прежде я никогда не ездил на столь мощной машине с гоночной коробкой передач, широченными сликами, развитой аэродинамикой и без ABS. Хорошо, что начинаю я с самой «простой» версии — 911 GT3 Cup. Будет время освоиться.

К слову, этот праздник был с немного грустным оттенком — в июле Porsche объявила, что покидает высшую категорию WEC — класс LMP1 — после трёх подряд побед в Ле-Мане. И это породило массу вопросов относительно судьбы GT-программы.

Нет никаких сомнений в том, что мы продолжим соревноваться в GT-классах – это наша история, наша ДНК и, кроме того, успешный проект
 Доктор Франк-Штеффен Валлизерглава Porsche Motorsport

Неудивительно, если принять во внимание факт, что именно Porsche 911 GT3 Cup является самой популярной гоночной машиной класса GT в мире — с 1998-го он разошёлся тиражом свыше 3 тысяч экземпляров разных поколений. Соревнуются на них в многочисленных монокубках, включая вершину — Porsche Supercup, который сопровождает этапы Формулы-1 в качестве гонок поддержки. А перед юбилейным 25-м сезоном купе в очередной раз обновили. Что же изменилось?

Снаружи GT3 Cup 2017 очень похож на серийный GT3 — от него он получил новые бамперы, дверные ручки и зеркала. Разве что колёса непривычно маленькие — традиционные для мира автоспорта 18-дюймовые диски, обутые в гоночные слики Michelin. И, конечно, огромная этажерка сзади с наклейками Adidas на торцевых пластинах — это давний партнёр Porsche. Но главное в 1200-килограммовой машине — это 4-литровый атмосферный двигатель взамен прежнего 3.8. На 25 «лошадей» увеличилась мощность (теперь их 485) и подрос крутящий момент.

22-летний паренёк Мэт Кэмпбелл, разгромивший всех в прошлом году в австралийском Porsche Carrera Cup, а ныне перешедший в Supercup, рассказывает: «В зависимости от трека новый GT3 Cup стал на 1-2 секунды быстрее, но будь осторожен — теперь он ещё сложнее в управлении из-за прироста мощности». И, словно в подтверждение его слов, с трассы вылетел кто-то из коллег и засадил GT3 Cup в гравийную ловушку! А я должен был ехать после него...

«Нам нужно около 30 минут, чтобы проверить машину после вылета и очистить её от гравия, поэтому тебе придётся начинать с 911 RSR», — говорит мне Оливер. Вот уж «повезло»! В деталях о новом RSR я рассказывал ещё в мае, когда посещал этап серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship (подробности — в статье «Гламур, Porsche и странные буквы: как развлекаются американцы»). А вкратце — в этом купе от серийных Porsche 911 остались разве что задние фонари и дверные ручки!

Все наружные панели — из углепластика, 4-литровый двигатель (всё от того же GT3 RS, но с кучей доработок) развёрнут на 180 градусов и сдвинут вперёд, в пределы колёсной базы. То есть, RSR — среднемоторный! Подвески — двурычажные, включая и переднюю (у остальных — McPherson и многорычажка). Даже внутренний модуль фар перекочевал сюда с Porsche 918 Spyder. А главное — новое расположение оппозитной шестёрки позволило сделать сзади огромный диффузор. В сочетании с передним (да, это тоже диффузор!) аэродинамический обвес способен генерировать до 800 кг прижимной силы на максимальной скорости.

Внутри Porsche 911 RSR больше напоминает космический корабль. И гонщики умудряются следить за целой россыпью кнопок и показаниями дисплея, не отвлекаясь от управления машиной! Накануне теста нам даже выдали инструкции, чтобы мы запомнили, для чего нужны все эти переключатели — они управляют интенсивностью и порогом срабатывания противобуксовочной системы, программами работы двигателя, выводом информации на дисплей, стеклоочистителями. Плюс активация ограничителя скорости на пит-лейн, радио, поворотники, подача воды в шлем (поилка) и включение задней передачи. Ложемент в RSR жёстко зафиксирован, но можно подвинуть педальный узел

Мне от этого совершенно не легче хотя бы потому, что я... ничего не вижу! Да, тут регулируется руль в обеих плоскостях и можно двигать педальный узел, но этот ложемент в машине явно рассчитан на более высокого Кевина Эстре. А у меня перед глазами — углепластиковый штурвал с дисплеем и кучей светодиодов, как в Формуле-1. Тронуться на гоночной «секвенталке» (кстати, все коробки Porsche разрабатывает самостоятельно) оказалось на удивление легко, ограничитель скорости на пит-лейн включается при старте автоматически, поэтому мне остаётся только следить за диодами.

Верхняя дорожка — это обороты. Как только она начинает мигать голубым, нужно переключаться вверх (уже без всякого сцепления, оно во всех трёх машинах нужно только для старта с места). Вооооооам, вооооооооооам, воооооооааааааа! Чёрт подери, как же громко ревёт мотор, заполняя собой весь кокпит вместе с воем и свистом прямозубых шестерней гоночной коробки передач! Что там Оливер говорил про беруши? Их-то я и забыл! Есть ещё куча огонёчков — фиолетовые свидетельствуют о блокировке передних колёс, жёлтые — о блокировке задних, а индикаторы на панели — о том, что в работу включилась противобуксовочная система (она тут есть, в отличие от ABS). По сравнению с этим космическим кораблём прошлогодний Cayman GT4 Clubsport — просто детская игрушка!

К тормозам за 3 круга подряд я так до конца и не привык — раз за разом сдвигал точки начала торможения, но делал это с запасом, так как мне не хотелось отправить 911 RSR в стену (а их здесь предостаточно!) или гравийную ловушку. Лишь потом я узнал, что... надо было топить в пол что есть силы — вакуумного усилителя тормозов нет ни в одной из машин, а широченные слики в сочетании с прижимной силой можно заблокировать разве что непосредственно перед входом в поворот, когда скорость падает. Да и в быстрых дугах можно было так не скромничать.

Кое-как протискиваюсь обратно через лабиринт труб каркаса безопасности (и как гонщики меняются за 10-11 секунд во время пит-стопов?) и иду к яркому жёлто-зелёному 911 GT3 R. «Эрка» создана по требованиям класса FIA GT3, где технический регламент достаточно либерален, но нужно следить за ценой, иначе клиенты будут выбирать продукцию конкурентов, коих предостаточно — BMW, Bentley, Ferrari, Audi, Lamborghini. У неё тоже уникальный аэродинамический обвес из углепластика, но подвески сохранили принципиальную схему дорожных 911, а 500-сильный двигатель расположен за задней осью. На GT3 R мне будет ехать психологически проще — тут есть ABS, а стоит он вдвое меньше, чем RSR — 429 тысяч евро без учёта налогов.

Porsche 911 GT3 R — уже не космический RSR, но кнопок и тумблеров у него не намного меньше. У ABS и противобуксовочной системы — 11 режимов работы!

Кстати, несмотря на близкую мощность, двигатели у всех трёх гоночных 911 разные. У GT3 Cup, по сути, обычный мотор от дорожного GT3 RS c другим выхлопом и воздушным фильтром. R — это иные поршни, шатуны, впускным и выпускным коллекторами, а система изменения фаз газораспределения VarioCam тут только на впускном распредвале (сами валы тоже «свои»). Предельные обороты — 9500 в минуту, бензин с октановым числом 102.

У RSR VarioCam отсутствует, клапаны сделаны из титанового сплава, а дроссельных заслонок тут 6 — по каждой на цилиндр. У него третий вариант распредвалов и поршни для более высокой степени сжатия. Так почему мощность почти одинаковая? Всё дело в рестрикторах, ограничивающих приток воздуха — таким образом FIA пытается уравнять возможности разных машин в гонках, чтобы между ними была борьба.

Без рестриктора мощность мотора 911 RSR была бы гораздо больше 510 лошадиных сил. 600? Нет, всё же поменьше. Мы думали и о турбированном двигателе, тем более, такие уже есть у наших конкурентов — Ferrari и Ford. Но это увеличило бы массу на 30-40 кг, что нас не устраивало
Александер Штехлиг Менеджер проекта 911 RSR в FIA WEC

ABS на 911 GT3 R нужна для того, чтобы гонщикам-любителям (их много в категории FIA GT3) было проще в марафонских гонках, где надо контролировать износ шин, а за ход длительного заезда накапливается банальная усталость. В комбинезоне в кокпите жарко — за бортом за 30 градусов, а внутри, кажется, почти сауна! Кондиционера тут, разумеется, нет — только трубки, куда вентилятор гонит воздух. И одна из них дует мне прямо в глаз (я надел открытый шлем)... Второй момент — это перегрузки. Они чувствуются даже на Лаузитцринге, хотя его конфигурация не изобилует скоростными поворотами. Следить надо и за табличкой, которую каждый круг показывает инженер — нельзя пропустить момент заезда в боксы. Хорошо, что с обзорностью проблем уже не испытываю.

Ибо скорость в том месте — 240 км/ч! Но с ABS я торможу смелее, подлетаю к отметке «100» до поворота, жму педаль в пол и 911 GT3 R буквально вкапывается в асфальт! Тело удерживают гоночные ремни, а вот руки упираются в руль. Причём ABS так ни разу и не сработала — эх, знать бы это в 911 RSR. Но наличие электронных систем не говорит о том, что «Эрка» лёгкая в управлении — короткоходная и тугая педаль газа с непривычки осложняет дозирование, и небольшая ошибка на входе в правую длинную дугу едва не стоила мне разворота. Я слишком резко сбросил газ и меня тут же занесло!

После RSR и GT3 R кокпит GT3 Cup кажется даже... пустоватым. На руле — кнопки управления стеклоочистителями, дальним светом, радио, включения задней передачи, сброса расхода топлива и ограничителя скорости на пит-лейн. Во всех трёх машинах руль регулируется и по вылету, и по углу наклона. Сиденья двигаются вперёд-назад у GT3 Cup и GT3 R

Наконец, GT3 Cup, с которого я должен был начинать знакомство с линейкой гоночных Porsche 911. Внутри тут дышится легче — нет сетки справа, на простеньком руле — всего 8 кнопок. Прижимная сила не так влияет на характер, поэтому ощущения от него наиболее привычные. В монокубках машины у всех одинаковые, различаются только настройками, а Мэт Кэмпбелл поделился секретом побед: «Главное в нём — вход и средняя фаза поворота. И надо быть внимательным на торможениях — колёса тут заблокировать гораздо легче, чем в RSR».

Верю! Сначала промахиваюсь с точкой торможения перед первым поворотом, потом стараюсь действовать аккуратнее (солнце раскалило трек, а шины уже прилично изношены), но всё же слегка блокирую передние колёса перед финальной медленной секцией и под резкий запах жжёной резины направляю GT3 Cup на последний круг. Эх, ещё бы по сессии на каждой машине! Я только-только начал понимать, как правильно ехать на этих «911-х» и чего от них ждать на высоких скоростях, привыкать к тормозам, к реакциям и сцеплению с асфальтом на гоночном слике, но всё закончено.

По словам заводских гонщиков, разница на 3,5-километровой трассе (конфигурация для гонок DTM) между GT3 Cup и RSR – всего 2 секунды! GT3 R проигрывает продвинутому RSR тут и вовсе 0.4. Но на более длинных треках с множеством скоростных поворотов RSR будет гораздо быстрее

Благо, что на хорошей ноте — в итоге ни одна машина не пострадала, а с Лаузитцринга все уезжали с улыбками на лицах. Когда ещё представится возможность протестировать сразу три гоночных Porsche, да ещё и пересаживаясь из одного в другой? Каждый километр на этой технике стоит очень дорого, безумно дорого. Но, если Porsche Motorsport продолжает свою GT-программу, то не исключено, что мы ещё встретимся. И эта встреча будет ещё желаннее первой.